Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Проблема девиантного поведения широко раскрыта в отечественной и зарубежной социологической литературе. Нужно отметить, что такой аспект, как девиация среди молодёжи, изучен в настоящее время еще очень мало. В подростковом возрасте девиантное поведение представляет собой сложное явление, и именно поэтому изучение данной проблемы носит разноплановый и междисциплинарный характер.
Формы девиантного поведения оказывают влияние на интеллектуальные способности молодежи, на познавательные процессы. А ведь количество молодежи с отклоняющимся поведением всё возрастает. Между тем, современный мир требует от человека высокого развития интеллекта, а главное, творческих способностей. Оказывает ли влияние девиантное поведение на творческое мышление молодежи, то есть на креативность? Существует ли взаимосвязь между девиантным поведением и креативностью? Именно этот вопрос и является проблемой данного исследования.
Исследованию девиаций свои теории посвятили многие зарубежные ученых, а именно: психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; антропоцентрические теории Э. Кречмера, П. Келли, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теории аномии Р. Мертона, Э. Дюркгейма; теория стигматизации Г. Беккера; культурологические теории Э. Сатерленда А. Миллера; конфликтологическая теория O. Тура; социально-психологический подход C. Линга, Р. Харре. синтезированный подход Н. Смелзера; теория социального научения А. Бандуры.
Объект исследования: студенты с девиантным поведением.
Предмет исследования: творческое мышление его влияние на девиантное поведение.
Цель работы: проследить связь творческого мышления личности и склонности к девиантному поведению студентов.
Задачи:
- рассмотреть понятие творческого мышления;
- изучить девиантное поведение студентов: факторы риска;
- рассмотреть связь и взаимодействие креативности и девиантности.
- выявить способы профилактики девиантного поведения студентов.
Методологическую основу исследования составляют социологические теории, изучающие проблему девиантного поведения, а также анализ, сравнение и классификация теоретических источников, изучающих особенности творческого мышления личности.
Глава 1. Творческое мышление и девиантное поведение: определение понятий
1. 1. Понятие творческого мышления
Креативное мышление – это способность находить уникальные, оригинальные решения. Креативное мышление, также известное как творческое решение проблем, является ценным и востребованным гибким навыком в самых разных профессиях. Творческий акт может быть грандиозным и вдохновляющим, например, создать красивую картину или создать инновационную компанию. Но идея не обязательно должна быть художественной или изменяющей мир, чтобы считаться творческой. Жизнь требует ежедневной изобретательности и новых обходных путей; в этом смысле почти каждый обладает некоторым творческим потенциалом.
Креативное мышление заключается в разработке инновационных решений проблем. Творческие мыслители проводят мозговой штурм не только с большим количеством идей, но и с их разнообразием и разнообразием. После мозгового штурма свои идеи творческие мыслители будут экспериментировать с ними. Они рассматривают идеи с разных точек зрения и анализируют, как их решения вписываются в рамки того, над чем они работают. Креативные мыслители не боятся рисковать и пробовать новые идеи. Фактически, эта способность разрабатывать, тестировать и внедрять оригинальные решения делает их ценным активом практически на любом рабочем месте. Креативное решение проблем выделяется как инновационное. Творческий человек, решающий проблемы, найдет новые решения, а не просто определит и внедрит норму.
«Креативное мышление включает в себя процесс инновационного решения проблем — от анализа фактов до мозгового штурма и совместной работы. Примеры этих навыков включают аналитические способности, инновации и сотрудничество. Аналитические навыки — это навыки решения проблем, которые помогают вам сортировать факты, данные и информацию для выработки рациональных решений» .
К аналитическим способностям относятся:
-Анализ данных;
-Исследовать;
-Прогнозирование;
-Составление отчетов;
-Устный перевод;
-Коммуникация;
Креативное мышление не должно происходить в одиночку; у вас могут появиться самые креативные идеи, когда вы делитесь своей работой с другими. Навыки совместной работы позволяют учитывать различные точки зрения и способы мышления при разработке и уточнении идей.
Навыки сотрудничества включают в себя:
-Письменное и устное общение;
-Активное слушание;
-Сочувствие;
-Обратная связь;
-Инклюзивность.
Креативное мышление может показаться сверхсилой, предназначенной только для «творческого человека». К счастью, творческие гении не единственные, у кого могут быть инновационные идеи. По своей сути, творческое мышление — это намеренное получение новых идей и новых идей с помощью существующей информации. Часто творческое мышление включает использование разных стилей мышления и изучение информации с разных точек зрения, чтобы увидеть новые закономерности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бочкова М.Н. Поведенческие особенности негативной и антисоциальной креативности на примере подростков / М. Н. Бочкова // Психолого-педагогические исследования. -2019. -Том 11. - № 1.- С. 93—106.
2. Жданова, М. А. Девиантное поведение при командной работе в студенческом коллективе / М. А. Жданова, М. И. Мягков // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 227-229.
3. Иванова, В. А. Исследование творческого мышления в отечественной психологии / В. А. Иванова // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 129-132.
4. Крафт, О.А. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков / О.А. Крафт // Социосфера. – 2014. – № 29. – С. 88-91
5. Мешкова Н.В. Креативность и девиантность: современное состояние проблемы в психологии / Н. В. Мешкова // Психология и право. -2020. -Том 10. № 3. - С. 86—107.
6. Михаелян, Е.Е. Социализация девиантного поведения личности / Е.Е. Михаелян // Теория и практика общественного развития. – 2011. - №7. – С. 60-63.
7. Саидова, З. Х. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека / З. Х. Саидова // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 334-336
8. Саидова, З. Х. Основные направления исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии / З. Х. Саидова // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 901-905.
9. Симончук, Т.Е. Девиантное поведение в подростковом возрасте / Т. Е. Симончук // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2016. – №1. – С. 202-203.
9. Терещенко, Е.Е. Проблема девиантного поведения и пути ее решения: Сборники конференций НИЦ Социосфера / Е. Е. Терещенко. – 2013. – №8. – С. 96-99.