Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что средства массовой информации (далее СМИ) являются важным институтом гражданского общества, влияющим на многие факторы развития общества в целом и каждого его члена в отдельности. Поэтому необходимо изучить этот аспект не только с функциональной, но и с нормативно-правовой точки зрения.
Степень научной разработанности темы: при написании курсовой работы в качестве информационной основы были использованы различные современные учебники, журналы по теме, законодательство и публикации ведущих специалистов в области правового регулирования СМИ. Такие работы, как "Правовые основы журналистики" А.Г. Рихтера, "Конституционно-правовое регулирование деятельности СМИ в России" Е.В. Боженовой, "Основы воздействия СМИ" Дж. Брайанта, "Правовые и этические стандарты в журналистике" Е.П. Прохорова и "Социально-психологическое воздействие СМИ" О.П. Березкиной, оказали большое влияние на развитие данной темы в России и мире, однако остается еще много "белых пятен", которые не изучены.
Цель данной работы - проанализировать функционирование СМИ во взаимодействии с правительственными пресс-службами.
Данная курсовая работа имеет следующие задачи: рассмотреть понятие СМИ, ознакомиться с правовой базой и общепринятыми принципами конституционного регулирования их деятельности, а также изучить правовые основы взаимодействия журналистов и советников по печати органов государственной власти при инициировании новостей и освещении значимых и резонансных событий в соответствии с действующим законодательством.
Методы исследования, применяемые для изучения выбранной темы: сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, абстрагирование, сравнительное право, формально-юридический метод и др.
Научная новизна заключается в разработке мер по углублению конституционных основ СМИ при их взаимодействии с пресс-службами органов государственной власти.
Деятельность СМИ всегда привлекала внимание общественности. Следует отметить, что СМИ являются предметом постоянного обсуждения и изучения со стороны ученых, экспертов и самих журналистов. Возможности СМИ настолько обширны и разнообразны, что не могут не вызывать интереса. Показательно, что в современной политологии СМИ наделяются такими возвышенными терминами, как "великий арбитр" или "четвертая рука власти".
Являются ли СМИ одним из важнейших институтов современного общества? Они выполняют множество функций: информируют, обучают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и развитии общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий страны и мира происходит через и с помощью СМИ.
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМИ
1. 1 ПОНЯТИЕ СМИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интеграция общества в современном мире неотделима от демократического процесса. СМИ поддерживают этот процесс в первую очередь тем, что информируют граждан обо всех важных процессах и явлениях в обществе, о позиции и действиях властей и их усилиях по решению волнующих их вопросов и проблем. Для того чтобы способствовать интеграции общества путем предоставления исчерпывающей информации, необходимо представить мнения различных групп и общественных сил.
Представление различных точек зрения, которые должны быть доступны аудитории, служит цели дать возможность аудитории увидеть свою собственную позицию в пространстве других точек зрения, соотнести свои интересы с интересами других сил и групп, чтобы обсудить, договориться и выработать взаимоприемлемую позицию по конкретному вопросу (проблеме). СМИ не навязывают свою точку зрения, свое решение проблемы, а обеспечивают диалог, представляя свою точку зрения (если это необходимо), проявляя терпимость к другим точкам зрения и не выступая в роли арбитра, с целью (в качестве основной задачи) обеспечения конструктивного взаимодействия между различными силами, работающими над общим интересом и практическим решением проблемы. [6, с. 46-50]
Второй составляющей демократического потенциала СМИ является их способность предавать гласности все значимые факты отступления от закона, от норм общественной морали, антиобщественных действий не только криминальных элементов, но и корпораций, властных структур и тех или иных социальных институтов.
СМИ играют роль особой внепарламентской оппозиции правительству, критикуя его действия, несовместимые с законом или общественной моралью, или просто неэффективные. В современных либеральных обществах эта оппозиционная роль СМИ высоко ценится. Критика СМИ обычно направлена против действий властей на разных уровнях.
Основной конфликт заключается в том, что, являясь институтом гражданского общества, который должен способствовать формированию и интеграции этого общества и представлять его интересы по отношению к власти и компаниям, в реальности они не выполняют эту роль в силу существующей в обществе системы политических и экономических отношений, а зачастую выступают как представители интересов власти или компаний, в то время как интересы власти и граждан, компаний и граждан не обязательно находятся в конфликте. Но и они не всегда совпадают.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранова, Е. А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ: специальность 10.01.10 Журналистика. Культура. Наука. Просвещение: автореферат диссертации на соискание доктора филологических наук / Баранова, Екатерина Андреевна. – Москва, 2019. – 382 с.
2. Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е. Л. Вартанованов, А. В. Вырковский, М. И. Макеенко, С. С. Смирнов. – Научный редактор Н. В. Ткачева. – Москва: МедиаМир, 2017. – 160 с.
3. Источники новостей и доверие СМИ // ФОМ: сайт. – URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14170
4. Калмыков А.А, Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: специальность 10.01.10 Филология: диссертация на соискание доктор филологических наук / Калмыков Александр Альбертович. – Москва, 2009. – 295 с.
5. Ким М. Н. Новостная журналистика: Базовый курс: Учебник пособие / М. Н. Ким. – СПБ: Михайлов В. А., 2015. – 287 с.
6. Киров П. Р. СМИ и интерактивные издания / П. Р. Киров // Интерактив как средство коммуникации. – 2017. – Т. 3, № 22. – С. 46-50.
7. Колесниченко А.В. Практическая журналистика / А.В. Колесниченко. – Москва: Моск. ун-та, 2018. – 177 с.
8. Колосова, А.А. Новые СМИ как символ трансформации медиаландшафта информационного общества / А.А. Колосова, А.А. Шнайдер, // Филологические науки. Вопросы теории и практики: электронный журнал. – URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2016_4-1_04.pdf. – Дата публикации: 2016.
9. Мирзоян Л. Г. Роль региональных СМИ в формировании имиджа региона / Л. Г. Мирзоян // Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2018. – С. 176-182.
10. Михайлов С. А. Журналистика США / С. А. Михайлов. – Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 448 с. – URL: http://evartist.narod.ru/text6/01.htm
11. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия / Е. П. Прохоров. – Москва: спект Пресс, 2020. – 350 с.
12. Смирнова О. В Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий / О. В Смирнова // Вестник Московского университета. – 2013. – № 6. – С. 29.
13. Страшнов С. Л. Система сми: просветительство и журналистика. : учебное пособие для вузов пособие / С. Л. Страшнов. – Москва : ЮРАЙТ, 2020. – 173 с.
14. Универсальная журналистика: Учебник для вузов / Под ред. Л. П. Шестеркиной. – Москва : «Аспект Пресс», 2016. – 480 с.
15. Черепанова Д,А. Особенности процесса формирования политического имиджа России в зарубежных СМИ / Д,А. Черепанова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – № 1. – С. 210.