Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Одной из основных задач Комитета является создание единой национальной системы сертификации в области оценки соответствия продукции, услуг, систем менеджмента и персонала. Признанные полномочия распределены между различными федеральными органами исполнительной власти.
Во многом благодаря бесчисленным обращениям Комитета по аккредитации президент России принял решение о создании национального органа по аккредитации - Федеральной службы. Эксперты комитета внесли большой вклад в создание и развитие единой национальной системы аккредитации, поскольку она напрямую связана с обеспечением качества и безопасности товаров, которые покупают люди: лекарств, продуктов питания, транспортных средств. Это зависит от эффективности работы испытательной лаборатории, органа по сертификации и от того, какая продукция поступает на российский рынок.
В настоящее время одной из главных проблем в области проверки соответствия является фактическая свобода передвижения стран-эмитентов, которые фальсифицируют сертификаты или серьезно нарушают установленные нормы.
Проблема исследования. Проблемной областью данной темы остается то, что контролирующие органы выявляют на рынке некачественную продукцию, представляющую угрозу безопасности и жизни граждан.
Необходимо различать существующие ситуации и устанавливать меры ответственности, а следовательно, описывать действия всего алгоритма сторон, вовлеченных в этот процесс, и их обязанности: компании и учреждения, отслеживающие ситуацию на рынке, учреждения, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям безопасности.
Проверка безопасности и качества продукции, поступающей на рынок страны, осуществляется специальными организациями - испытательными лабораториями (IL) и органами по сертификации (OS). Первый проводит тестирование продукта, в то время как второй выдает сертификат качества или регистрационную декларацию о соответствии производителю /поставщику продукта.
Научная новизна. В современных условиях безопасность продукта зависит от операционной системы и качества работы, поэтому только компетентный орган может заниматься этой деятельностью. Если не будет применяться система аккредитации, стране придется самостоятельно проводить всестороннюю проверку всей продукции. Если федеральная служба обнаружит нарушения в деятельности аккредитованной организации, ее действия могут быть отменены или приостановлены.
Объект исследования: аккредитация.
Предмет исследования: характеристика системы аккредитации.
Цель исследования: проанализировать особенности характеристик системы аккредитации в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание аккредитации;
2. Раскрыть российский опыт использования систем аккредитации;
3. Изучить национальные стандарты аккредитации и сертификации, действующие в рыбной отрасли. Классификация;
4. Проанализировать состав схем аккредитации и сертификации и перечень рекомендуемых показателей для идентификации рыбной продукции;
5. Осуществить разруботку путей совершенствования проведения аккредитации и сертификации.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может использоваться в учебных заведениях на семинарах по предметам «Планирование производства».
Теоретическая значимость. Исследование может быть использовано в научных, курсовых и диссертационных работах по схожей проблематике.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты аккредитации.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ критериев аккредитации и сертификации на примере рыбной продукции.
В третьей главе разработаны пути совершенствования проведения аккредитации и сертификации.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АККРЕДИТАЦИИ
1.1 Основные термины и содержание аккредитации
Поскольку аккредитация является особым видом оценки соответствия, а органы по сертификации составляют высший эшелон структуры участников процесса оценки соответствия, их правовые и организационные формы должны полностью соответствовать международным стандартам и соглашениям о взаимном признании [15, с. 162-187].
Правовая и организационная форма, структура, члены-учредители и участники процесса аккредитации определяются разнообразием национальной системы аккредитации и зависят от того, существует ли в стране один или несколько органов по сертификации [1].
До сих пор мнения российских экспертов, работающих в консалтинговых компаниях, органах по аккредитации, о реформе систем стандартизации, сертификации и оценки соответствия, не были едины. В частности, многие споры привели к оценке статуса российской системы аккредитации и ее осуществимости. Ведь ни для кого не секрет, что зарубежные органы по аккредитации не спешат подписывать соглашения с российскими органами по аккредитации о взаимном признании результатов испытаний и сертификации. Многие эксперты считают, что только на основе европейского опыта в России может быть создана эффективная система аккредитации.
В мире существует несколько моделей систем аккредитации. Например, Франция и Соединенное Королевство создали единый национальный орган по аккредитации COFRAC и UKAS. В Италии существует несколько непересекающихся органов по аккредитации в различных областях деятельности. В Германии сферы деятельности нескольких органов по аккредитации могут пересекаться и контролируются Немецкой комиссией по сертификации (DAR).
Несмотря на это разнообразие, основные требования к аккредитации агентствами по оценке соответствия являются общими для всех и сосредоточены на международных стандартах.
