Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня семьи, воспитывающие ребёнка- инвалида, относятся к социально незащищенным категориям населения. У таких семей одними из необходимых потребностей является: медицинское и социальное обслуживание, а ежемесячный доход значительно ниже среднего. В настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий семейных систем имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, обеспечивающего новый уровень интегрированных знаний в этой сфере.
Количество детей с ограниченными физическими возможностями в мире превысило 240 млн. Согласно данным пенсионного фонда, всего в России 11,7 млн инвалидов, дети составляют из них 5,6%: 402 тыс. - мальчики, 298 тыс. – девочки [21]. Число детей с инвалидностью и ограничениями по здоровью в России неуклонно растет, эти показатели необходимо учитывать при формулировании задач в сфере здравоохранения. В Москве растет число детей-инвалидов. На сегодня их число составляет почти 33 тыс. За 5 лет количество детей-инвалидов в столице выросло на семь тысяч человек [18].
Практика социальной работы охватывает целый ряд мероприятий, включая различные формы терапии и консультирования, групповая работа и общественная работа, а также информационно-пропагандистская деятельность и политическое вмешательство. Целостная направленность социальной работы универсальна, но приоритеты практики социальной работы будут варьироваться от страны к стране и время от времени в зависимости от исторических, культурных, политических и социально-экономических условий.
Инвалидность предъявляет к семейной системе ряд дополнительных требований или проблем; большинство этих требований сохраняется в течение длительного времени. Многие из этих проблем связаны с типом инвалидности, возрастом человека с инвалидностью и типом семьи, в которой он живет. Существует финансовое бремя, связанное с получением медицинских, образовательных и социальных услуг; покупка или аренда оборудования и устройств; оформление жилья в доме; транспорт; лекарства и специальное питание.
В то время как координация помощи или ведение пациентов часто являются заявленной целью программ обслуживания, в их реализации есть много недостатков. Семьи испытывают бремя этого отсутствия координации. Ежедневное напряжение, связанное с заботой и помощью, приводит к утомлению членов семьи. Существует целый набор проблем, которые создают эмоциональное напряжение, включая беспокойство, чувство вины, тревогу, гнев и неуверенность в причине инвалидности.
Социальные работники во всем мире обязаны защищать, обогащать и реализовывать ценности и принципы, отраженные в этом определении. Определение социальной работы может иметь смысл только тогда, когда социальные работники активно придерживаются ее ценностей и видения. Целью поддержки семей является обеспечение того, чтобы семьи, в которых есть дети с любым видом инвалидности или особые медицинские услуги, нуждались в знаниях и поддержке для принятия осознанных решений, способствующих развитию и благополучию их детей.
Степень разработанности проблемы в литературе. Проблемам социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка-инвалида посвящены работы таких ученых, как Ж. А. Захаровой, Н. А. Меркуловой, Л. В. Токарской. Мнения учёных сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов, постоянный рост числа детей-инвалидов в современной России свидетельствует о актуальности разработанности мер и способов социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка инвалида. Проблемы социализации детей-инвалидов проанализированы с привлечением теорий зарубежных авторов (Ж. Пиаже, М. Мид, 3. Фрейд, Э. Гидденс, Н. Смелзер, А. Шюц), которые исследовали детскую субкультуру, мироощущение детей, формы его проявления и возможности реализации интересов, а также специалистов разных научных направлений: социологии, психологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Обучение детей с ограниченными возможностями было рассмотрено Д. В. Зайцевым, И. И. Лошаковой, Ю.Н. Мануйловой и Л.Н.Смирновой, П.В. Романовым, Т.И.Черняевой, Е.Р. Ярской-Смирновой.
Вместе с тем можно выделить следующее противоречие между необходимостью социального сопровождения семей, воспитывающих ребенка-инвалида и недостаточным применением форм социального сопровождения в практике центра социальной помощи семье и детям.
Все вышесказанное определило выбор темы исследования: «Технологии социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка- инвалида».
