Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы семьей воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями 6
1.1. Характеристика семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями развития 6
1.2. Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии 12
1.3. Система социальной помощи и защиты семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 15
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Технология работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями 22
2.1. Основные направления социальной работы с семьей воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями 22
2.2. Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями 24
2.3. Формы и методы социальной работы с семьями воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями 27
2.4. Практические рекомендации по оказанию помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями 31
Выводы по второй главе 34
Заключение 36
Список использованных источников. 40
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная политика Российской Федерации на сегодняшний день ориентирована на оказание необходимой всесторонней помощи семьям с детьми. Особое внимание со стороны государства направлено на поддержку семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения). В Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р) обозначено, что «раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество» . сноска
По данным Росинфостата, в Российской Федерации в 2020 г. имеют инвалидность 687 718 детей. В структуре основных причин детской инвалидности первое место занимают психические заболевания и умственная отсталость (30 %), второе место занимают врожденные аномалии (24 %), далее наблюдаются нарушения функционирования эндокринной системы (10 %), неврологические проблемы (8 %) и нарушения двигательной функции (5 %) .
Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности такой семьи определяются наличием определенных трудностей. К ним можно отнести большую занятость всех членов семьи решением проблем ребенка; закрытость семьи для внешнего мира; дефицит общения; частое отсутствием работы у матери и многое другое. Однако главной из них является специфическое положение в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Круг проблем семей, имеющих ребенка-инвалида, чрезвычайно широк. Все трудности и проблемы, возникающие в таких семьях, тесно связаны между собой, представляются в единстве и имеют серьезное влияние на жизнеспособность семьи в целом.
С целью привлечения внимания к проблемам инвалидов и их решению государство реализует множество программ, в том числе и по вопросам оказания всесторонней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Объект исследования – семья, воспитывающая ребенка-инвалида.
Предмет исследования – работа с семьей воспитывающей ребенка-инвалида.
Цель курсовой работы: проанализировать особенности работы с семьей воспитывающей ребенка-инвалида.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1.Охарактеризовать семьи, воспитывающих детей-инвалидов
2. Раскрыть основные проблемы семей, имеющих детей-инвалидов
1.3.Проанализировать систему социальной помощи и защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов
2.1. Раскрыть основные направления в работе с семьей воспитывающей ребенка-инвалида
2.2. Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида
2.3. Определить основные формы и методы работы с семьей воспитывающей ребенка-инвалида
2.4. Разработать практические рекомендации по оказанию помощи семье воспитывающей ребенка-инвалида
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, учебно-методических, научных, справочных источников по проблеме исследования, сравнение, обобщение и классификация.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, глоссария и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цели, поставлены задачи, определены параметры исследования.
В первой главе дан анализ теоретическим основам социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида.
Во второй главе рассмотрена технология работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида.
В заключении приведены основные выводы.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с семьей воспитывающей ребенка инвалида
1.1. Характеристика семей, воспитывающих детей с инвалидностью
В современной России отношение к инвалидам меняется к лучшему. От больных детей стали реже отказываться, в крупных городах обеспечивается доступная среда, открываются коррекционно-развивающие учреждения. Тем не менее, необходимо отметить, что наше общество еще только в самом начале пути к истинной толерантности в отношении инвалидов и их родственников, а жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья и их родных в России по-прежнему не назовешь благополучной.
В таких условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества и государства к детям с отклонениями в развитии.
По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время в мире по различным причинам рождается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и количество их постоянно увеличивается. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какие факторы являются ключевыми. Однако, одними из основных являются наследственные патологические состояния, тенденции ухудшения факторов окружающей среды, а также дорожно-транспортные происшествия, природные катастрофы, военные конфликты, питание и злоупотребление наркотическими веществами .
По данным статистики на январь 2019 года в России зарегистрировано 671 000 детей-инвалидов. И эта цифра неуклонно растет (для сравнения – в 2015 году количество детей-инвалидов составляло 590 тысяч человек). А это только официальные данные, по мнению экспертов, реальные цифры гораздо выше .
В недалекие времена об этом не принято было говорить вслух и общество старалось не замечать их существования. Да и созданная система закрытых учреждений для детей с тяжелыми нарушениями, способствовали тому, что именно эти дети зачастую оказывались изолированными от общества, а их семьи оставались наедине со своей бедой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников.
I. Официальные документы
1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. №1156 « О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности « // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. №14. Ст. 1097
3. Постановление Правительства РФ от 21.08.1994 г. №927 « Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности «
4. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы: Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 г №732 //Собрание законодательства РФ 2002 №41 ст. 3984; 2004 №37 ст. 3737
5. Федеральный закон №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/17
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 32. Ст. 3936
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами»
II. Научная литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
2. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
3. Дашевская А.Д. Социальная помощь детям инвалидам / Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения и социальной защиты населения: проблемы профессиональной деятельности и перспективы подготовки кадров: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 22-23 апреля 2008 г. /Уральская государственная медицинская академия / Под ред. К.В.Кузьмина. Екатеринбург, 2008. – 459 с.
4. Дивицина Н.Ф. социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф. Дивицина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 – 351 с. – (Краткий курс лекций для вузов).
5. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.; Под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 304 с.
6. Камаев И.А., Позднякова М.А. Ребенок – инвалид: организация медико – социального обеспечения. Нижний Новгород: Изд – во Нижегородской государственной медицинской академии, 2004. – 304 с.
7. Валитова, И.Е Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии/ Валитова И.Е. // Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2 томах. – Красноярск.: СибГТУ - 2010.- С. 31-35
8. Викторова, Л.В. Модернизация и совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Российской Федерации (региональный аспект) / Л.В. Викторова // Инвалидность населения в регионе: причины, состояние, меры профилактики и реабилитации. - Чебоксары, 2012
9. Добряков, И.В. Психология семьи и больной ребенок: Учебное пособие: Хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Защиринская . — СПб.: Речь, 2007.
10. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008.
11. Родионова, Т.В. Практика реализации комплексной программы по сопровождению семей, воспитывающей детей с ограниченными возможностями в развитии / Т.В. Родионова // Социальное обслуживание. - 2013, №9. - С.94-187
12. Рыженко, И.В. Карданова, М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи/Рыженко И.В. Карданова М.С. // Мир психологии. – 2003. - №3. - С. 242-246
13. Савениус, О.В. Организация социального обслуживания семей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Савениус// Социальное обслуживание. 2013, №9. С.70-78
14. Сергиенко, А.И. Позитивная личностная трансформация и посттравматический рост у родителей детей с особенностями психофизического развития/ Сергиенко А.И. //Дефектология. - №1.- 2018.- С. 23-33
15. Стругова, В.Г. Колесникова, О.Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра/Стругова В.Г. Колесникова О.Б.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» - 2017.- С.124-130
16. Ткачева, В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высшего образования /под ред. В.В.Ткачевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014
17. Федосеева О. А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 344-346
III. Электронные ресурсы
1. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения.URL:https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/ru
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1351 (ред. 25.03.2015). Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
3. Федеральная служба Государственной статистики.- URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/#