Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции – это субъективное, внутреннее состояние человека, которое он испытывает в силу обстоятельств, сопровождающиеся переживаниями, волнениями.
Жизнь ребенка с первого дня насыщена целым букетом эмоций, чувств.
Дети переживают целую гамму чувств, такие как, гнев, страх, радость, гордость, стыд и т.д. Чувственная сфера лежит в основе эмоциональности, которая пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Эмоции часто определяют общеефизическое состояние, через эмоции, мы понимаем состояния других людей. В основе безопасности и чувстве защищенности лежат положительные эмоции. Отрицательный эмоциональный фон- это сигнал опасности и неудовлетворенности основных потребностей. Для успешной адаптации в обществе ребенку нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.
Глава 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: РОЛЬ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы младшего школьного возраста различны в разных странах и конкретно-исторических условиях. Границы младшего школьного возраста определены в интервале от 6-7 до 10-11лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.
Эмпирическое изучение А. А. Шуминой особенностей развития эмоционального интеллекта у младших школьников показало, что большинство исследуемых имеют средний и низкий уровень развития восприятия, распознавания и понимания своих и у других людей эмоциональных состояний. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости подбора психолого-педагогических условий для эффективного развития эмоционального интеллекта [20]. Результаты по компонентам восприятия, понимания и идентификации эмоциональных состояний младшими школьниками: среди учащихся 3 классов восприятие эмоциональных состояний высокий уровень имеют 19%, средний уровень – 45% и низкий уровень выявлен у 36% учащихся. Понимание эмоциональных состояний выявлено на низком уровне у 60% исследуемых, на среднем уровне выявлено у 33% исследуемых и только 17% исследуемых имеют высокий уровень. Идентификация эмоциональных состояний на низком уровне выявлено у 35% исследуемых, 52% исследуемых имеют средний уровень и только 13% исследуемых имеют высокий уровень идентификации эмоциональных состояний.
Нелегко детям удается пройти период привыкания к школе, сложно привыкнуть к ее распорядку и укладу. Все дети ведут себя по-разному, одни перевозбуждены, другие скованны, есть и дети, которыми трудно управлять. Важной задачей для учителя является создание доброй атмосферы в классе и завоевание доверия детей. При выполнении этих задач, учащиеся привыкают с легкостью
Данные новинки не проходят без трудностей, о которых стоит знать родителям детей. Первостепенно, им нужно постараться заинтересовать ребенка данным процессом, мотивировать его. Познавательная активность младшего школьника в большей степени проходит в процессе обучения.
Яркий материал, преподнесенный в понятной для младшего школьника запоминается в разы быстрее, так как в его возрасте превалирует наглядно-образное мышление. Нельзя забывать и об игровой деятельности, так как на протяжении всей жизни дошкольника она была основной. Поэтому на воспитание ребенка можно воздействовать через нее в частности.
Младший школьный возраст представляет собой период впитывания, аккумулирования знаний, усвоения. Успешному выполнению данной важной функции способствуют специфические способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивное и игровое отношение ко всему, с чем ребенок взаимодействует.
У младших школьников каждая из отмеченных способностей является положительной стороной. Какие-то из особенностей младшего школьника в последующие годы постепенно уходят, другие меняют свое значение. Следует принимать во внимание разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но эти особенности существенно влияют на познавательные возможности ребенка, связываются с дальнейшим ходом общего развития.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Учебная деятельность вносит весьма значительный вклад, способствующий изменению эмоционального развития ребенка, который имеется на заданном возрастном периоде. В учебной деятельности у детей начинают формироваться новые цели, задачи, интересы, потребности, которые способствуют изменению эмоциональной жизни детей. При взаимодействии с окружающими в рамках школы, ребенок испытывает для себя новое эмоциональное состояние, сопровождающееся волнениями, переживаниями, что дает ему возможность к познанию самого себя, иметь совершенно иное отношение к определенным объектам и предметам действительности, воспринимая их по – новому [11, с. 35]. Изначально, что вполне естественно, ребенок пребывает в состоянии недопонимания, он не до конца осознает, где он находится, какую роль для других он выполняет, что в принципе от него будут требовать в процессе обучения, именно поэтому у ребенка проявляется сдержанность в своих выражениях, что не дает ему возможности к полноценному общению с учителем, со сверстниками в рамках школьного обучения. Все свойственные проявления ребенка в этом возрасте обусловлены тем, что он в целом начинает только приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающим его, что изначально для него непривычно. Ребенок на данном этапе взросления в процессе обучения со временем начинает осуществлять контроль над собственным поведением, постепенно начинает понимать, в чем состоят его обязанности, требования учителя, сверстников в рамках школьного обучения, для достижения желаемых результатов.
1.2 Формы и методы развития эмоциональной интеллекта у учащихся в начальной школе
Изучение исследовательских работ по формированию эмоционального интеллекта свидетельствуют о том, что наиболее эффективными методами развития эмоциональной сферы младшего школьника являются:
1) арт-терапия,
2) куклотерапия,
3) психогимнастика,
4) сказкотерапия,
5) дискуссионные методы,
6) моделирование,
7) театрализация,
8) проектирование,
9) тренинг,
10) поведенческая терапия и др.
