Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении достаточно длительного периода времени развитие российской экономики характеризуется сложностями в достижении макроэкономических и социальных показателей, демонстрируемых развитыми странами.
Современный этап экономического развития различных стран мира характеризуется неустойчивостью. Негативное влияние прослеживается и в связи с последними событиями глобального масштаба, и в связи с экономическими и финансовыми кризисами. Приведем пример. Нефтяной кризис 2014 г., являвшийся следствие ценовой политики энергоносителей, дополнился кризисом валютной сфере, в итоге нефтегазовые бюджетные доходы нашей страны упали до катастрофического уровня.
Сейчас становится предельно ясно, что нестабильные условия развития макроэкономики в сочетании с непредвиденными внешними факторами замедляют уровень роста экономики, негативно сказываются на уровне жизни населения стран.
Надежда на исправление сложного положения находится, в том числе, в бюджетной государственной системе. Основной финансовый план государства – это федеральный бюджет, а его показатели – отражение текущего состояния экономического развития с учетом реализуемой финансовой политики.
Актуальность темы связывается с мерой влияния на финансовые характеристики макроэкономических факторов и внешних обстоятельств, что влияют на экономику государства.
Целью данной работы является рассмотрение современной финансовой политики в Российской Федерации.
Задачи:
- определить финансовую политику государства и ее составляющие;
- рассмотреть вопрос взаимодействия государственного бюджета и кредитной политики в финансовой системе государства;
- изучить механизмы финансовой политики государства в сфере инновационного развития экономики;
- описать риски современной финансовой политики РФ;
- сделать анализ резервов федерального бюджета РФ ;
- рассмотреть перспективы и способы решения проблем финансовой политики России.
Объект исследования – финансовая политика. Предмет исследования – особенности реализации финансовой политики в РФ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Финансовая политика государства и ее составляющие
Финансовая политика – это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.
Самостоятельными составными частями финансовой политики являются – налоговая, бюджетно-финансовая и денежно-кредитная (монетарная) политики.
Налоговая политика и система налогового администрирования (контроля и мониторинга) влияют на основную часть источников формирования структуры бюджетных средств субъектов РФ – на налоги, их расчеты, начисления и уплату. Современные условия социально-экономического развития России характеризуются наличием большего числа актуальных проблем, влияющих на процесс формирования налоговых поступлений в бюджетную систему государства.
Процесс администрирования налогов неразрывно связан с наличием ряда проблемных аспектов, поэтому очевидным является тот факт, что отечественная система администрирования налогов, как и налоговое законодательство, нуждается в совершенствовании. Стратегия такого совершенствования заключается в создании эффективных механизмов администрирования налогов, недопущении проявлений коррупции в налоговых отношениях, содействии повышению добровольной уплаты налогов, формировании партнерских взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, создании справедливых условий налогообложения для всех налогоплательщиков и обеспечении мобилизации финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней в достаточном объеме. В этом аспекте целесообразно учитывать современные достижения по исследуемой проблематике на основе мирового опыта.
Государственный бюджет России - основа бюджетной системы, подготовленная и утвержденная Федеральным Собранием РФ в виде федерального закона, в котором отражены финансово-экономические отношения государства, процесс формирования и расходования централизованного фонда денежных средств.
Через бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения, которые направлены на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, усиление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, материальную поддержку бюджетов субъектов федерации, на погашение государственного долга, формирование государственных финансовых резервов и др.
Сущность любой экономической категории проявляется в ее функциях. Для бюджета это функция формирования фонда денежных средств, функция использования фонда денежных средств, контрольная функция.
Социально-экономическая роль бюджета состоит в том, что бюджет играет определяющую роль в реализации социально- экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.
Централизация средств обладает значительной экономической и политической ролью, потому как мобилизуемые доходы являются одним из основных инструментов для осуществления государственно важных мероприятий. Это позволяет распоряжаться ресурсами, сконцентрировать их на решающих областях финансового и социального становления, осуществить единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет собственную существенную значимость. Однако способы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
Ключевыми функциями бюджета принято считать (согласно Бюджетному кодексу РФ ):
1. Распределительная функция. Обозначает перераспределение в экономике валового внутреннего продукта и национального дохода. Бюджет используется для перераспределения финансовых ресурсов между различными отраслями внутри страны, а также между субъектами Российской Федерации, с учетом эффективного применения производительных сил, экономического роста и культуры России. Данную функцию осуществляет государственное казначейство через свои органы.
