Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня мы живем в эпоху рыночной экономики, что означает свободную конкуренцию. Потребители конкурируют друг с другом за товары, которые им нужны. Предприятия стремятся работать эффективно и привлекать внимание потенциальных клиентов своей продукцией. Каждая компания хочет сократить расходы и увеличить производство. Большое разнообразие товаров и услуг часто ставит перед покупателями проблему выбора.
Поэтому для того, чтобы любая компания могла успешно конкурировать в условиях современной экономики, в первую очередь необходимо не только производить качественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Использование новых модернизированных технологий является одним из важнейших факторов конкуренции. Однако рыночной экономике препятствуют такие явления, как монополии.
Монополия - вид экономических отношений, при которых индивидуальные предприниматели навязывают свои интересы конкурентам и обществу, игнорируя собственные реальные потребности и возможности. Проблема монополий в экономической жизни стоит остро для многих стран, в том числе и для России.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных положений антимонопольной политики в России и перспектив ее усовершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Рассмотрение основных видов монополий.
2) Определение особенностей российского монополизма.
3) Изучение функций, задач и принципов антимонопольной политики.
4) провести сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и США
При создании работы использовались работы по теории антимонопольного права таких специалистов, как Кравцевич С.В., Оберт Т.В., К.Чан, Р.Моборн, зарубежные экономические издания и некоторые ресурсы интернета.
Данная тема является актуальной, так как антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Конкурентная политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
1. Антимонопольная политика России
1.1 Понятие и сущность антимонопольной политики государства
Антимонопольная политика исходит из того, что общество несет экономические и иные потери из-за исключения рыночной конкуренции со стороны монополий.
В результате общество получит экономическую выгоду, препятствуя развитию монополий или помогая ликвидировать монополии там, где они уже существуют, что приводит к физическим и экономическим потерям.
Во-первых, эти потери проявляются в более высокой цене, которую потребители должны платить за продукцию монополиста по сравнению сценой аналогичной продукции на конкурентном рынке.
Во-вторых, приобретение монопольной власти фирмами часто приводит к преднамеренным ограничениям производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен. Это означает, что монополии создают неэффективное распределение ресурсов между различными отраслями.
В-третьих, монополии часто приводят к технологической стагнации производства, ухудшению качества продукции, условий труда и т. д.
Антимонопольная политика – совокупность полномочий государства, направленных на предупреждение, ограничение или пресечение монополистической деятельности, обеспечение равных условий конкуренции для всех экономических агентов на рынке и недопущение недобросовестной конкуренции.
Важнейшим элементом системы антимонопольного регулирования национальной экономики является само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются понятием «доминирующее положение». Доминирующее положение –исключительное положение экономического субъекта или субъектов на рынке определенного продукта. Это дает им возможность решительно влиять на условия обращения товаров на соответствующем рынке или препятствовать доступу к товарам.
В настоящее время доминирующее положение в России признается за хозяйствующим субъектом, доля рынка которого потому или иному товару составляет более 65%. В некоторых случаях доминирующее положение может восприниматься как хозяйствующий субъект с долей рынка менее 65%. Однако статус хозяйствующего субъекта, доля рынка которого по данному товару не превышает 35%,не может считаться доминирующим. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынку товаров, не имеющих заменителей или обменных товаров. Что касается рынков других товаров, то точного и ясного решения по определению количественной границы монополиста не существует.
1.2. Меры антимонопольной политики
Антимонопольная политика представляет собой комплекс мер, направленных на устранение и предупреждение неблагоприятных последствий экономических монополий.
Мировая практика использует два подхода в отношении регулирования монополий. Это «принцип запрета» и «принцип контроля и регулирования», характерные для законодательства США и некоторых стран Латинской Америки. Обычен в применении в объединенной Европе и Японии. В соответствии с последним принципом не исключено создание монополий или заключение антиконкурентных соглашений, если они не нарушают основы рыночной конкуренции и не наносят ущерба потребителям.
В России европейские принципы являются основой антимонопольного регулирования. Это обосновывается тем, что в России существуют государственные монополии в таких сферах, как атомный комплекс, оборонное производство и специальные сферы общественного значения.
В антимонопольном законодательстве существуют прямые и косвенные законы. К прямым методам регулирования относятся меры по устранению или недопущению монопольного положения отдельных субъектов на рынке. А к косвенным мерам регулирования в основном относятся финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монопольных явлений в экономике.
Направления антимонопольной политики в России:
1) Запрет монополистической деятельности,;
2)Контроль за экономической концентрацией;
3)Запрет на недобросовестную конкуренцию;
4)Запрет на антиконкурентное поведение органов власти и управления;
5)Ведение реестров как инструмент антимонопольного контроля.
Основными инструментами национальной антимонопольной политики являются антимонопольное законодательство и национальный правовой механизм, представляющий собой систему законодательной, исполнительной и судебной власти. Правовое регулирование конкуренции основано на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением государством. Антимонопольные органы используют данные о структуре товарных рынков для определения доминирующего положения компаний на рынке.