Рассмотрим некоторые из этих методов.
Целью арт-терапии является коррекция внутренних психологических конфликтов ребенка, решение проблем с взаимодействием в обществе, решаются вопросы социализации, корректируется эмоциональное и личностное развитие ребенка. Арт-терапия может использоваться и при коррекции умственного развития, при дефекте интеллекта, речевых нарушениях, нарушениях суха, двигательных функций, зрения [4, с. 15].
Положительное влияние арт–терапии выявили практические исследования, указав, ее влияние на различные системы организма человека: двигательную, центральную нервную систему, сердечно–сосудистую, дыхательную [8, с. 14]. Арт-терапия позволяет решить такие вопросы:
- недостаток жизненных сил;
- активизация внутренних ресурсов организма,
- формирование новых установок, мотивов поведения,
- развитие познавательной, интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка,
- компенсация недостающих возможностей,
- формирование навыков общения,
- осознание ребенком своей идентичности, ресурсов.
Благодаря арт-терапии ребенок может в творчестве проработать свои страхи и фантазии, с которыми в реальности ему сложно столкнуться.
Систематизация арт-терапии основывается на специфике видов искусства (изобразительное искусство–изотерапия, движение–кинезитерапия, музыка–музыкотерапия, танец, литература–библео–терапия, театр–имаготерапия).
Итак, для всех видов арт–терапии основой является художественная деятельность субъекта, через активизацию, так осуществляется коррекция имеющих место нарушений в развитии.
В коррекции эмоциональных отклонений, страхов, психосоматических заболеваний, речевых и двигательных расстройств, при коммуникативных затруднениях у особых детей, отклонений в поведении, используется активно музыкотерапия. Ведь способна музыка устанавливать общее настроение, эмоциональную окраску образов, возникающих при ее восприятии, она различна в зависимости от индивидуальных интеллектуальных особенностей и музыкального восприятия ребенка.
Также существует и музыкально–двигательная терапия, которая основывается на единстве движений и музыки. Сейчас, как правило, эти элементы рассматриваются как части целого самостоятельного направления под названием кинезиология. Здесь музыка может иметь выражение в форме коррекционной ритмики, танцтерапии, психогимнастики.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Алешина, А.В. Эмоциональный интеллект. Российская практика. А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 429 с.
2) Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта /И.Н.Андреева // Вопросы психологии. 2007. No 5. – С. 57-65.
3) Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с
4) Великая сила искусства. Арт-терапия // Искусство в школе. — 2021. — № 2. — С. 15-20
5) Волокитин А.П., Волокитина Е.С. К вопросу об особенностях эмоционального интеллекта младших школьников// ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 45-49
6) Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г.Гарскова // Тез. научн-практ. конф. Ананьевские чтения. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999. – С.25-26.
7) Гиппенрейтер Ю. Б., Развиваем эмоциональный интеллект. Детям о метафорах : [для младшего и среднего школьного возраста]. — Москва : АСТ : Времена, 2020 (макет 2021). — 63, [1] с
8) Гукаленко О. В., Развитие эмоционального интеллекта как фактор учебной и социальной успешности школьников: теоретический обзор // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. — 2022. — № 2. — С. 14-28
9) Корнилова Т. В., Эмпатия в структурах интеллектуально-личностного потенциала: единство интеллекта и аффекта // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 3. — С. 57-68
10) Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность /И.Ю. Кулагина. – М.: Академия, 2000. – 624 с.
11) Кулганов В. А., Эмоциональный интеллект и эмоциональное реагирование детей 7-8 лет // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 5. — С. 35-37.
12) Мухаметзянов И. Ш., Эмоциональный интеллект как критерий возможности включения учащегося в дистанционное и смешанное обучение // Педагогическая информатика. — 2022. — № 2. — С. 3-14.
13) Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – М.: Сфера, 2012. - 510 с.
14) Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – Воронеж: МОДЭК. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 304 с
15) Разова А.А., Феофанова П.В. Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников// ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2022. № 6. С. 256-259
16) Усенкова Е. Ю., Текстильная кукла как средство арт-терапии // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 2. — С. 54-60
17) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)// https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 13.01.2023)
18) Шиманская В., Эмоциональный интеллект для детей и родителей : учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2021. — 301, [2] с.
19) Шингаев С. М., Юркова Е. В. Формирование и развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте//НАУЧНОЕ МНЕНИЕ. 2020. № 5. С. 86-90
20) Шумина А. А. Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников // Актуальные исследования. 2020. №20 (23). С. 97-99. URL: https://apni.ru/article/1343-osobennosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellek
21) Шустова И. Ю., Педагогические условия формирования эмоционального интеллекта школьников: роль детско-взрослой общности // Воспитание школьников. — 2022. — № 6. — С. 40-53