Типовая структура европейского органа по аккредитации и его основные требования описаны в европейском стандарте EN45003. В качестве руководства по созданию и функционированию органов по аккредитации настоящий стандарт должен способствовать взаимному признанию результатов сертификации. Требования, установленные в стандарте, носят рамочный характер, оставляя широкое поле для выполнения индивидуальных характеристик [12, с. 142-164].
Взаимоотношения с другими органами по аккредитации, такие как обмен опытом, взаимные консультации, конференции, семинары и т.д., составляют основные элементы создания уполномоченного учреждения. Такие связи должны быть установлены на национальном и межгосударственном уровнях. Только таким образом можно обеспечить, чтобы органы по аккредитации действовали в соответствии с действующими стандартами и руководящими принципами, и обеспечить достижение цели координации отношений по сертификации на международном уровне.
Российская аккредитация зародилась в начале 1990-х годов, почти одновременно с формированием механизма сертификации. Понятия сертификации и самосертификации схожи, но уровень сертификационных требований гораздо шире и гораздо строже.
Требования органов по аккредитации подпадают под действие EN45011 «Общие требования органов по сертификации продукции», EN45012 «Общие требования органов по аккредитации систем качества», EN45013 «Общие требования органов по аккредитации персонала», ISO17025/EN45001 «Общие требования к возможностям лабораторий по тестированию и верификации», ISO17020/EN45004 «Общие рекомендации по функционированию различных типов контролирующих органов» и т.д.
В России первым шагом в законодательной гарантии аккредитации органами по сертификации, испытательными лабораториями, метрологическими службами и лицами, ответственными в области поверки и калибровки методов измерений, стало принятие законов Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и т.д. Эти законы определяют необходимость органов по сертификации и испытательных лабораторий после чего были сформулированы правовые нормы в этом отношении [3].
Анализ практики аккредитации показывает, что в действующей системе имеются некоторые недостатки:
1. Применение различных стандартов и процедур, признанных различными федеральными органами исполнительной власти;
2. Ведомственная разобщенность в работе;
3. Пересечение сфер деятельности различных федеральных административных органов в работе по аккредитации и отсутствие механизма координации их деятельности;
5. Объединение механизмов сертификации и авторизации для изучения системы аккредитации.
Кроме того, введение стандарта серии 51000 не решило проблему координации деятельности по сертификации в Российской Федерации. Создание единой национальной системы аккредитации с единым органом по аккредитации в первую очередь зависит от того, нужно ли ее признавать на региональном и международном уровнях.
В целях дальнейшего совершенствования сертификационной деятельности Российской Федерации и обеспечения ее признания европейскими и международными организациями необходимо внести изменения в действующее законодательство в этой области. Первым шагом в этом направлении является проект федерального закона «О признании организаций при оценке соответствия продукции и услуг нормативным требованиям».
Вышеизложенный проект определяет общие правовые основы сертификации с учетом мировой практики и национального опыта в области сертификации и направлен на содействие развитие национальной экономики по приоритетным направлениям, имеющим стратегическое значение, и защита интересов России на мировом рынке товаров и услуг.
В частности, проект определяет основные концепции и цели сертификации, правовые и организационные положения, а также механизм формирования и функционирования национальной системы аккредитации Российской Федерации и т.д. [13, с. 44-67].
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) должна осуществлять следующее:
1.Подтвердить возможности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
2. Обеспечить уверенность производителей, продавцов и покупателей в деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
3. Создать условия для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) для проверки соответствия осуществляется на основе следующих принципов:
1.Прозрачность и доступность стандартов;
2.Компетентность и независимость органа по аккредитации;
3.Ограничение конкуренции и препятствие неприемлемому использованию услуг аккредитованных органов по аккредитации и испытательных лабораторий (центров);
4.Недопустимость согласования сертификации и подтверждения соответствия.
Процедуры аккредитации и стандарты органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы по подтверждению соответствия, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с национальными стандартами, принятыми с учетом международных стандартов. Орган по аккредитации определяется Правительством Российской Федерации [1].
1.2 Российский опыт использования систем аккредитации
В Российской Федерации аккредитация агентства по обязательной оценке соответствия на местах осуществляется российским органом по аккредитации.
Правительство Российской Федерации должно информировать международные организации по аккредитации и соответствующие страны о существовании российского органа по сертификации и его деятельности по сертификации в области оценки соответствия.
В целях совершенствования деятельности по аккредитации в Российской Федерации и обеспечения ее признания европейскими и международными организациями разработан проект федерального закона «О аккредитации организаций в сфере деятельности, которые оценивают соответствие продукции и услуг нормативным требованиям» [10, с. 23-64].