Наряду с правовым антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой используются и методы экономического воздействия. К ним относятся государственные заказы, налоги, проценты и государственные субсидии. С помощью этих инструментов стимулируется предпринимательская активность компаний. С этой целью в системе государственного контракта разработаны конкурентные условия, применяются налоговые льготы и субсидии для развития приоритетных направлений производства. Вновь созданные компании получают не только финансовую и материальную поддержку, но и информационную и консультационную поддержку.
К инструментам антимонопольного законодательства также относятся ограничительные меры. Это запреты монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на действия органов власти и управления. Например, антимонопольное законодательство может запрещать сделки, которые могут привести к установлению монопольного положения компании на рынке конкретной отрасли. К ограничительным методам относятся также издание приказов и штрафов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ознакомился и изучил справочно-поисковый аппарат научной библиотеки АГУ, в результате провел подборку следующей литературы для написания курсовой работы:
1.1.Конституция РФ
1.2.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);
1.3Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле);
1.4. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК);
1.5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);
1.6. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства, утвержденный Приказом ФАС России от 21.12.2007 N 442;
1.7. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденный Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447;
1.8. Приказ ФАС России от 18.06.2007 N 168 "Об утверждении перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение".
1.9.Агапова М.А. Управление конкурентными преимуществами предприятия / М.А. Агапова // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 81–84.
1.10.Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки–Веди, 2018. — С. 85–87.
1.11.Демченко С.К. Социально – экономическая система страны и проблемы ее эффективности / С.К. Демченко // Вопросы экономической теории. Макроэкономика. – 2019 – № 1. – С. 87–88
1.12.К. Чан, Р. Моборн. «Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков» / Harvard Business School Publishing Corporation, 2018 24с.
1.13.Кравцевич С.В. Предмет – объектная сторона понятий «рынка» и «конкуренции» в исследовании «обмена» / С.В. Кравцевич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 41–45.
1.14.Оберт Т.В. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Саратов: Изд–во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского», 2020. – 80с.
1.15.Старостина Т.Г. Оценка эффективности нововведений : учебно – методическое пособие / сост. В. Н. Лазарев. – Ульяновск : УлГТУ, 2018. – 152 с.
1.16.Фетюхина О.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий АПК региона в условиях импортозамещения: монография / О.Н. Фетюхина, И.В. Баранова, О.Н. Бунчиков: п. Персиановский, Донской ГАУ. – Новочеркасск: Лик. 2018. – 161 с.
1.17.Фролов М.А. Определение конкурентных преимуществ компании / М.А. Фролов // Вопросы науки и образования. – 2017. – № 6 (7). – С. 70–73.
1.18.Хаирова С.М. Управление конкурентоспособностью: практикум / С.М. Хаирова, Н.Б. Пильник. – Электронные дан. – Омск : СибАДИ, 2018. – 70 с.
2.Ознакомился и освоил работу по электронным базам данных полнотекстовых англоязычных научных журналов JSTOR, SCOPUS; в результате в результате провел подборку следующей литературы для написания курсовой работы:
2.1. Understanding governance in contemporary Japan: Transformation and the regulatory state, Manchester University Press (2019) (pp. 86-117)
2.2. Columbia Law Review, Vol. 119, No. 4 (MAY 2019), pp. 973-1098
2.3. The University of Chicago Law Review, Vol. 87, No. 2 (March 2020), pp. 523-552
2.4.The Journal of Economic Perspectives, Vol. 33, No. 3 (Summer 2019), pp. 94-117
2.5. Journal of International Relations and Sustainable Development, No. 18, The (Not So) Roaring Twenties? (WINTER 2021), pp. 166-179
2.6.. The Journal of Economic Perspectives, Vol. 33, No. 3 (Summer 2019), pp. 69-93
2.7. Digital Objects, Digital Subjects: Interdisciplinary Perspectives on Capitalism, Labour and Politics in the Age of Big Data, University of Westminster Press (2019)
2.8. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 5-4 (56). С. 49-51.
2.9..Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 3. С. 1209-1220.
2.10. PRISM, Vol. 8, No. 3 (2019), pp. 14-35
3.Закрепил имеющиеся и приобрел новые знания и навыки при работе с КиберЛенинка, eLibrary:
3.1.Антимонопольная политика. Региональная практика. Материалы национальной конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 94-100.
3.2. Антимонопольная политика. Региональная практика. Материалы национальной конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 513-518.
3.3 Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий. Материалы V Международной научно-практической конференции. Донецк, 2021. С. 138- 141.
3.4. Национальная безопасность в эпоху Индустрии 4.0. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно‐методической конференции с международным участием. Под редакцией И.В. Палаткина, И.С. Санду. 2019. С. 99-104.
3.5. Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе (шифр -МКПЦР). СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Махачкала, 2021. С. 275-2