Объект исследования: процесс социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Предмет исследования: технологии социальной работы с семьей, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Цель исследования – определить технологии социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.
Задачи исследования:
1) дать определение понятий инвалид, ребенок-инвалид, семья, воспитывающая ребенка-инвалида.
2) проанализировать технологии социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида;
3) рассмотреть опыт социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья в ЦСПР «Роза ветров».
Методы исследования: анализ, обобщение, синтез; наблюдение, анализ документов.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение города Москвы центр социальной поддержки и реабилитации детей инвалидов «Роза ветров» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА
1.1. Определение основных понятий, определяющих социальную работу с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
«Изменения в социальных отношениях и социальные потрясения болезненны для уязвимых слоев населения, к которым относятся, в частности, дети с ограниченными возможностями. Рост числа детей с ограниченными возможностями в России сопровождается поиском решений проблем этой группы людей, предоставлением им с доступной средой» [20, с. 57]. Инвалидность распространена — примерно 1 из 50 детей имеет инвалидность. Существует множество видов инвалидности, в том числе инвалидность, с которой дети рождаются, инвалидность, которая развивается после рождения, и инвалидность, вызванная травмой. Дети с инвалидностью могут иметь особые потребности и нуждаться в раннем вмешательстве и максимально возможной поддержке.
Во многих городах России созданы специальные службы для инвалидов, которые работают с детьми и молодыми людьми от рождения до 25 лет. Услуги специальных центров становятся все более междисциплинарными, для обеспечения тщательного рассмотрения и координации надлежащей поддержки в области здравоохранения, образования и социального обеспечения.
«Социальные работники ежедневно оказывают услуги различным группам населения. Одной из таких групп населения являются люди с ограниченными возможностями. Инвалидность может принимать различные формы, такие как физические, когнитивные или психические заболевания» [20, с. 58]. Люди с инвалидностью часто страдают от виктимизации, стигматизации и сегрегации в обществе.
Основные понятия, связанные с инвалидностью:
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [24].
Ребенок-инвалид – это лицо в возрасте до 18 лет, имеющее физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения развития [23]. Ребенок с особыми потребностями — это молодой человек, который требует особого внимания и особых потребностей, которых нет у других детей [25]. Государство может объявить этот статус с целью предоставления льгот и помощи для благополучия и роста ребенка. Различные состояния и нарушения могут быть классифицированы как особые потребности. Они могут включать хронические и неизлечимые заболевания, физические нарушения, а также когнитивные или психические проблемы. Проблемы с подвижностью у детей-инвалидов затрудняют, а иногда и делают невозможной игровую деятельность среди сверстников; нарушения зрения мешают ребенку находить и исследовать; когнитивные нарушения ограничивают развитие ролевой игры. На самом деле, любое из этих нарушений, физических, когнитивных и сенсорных, создает барьеры для спонтанного участия в игре и игровой деятельности. Маленькие дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, как правило, имеют проблемы с устным общением, социальными правилами, физическими навыками, такими как ползание или ходьба, и навыками повседневной жизни, такими как кормление или одевание.
Семья с ребенком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но у большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, но главное - специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью[22].
Есть несколько моделей, которые можно использовать для понимания инвалидности.
В медицинской модели инвалидности человек понимается как инвалид по своему физическому или когнитивному состоянию. Эта модель возлагает на человека с ограниченными возможностями ответственность за «преодоление» инвалидности и адаптацию к окружающему их обществу.
Социальная модель инвалидности рассматривает инвалидность как нормальную часть человечества, где каждый несет коллективную ответственность за создание пространств и услуг для всех людей.