Проект определяет общие правовые основы аккредитации с учетом мировой практики и национального опыта в области сертификации и направлен на содействие развитию национальной экономики в приоритетных областях стратегического значения и защиту интересов России на мировом рынке товаров и услуг. В частности, проект определяет основные концепции и цели сертификации, правовые и организационные положения, а также механизм формирования и функционирования национальной системы аккредитации Российской Федерации.
Деятельность по аккредитации - это независимая и инициативная деятельность, осуществляемая участниками системы аккредитации. Их содержание заключается в формулировании и установлении единых стандартов и правил для этих видов деятельности, выполнении работ по аккредитации и контроле за соблюдением этих норм и правил.
Российским органом по аккредитации признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, целью которой является осуществление полномочий государственного органа в области аккредитации.
Правительство Российской Федерации признает, что российский орган по аккредитации является единственным национальным органом, который сертифицирует агентства по оценке соответствия в области обязательного технического надзора [2].
Правительство Российской Федерации предоставляет российскому органу по аккредитации право предоставлять Российской Федерации услуги в международных организациях в области аккредитации.
Российский орган по аккредитации должен соответствовать следующим требованиям:
1. Организационный метод должен быть независимым от агентства по оценке соответствия, которое он оценивает, не зависеть от бизнеса и обеспечивать отсутствие конфликта интересов с агентством по оценке соответствия;
2. Регистрация обязанностей персонала, обязательства и полномочия, которые могут повлиять на качество оценок и оценки компетентности;
2. Организация и управление таким образом, чтобы обеспечить объективность и беспристрастность своей деятельности;
3. Решение органа по оценке соответствия об аккредитации принимается компетентным специалистом или комитетом, отличным от специалиста или комитета органа по оценке соответствия, который проводит оценку соответствия;
4. Сохранение конфиденциальности полученной информации;
5. Признание только деятельности по оценке соответствия своего надзорного органа;
6. Установление необходимых процедур для обеспечения эффективного управления и внутреннего контроля;
7. Разработка, внедрение и поддержание в рабочем состоянии процедур мониторинга деятельности и возможностей персонала, участвующего в работе по сертификации, а также органов по сертификации, подписавших соглашения о взаимном признании с российскими органами по сертификации.
Правила российского органа по аккредитации должны быть предоставлены соответствующим лицам. Официальная публикация осуществляется в соответствии с процедурами, установленными российским органом по аккредитации. Порядок опубликования правил российского органа по сертификации определяется федеральным органом исполнительной власти в области технического надзора [20, с. 32-41].
Российский орган по аккредитации выполняет следующие основные функции:
1. Формулировать и устанавливать стандарты, признанные агентствами по оценке соответствия
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей».
4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021).
5. ГОСТ Р 51000.5-96 от 01.04.1996. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ.
6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 от 01.06.2013. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ОРГАНОВ ИНСПЕКЦИИ.
7. ИСО/МЭК 17020:1998 «Общие критерии деятельности различных типов инспекционных органов».
8. ИСО/МЭК 17021:2006 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента».
9. ИСО/МЭК 17025:2005 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Библиографический список
10. Баранов, А.А. Развитие производственных систем и их сертификация / А.А. Баранов. - М.: Питер, 2020. - 566 c.
11. Грифф, М. И. Качество, эффективность и основы сертификации продовольственных товаров / М.И. Грифф. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2021. - 488 c.
12. Миронов, В. Ф. Федеральное законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности в России. Нормативные акты и комментарии / В.Ф. Миронов. - М.: Инфра-М, Норма, 2018. - 416 c.
13. Никифоров, А. Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения / А.Д. Никифоров. – М.: СИНТЕГ, 2020. - 510 c.
14. Панин, И.Н. Технология преобразования организационной системы предприятия к требованиям международных стандартов системы менеджмента качества / И.Н. Панин. - М.: Гелиос АРВ, 2019. - 741 c.
15. Попова, Л. В. Отечественные стандарты финансовой отчетности / Л.В. Попова. - М.: Машиностроение, 2020. - 288 c.
16. Радкевич, Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 частях / Я.М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе. - Москва: Огни, 2018. - 482 c.
17. Райкова, Е. Ю. Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия. Учебник / Е.Ю. Райкова. - М.: Юрайт, 2021. - 350 c.
18. Сергеев, А. Г. Метрология, стандартизация и аккредитации качества. Учебник и практикум / А.Г. Сергеев. - Москва: ИЛ, 2019. - 846 c.
19. Сергеев, А. Г. Сертификация. Учебное пособие / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев. - М.: Логос, 2021. - 248 c.
20. Фомин, В. Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: моногр. / В.Н. Фомин. - М.: Ось-89, 2021. - 384 c.