Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире иностранный язык (ИЯ) занимает важную часть нашей жизни, поэтому в школе обучающихся начинают обучать ИЯ уже на начальной ступени обучения. Отдельное внимание при обучении ИЯ учитель уделяет формированию лексических навыков, т. к. они являются фундаментом для изучения ИЯ.
Формирование лексических навыков является важной частью процесса обучения ИЯ, посредством которых ученики узнают реалии изучаемого языка. В процессе изучения английского языка все навыки, в том числе и лексические, формируются во время речи. Структура лексического навыка неотделима от структуры речевого акта, поэтому включает в себя звуковую форму лексических единиц, операции их выделения и сочетания, речевое задание. Все компоненты лексических навыков тесно связаны между собой, и любое их обособление ведет к разрушению всей структуры навыка.
Облегчить процесс обучения лексике могут различные средства обучения, например, программное обеспечение «Зум». Данное средство обучения позволяет учителю и обучающимся дистанционно работать с текстами и заданиями к ним, а учителю - корректировать процесс обучения лексике в соответствии с уровнем языковой подготовки обучающихся, темой и количеством часов, отведённых на изучение того или иного раздела учебника.
Вышеизложенное обусловило актуальность проводимого исследования.
Объектом исследования является процесс формирования лексических навыков на среднем этапе обучения.
В качестве предмета исследования выступает комплекс упражнений для формирования лексических навыков с использованием программного обеспечения «Зум» на среднем этапе обучения.
Цель данной работы – разработать комплекс упражнений для формирования лексических навыков с использованием программного обеспечения «Зум» на среднем этапе обучения.
Для реализации данной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) рассмотреть лексику как языковой аспект;
2) выявить основные характеристики процесса формирования лексических навыков;
3) проанализировать УМК «Spotlight-5»;
4) рассмотреть понятие и виды средств обучения;
5) выявить дидактический потенциал программного обеспечения «Зум» для формирования лексических навыков;
6) разработать комплекс упражнений, направленных на формирование лексических навыков на среднем этапе обучения с использованием программного обеспечения «Зум»
В ходе исследования использовались методы:
1) изучение и анализ психолого-педагогических и методических источников по теме исследования;
2) изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретическую основу исследования составляют положения, разработанные исследователями:
― теория и практика обучения ИЯ в рамках коммуникативного подхода (Г. В. Рогова, А. Н. Щукин);
― идеи и закономерности организации процесса обучения основным видам иноязычной речевой деятельности (Н. Д. Гальскова, И. Е. Пассов).
Практическая значимость работы определяется возможностью применения практических наработок в виде комплекса иноязычных упражнений, адаптированных под ПО «Зум». Материалы и выводы исследования могут найти применение в разработке программ по методике обучения английскому языку в школе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников, включающего в себя 27 источников. Во введении представлен методологический аппарат исследования: поставлена цель, выявлены объект и предмет исследования, сформулированы задачи, обозначены методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования лексических навыков, в том числе понятие лексики как аспекта языка, основные характеристики процесса формирования лексических навыков, формы и виды контроля сформированности лексических навыков на среднем этапе обучения, представлен анализ УМК на предмет упражнений для формирования лексических навыков. Во второй главе рассматриваются понятие и виды средств обучения, выявляется дидактический потенциал программного обеспечения «» для обучения лексике на среднем этапе обучения, разрабатывается комплекс заданий, направленных на формирование лексических навыков с использованием программного обеспечения «Зум». В заключении даются краткие выводы по результатам исследования.
Глава 1 Формирование лексических навыков на среднем этапе обучения
1.1 Лексика как аспект языка
Содержательная сторона речи передается и принимается через лексику, то есть совокупность слов и подобных связей в функциях. А. Н. Леонтьев рассматривает лексику как «систему систем». Системность лексики проявляется в том, что все единицы, основанные на ее свойствах, входят в состав определенных взаимосвязанных объединений (семантических полей, лексико-семантических и тематических групп). Другими словами, лексические единицы напрямую связаны друг с другом в форме определенных словарных групп [5].
Роль словарного запаса при овладении ИЯ является важным элементом в формировании лексических навыков. Слово непосредственно передает предмет мысли в силу своей номинативной функции, оно, таким образом, входит во все сферы деятельности нашей жизни и помогает выразить не только реальную реальность, но и то, что воображается.
Понятие «лексика» многоаспектно, поэтому его следует рассматривать как совокупность слов языка. В контексте нашего исследования наиболее важным является изучение понятия «лексический навык». Психологи (И. А. Зимняя, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев) и методисты (Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов) обратили внимание на эту мысль и рассматривали ее с разных сторон. Под лексическим навыком понимается понимание синтезированного процесса выбора лексической единицы на основе ее значений и сочетания с другими лексическими единицами языка [23]. Кроме того, основой лексических навыков являются лексические динамические связи, которые действуют в форме слов и выражений.
Вопрос формирования лексических навыков в рамках методики обучения ИЯ является одной из важнейших проблем обучения языку в общеобразовательной школе. Знание лексической иноязычной системы и ее практическое использование позволяют развить вербально-семантический уровень вторичной языковой личности обучающегося.
Е.И. Пассов и И.Н. Дмитрусенко указывают на сложность и структуру лексического навыка как элемента овладения иностранным языком. И. Н. Дмитрусенко выделяет три основных компонента лексического навыка:
1) вызов лексической единицы из памяти;
2) объединение лексической единицы с предыдущими и последующими единицами;
3) определение конформности выделения лексической единицы по содержанию [6].