Одним из недавно разработанных подходов является правозащитная модель инвалидности. Эта модель подчеркивает, что инвалидность является нормальной частью человеческого разнообразия и что люди с ограниченными возможностями должны иметь такие же права, как и все остальные. Несмотря на то, что социальная модель инвалидности и модель прав человека во многом пересекаются, модель прав человека признает, что существуют некоторые сложные аспекты определенных видов инвалидности, которые все еще будут существовать даже после устранения социальных барьеров.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрейчик, Л. Н. Инновационные методы установления контакта с особым ребенком / Л. Н. Андрейчик, Т. А. Демидова, В. В. Ильчуркина // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 168-171.
2. Благотворительный фонд «Димина Мечта» [Электронный ресурс] / https://ddfrussia.ru/priglashaem-na-kruglyj-stol-obzor-rezultatov-pilotnogo-proekta-portazh-v-tsspr-roza-vetrov/ (дата обращения 10.12.2022).
3. Буянова, М. О. Социально-трудовая реабилитация и адаптация инвалидов / М. О. Буянова. - М.:ЮРАЙТ, 2020. – 342 с.
4. Виды инвалидности в России: классификация, степени и условия получения [Электронный ресурс] / https://doorinworld.ru/stati/vidy-invalidnosti-v-rossii-klassifikatsiya-stepeni-i-usloviya-polucheniya (дата обращения 10.12.2022).
5. Власов, В. И. Особенности правового положения инвалидов / В. И. Власов, О. М. Крапивин // Гражданин и право. – 2013. – № 10. – С. 45-56.
6. Вовлечение родителей в коллективно-творческую деятельность / Н. Г. Щербатова, О. А. Чадаева, Е. К. Бердникова [и др.] // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 340-342.
7. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения: учеб. пособие / В. П. Галаганов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИЦ «Академия», 2007. - 176 с.
8. Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ ЦСПР «Роза ветров») [Электронный ресурс] / https://dszn.ru/department/subordinate/1604 (дата обращения 10.12.2022).
9. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с.
10. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учеб. пособие / Л. В. Карцева. - Москва : ИТК «Дашков и К», 2008. - 224 с.;
11. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы : учеб. пособие для СПО / Т. Б. Кононова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.
12. Курбатов, В. И. Социальная работа: учеб. пособие / В. И. Курбатов. - Москва : ИТК «Дашков и К»; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2007. - 480 с.;
13. Медведева, Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник / Г. П. Медведева. - Москва : ИЦ «Академия», 2007 - 272 с.;
14. Мой особый семейный центр «Роза ветров» [Электронный ресурс] / https://xn--e1aaancaqclcc7aew1d7d.xn--80adxhks/our-centers/roza-vetrov/ (дата обращения 10.12.2022).
15. Мокшанцев, Р. И. Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие / Р. И. Мокшанцев. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 314 с.
16. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы : учебник и практикум для СПО / И. В. Наместникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
17. Основы социальной работы : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 213 с.
18. Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс] / https://www.mos.ru/mayor/themes/1299/7000050/ (дата обращения 10.12.2022).
19. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223- ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76452/ (дата обращения 10.12.2022).
20. Синельщикова, Е. Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации / Е. Ю. Синельщикова // Российская юстиция. – 2015. – № 3. – С. 57-59.
21. Советник президента России заявила о росте числа детей с инвалидностью [Электронный ресурс] / https://tass.ru/obschestvo/11170585/ (дата обращения 10.12.2022).
22. Типичные проблемы семей с детьми-инвалидами [Электронный ресурс]https://studwood.net/770027/sotsiologiya/tipichnye_problemy_semey_detmi_invalidami (дата обращения 10.12.2022).
23. Туран, Н. К. К вопросу об особенностях становления личности и самосознания ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Н. К. Туран // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 340-343.
24. Федеральный закон №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / https://mintrud.gov.ru/docs/laws/75 (дата обращения 10.12.2022).
25. Что такое ребенок с особыми потребностями? [Электронный ресурс] / https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.bae96d5e-63b00b07-747f7a87-74722d776562/https/www.investopedia.com/terms/s/specialneedschild.asp (дата обращения 10.12.2022).
26. Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с.
27. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Е. Р. Ярская-Смирнова. - Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004. - 316 с.