2.Контрольная функция.
Бюджет позволяет контролировать действия исполнительной власти, который осуществляется в различных формах - со стороны специальных органов, владеющими контрольными полномочиями (к примеру, Счетная палата), со стороны вышестоящего учреждения и др.
3.Информативная функция. Бюджет отражает современное состояние в политической и общественно-социальной сфере, а также в экономической ситуации страны в целом. Для оценки объемов и приоритетов государственной политики, его доходная и расходная части структурируются.
Налоговое администрирование при формировании бюджета
Трансформационные процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни, отражаются на финансовом состоянии государства. Финансовой устойчивостью любого государства являются налоги. Налоги являются не только источником пополнения бюджетов всех уровней, но и являются инструментом государственного регулирования экономики, они выполняют важную роль, как в обеспечении финансовой стабильности государства, так и в достижении социального благосостояния граждан. В большинстве стран налоги стали эффективным инструментом государственной политики относительно жизнедеятельности общества.
Несоответствие налоговых поступлений в бюджеты финансовым потребностям государства усиливает проблему повышения эффективности администрирования налогов и сборов, решение которой требует системного подхода. В условиях низкого уровня налоговой дисциплины в стране особое значение получает создание системы администрирования налогов, которая отвечала бы требованиям социально-экономического развития страны, обеспечила снижение налоговой нагрузки на плательщиков, инициировала оживление деловой активности субъектов предпринимательства, стимулировала инвестиционно-инновационную деятельность и поощряла налогоплательщиков к своевременной уплате налогов в полной мере. Понятие «администрирование» используется в разных сферах науки, поэтому сущность администрирования как объективной действительности является предметом исследования учеными в сфере экономики и управления. Термин «администрирование» происходит от латинского «administratio», что означает «управлять», его применение в сочетании с понятием «налог» образует словосочетание «управление налогами» . Таким образом, особенность администрирования заключается в том, что это управление системой организации отношений между налогоплательщиками и государственными органами власти в лице, в первую очередь, налоговых органов .
Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми органами и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Налоговое администрирование – это «комплекс особых организационно-правовых процедур, способствующих реализации взаимоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов в рамках действующей налоговой системы между государством (муниципальными образованиями), представленными специально уполномоченными органами-администраторами, и обязанными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, банками, регистраторами сделок (гражданского состояния, имущественных и иных прав) и др.). Налоговое администрирование раскрывается как управленческая деятельность государства, связанная с налоговым планированием, созданием и развитием системы налогов и сборов, а также связанная с контролем за соблюдением действующих норм отечественного налогового права в разрезе полномочий и обязанностей всех участников налоговых отношений.
Из проведенного анализа определений понятия «налоговое администрирование», можно сделать следующие выводы: во-первых налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговым процессом; во-вторых это работа налоговых органов, направленная на обеспечение своевременной и полной уплаты обязательных налогов, сборов и платежей в бюджеты разных уровней.
Таким образом, под налоговым администрированием следует понимать организационно-управленческую деятельность налоговых органов, которая регулируется налоговым законодательством и нацелена на реализацию эффективной налоговой политики .
Организация системы налогового администрирования включает в себе два основных аспекта: первый это минимальные расходы на организацию процесса управления и второй это минимизация общения налоговых органов с налогоплательщиками. Что дает возможность разграничить виды работ в сфере администрирования налогов в целом, и в сфере администрирования налоговых обязательств. Объектом налогового администрирования являются налоговые отношения, возникающие между государством и другими участниками производственного процесса.
Основными методами налогового администрирования являются:
- постановка на учет;
- декларирование налоговых обязательств;
- взыскание неуплаченных налогов;
- определение налоговых обязательств контролирующими органами;
- изменение сроков выполнения налоговых обязательств;
- возврат излишне уплаченных налогов;
- обеспечительные меры;
- обжалование решений контролирующих органов.