Рассмотрение отдельных компонентов лексического навыка имеет первостепенное значение, поскольку они отражаются при выборе наиболее подходящих методов обучения и при выборе лексических единиц, предназначенных для формирования лексического навыка в рамках изучения иностранного языка. Согласно Н.Д. Гальсковой лексические навыки делятся на две группы:
― продуктивные лексические навыки, то есть навыки выбора и использования слов в речи и письме;
― рецептивные лексические навыки, то есть навыки распознавания и понимания слов во время чтения и прослушивания [18].
Лексический навык имеет отношение формы и значения и, по сути, заключается в том, что он вызывает в сознании обучающихся непосредственное значение воспринимаемого слова или его формы и наоборот, требуемое значение вызывает соответствующую форму. В связи с этим в рамках формирования лексического навыка большое значение имеет учет семантической составляющей словаря. Что касается семантических компонентов лексики, то «единицы более дробные, чем значения, составляющие его структуру», являются носителями этих стандартов [идеальных стандартов измерения, которые выделяются в определенных аспектах в проецируемой реальности], и их соответствие признакам проецируемой реальности позволяет выразить этот объект словом» [14, с. 14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атрощенко, И.Г. Мобильные приложения и их использование в учебном процессе [Текст] / И.Г. Атрощенко, А.С. Коваленко, Т.В. Лебедева // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2019. -№ 2. - С. 160-166.
2. Бадалян, А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку [Текст] / А. Х. Бадалян // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49000/ (дата обращения: 16.01.2023).
3. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников / В. С. Бронская // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 705–706.
4. Гальскова, Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции [Текст] / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. Москва : Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
5. Давыдова, Ю.Г. К вопросу о понятии «лексическая компетенция» на продвинутых уровнях владения иностранными языками [Текст] / Ю. Г. Давыдова // Альманах современной науки и образования. 2013. - №5(72). - С. 55-60.
6. Дмитрусенко, И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка [Текст] / И. Н. Дмитрусенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. - №25. - С. 126-127.
7. Еремин, Ю.В. Продуктивное чтение: Учебное пособие [Текст] / Ю. В. Еремин, А. В. Рубцова. - Санкт- Петербург : ООО «Книжный Дом», 2007. - 248 с.
8. Гуреева, А. В. Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку / А. В. Гуреева, Е. Ф. Валяева // Современное педагогическое образование. - 2020. - №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-zoom-v-protsesse-distantsionnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 16.01.2023).
9. Джанелли, М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях [Текст] / М. Джанелли; пер. с английского Л. Трониной // Вопросы образования. - 2018. - № 4. - С. 81-98.
10. Жежерова, В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка : когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова [Текст] / В. П. Жежерова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. - №1. - С. 36- 43.
11. Ивенин, Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку [Текст] / Ф. В. Ивенин // Среднее профессиональное образование. 2014. - №7. - С. 38-39.
12. Карамзина, C. А. Некоторые подходы к определению понятия «Средство обучения» [Текст] / С. А. Карамзина // ИТС. 2006. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-sredstvo-obucheniya (дата обращения: 30.03.2023).
13. Кладова, И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков : учебное пособие [Текст] / И. С. Кладова. - Березники, 2010. - 15 с.
14. Коваленко, Е.Г. Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка [Текст] / Е. Г. Коваленко, Ю. С. Цатковская // The Scientific Heritage. - 2020. - №45-7 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-leksicheskih-navykov-mladshih-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 16.01.2023).
15. Михеева, Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Н. Ф. Михеева. – Москва : РУДН, 2010. - 73 с.
16. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов [Текст] / И. В. Никишина. - Волгоград : Учитель, 2008. - 91 с.
17. Орехова, Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) [Текст] / Ю. М. Орехова // Крымский научный вестник. - 2015. - №4. - С. 290-300.
18. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – Москва : Просвещение, 2000. – 232 с
19. Пакшиванова, Е.О. Формирование лексического навыка на среднем этапе обучения на уроках английского языка [Текст] / Е. Об Пакшиванова // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. - 2016. - №48. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksicheskogo-navyka-na-srednem-etape-obucheniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 16.01.2023).
20. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – Москва : Русский язык, 1989. — 276 с.
21. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций [Текст] / Е Н. Соловова. - Москва : Просвещение, 2014. - 239 с.
22. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка / Татьяна Камянова. – Москва : Эксмо, 2017. - 480 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2011.
24. Шамов, А.Н. Обучение лексическому аспекту иноязычной речи в трудах П.Б. Гурвича [Текст] / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2016. - Вып. 3. - С. 13-19.
25. Шамов, А.Н. Моделирование учебного процесса по овладению лексической стороной иноязычной речи [Текст] /// Иностранные языки в школе, 2014. - Вып. 2. - С. 2-10.
26. Щукин, А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) [Текст] / А.Н. Щукин. – Москва : ВК, 2012. - 335 с.
27. English Lesson - Daily Routine - Sometimes, Never, Always, Often. - URL: http://portall.zp.ua/video/english-lesson-daily-routine-sometimes-neveralways-often/id-oBmp-iS3wBD.html (дата ообращения 16.02.2023).
28. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – 3d edition / J. Harmen. – Longman ELT, 2001. – 386 c.
29. Sportlight. (Английский в фокусе). Английский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. Организаций [Текст] / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, И. Эванс. – Москва : издательство «Просвещение».