Кредитно-денежная политика влияет на конъюнктуру экономики, влияя на совокупный спрос. Объектом регулирования в данном случае является рынок денег и денежная масса. Основной проводник, тем не менее, денежно-кредитной политики государства – это Центральный банк. Он – субъект денежно-кредитной политики.
В целях обеспечения стабильности банковской системы РФ Банком России осуществляется постоянный надзор за соблюдением нормативных актов Банка России кредитными организациями, которые устанавливают обязательные нормативы и/или индивидуальные предельные значения обязательных нормативов, а именно:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 15.01.2023)
2) Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.05.2017 N 92-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216074/ (дата обращения 15.01.2023)
3) Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения 15.01.2023)
Учебники, монографии
4) Артемов, Н.М. Правовое регулирование денежного обращения (Денежное право) [Текст]: монография /Н.М. Артемов, И.Б. Лагутин, А.А. Ситник , М.Н. Урда. – М.: Норма, 2020. . 32
5) Чернецов, С.А. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебное пособие / С.А. Чернецов. – М.: Магистр, 2020.
Статьи, электронные ресурсы
6) Быков А. Ю., Инфляция как феномен экономики // Наш современник. — 2022. — № 1. — С. 189-195
7) Гайрабеков, И. А. Понятие и сущность налогового администрирования налогоплательщиков / И. А.Гайрабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — No 49 (339). — С. 86
8) Гридчин И. Ю., Шепелев М. И. Взаимодействие государственного бюджета и кредитной политики в финансовой системе государства// МОЛОДЕЖЬ И XXI ВЕК – 2022. Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 1. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 108-115
9) Долженков А., Силуанов не испугался высоких ставок // Эксперт. — 2022. — № 6. — С. 44-50
10) Духхани, А. Современные инновационные механизмы в бюджетном процессе / А.Духхани // Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования:Материалы III Всероссийской научно - практической конференции, Екатеринбург, 19–20 ноября 2019 года. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2020. – С. 56 - 60
11) Ершов М., Некоторые противоречия федерального бюджета на 2019-2021 гг. // Экономист. — 2019. — № 5. — С. 38-40
12) Земсков В. В., Роль и определение финансовых резервов для обеспечения федерального бюджета // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 3. — С. 150-160
13) Иванов П. И., К вопросу о защите бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов (программ) // Закон и право. — 2022. — № 4. — С. 130-135
14) Ишина И.В., Фрумина С.В. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014;(1):89-93.
15) Комраков А. Валютные запасы притормозят падение// https://www.ng.ru/economics/2022-03-02/1_8383_money.html (дата обращения 15.01.2023)
16) Лапина М. А., Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере // Финансовое право. — 2022. — № 4. — С. 14-16
17) Манукян А. Л., Роль долларизации в экономике Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2021. — Т. 32, № 4. — С. 77-80
18) Международные резервы Российской Федерации// https://cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/ (дата обращения 15.01.2023)
19) Полянин А. В., Антикризисное управление экономикой в форс-мажорных обстоятельствах // Менеджмент в России и за рубежом. — 2021. — № 1. — С. 29-35
20) Потребительские настроения снова ухудшились. Дефицит федерального бюджета превысил 4 трлн рублей. Трансграничный туризм сократился вчетверо // Эксперт. — 2021. — № 5. — С. 72-80
21) Сапир Ж., Будет ли инфляция главной проблемой 2022 года? // Эксперт. — 2022. — № 4. — С. 9-15
22) Саттарова Н. А., Об эффективности использования бюджетных средств // Финансовое право. — 2022. — № 5. — С. 19-25
23) Ткаченко Р. В., Межбюджетные отношения и программно-целевое бюджетное планирование в России: вопросы теории и практики // Финансовое право. — 2022. — № 2. — С. 21-25
24) Храмченко, А. А. Актуальные проблемы в сфере бюджетной политики РФ / А. А. Храмченко, О. И. Терземан, И. В. Данилов // Вестник Академии знаний. – 2021. – No 4(45). – С. 427 - 432.
25) ЦБ заявил, что инфляция в РФ в 2022-2023 гг. превысит прежние прогнозы// https://www.interfax.ru/business/830036 (дата обращения 15.01.2023)