Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные организации становятся все более сложными и масштабными системами, требующими четкой внутренней регламентации и соблюдения установленных внешних требований. Особая управленческая проблема в сфере регламентации внутренних и внешних процессов возникает в крупных организациях, таких, например, как публичные акционерные общества. Данная проблема обусловлена необходимостью учитывать интересы множества заинтересованных сторон: акционеров, учредителей, руководителей организации, персонала, клиентов, поставщиков, деловых партнеров, а также общества в целом. Разнообразие интересов неизбежно приводит к внутренним и внешним противоречиям, которые должны быть урегулированы. Для предотвращения негативных последствий противоречий, возникающих между заинтересованными сторонами организации, разрабатывают и внедряют регламенты.
Актуальность изучения регламентации внутренних и внешних процессов определяется тем, что регламенты являются необходимым и обязательным элементом управленческой системы современных организаций, в частности, публичных акционерных обществ. Недостаточное внимание к регламентации дестабилизирует систему управления, снижает эффективность реализации управленческих решений.
Объектом исследования выступает регламентация внутренних и внешних процессов. Предмет исследования – особенности регламентации внутренних и внешних процессов публичных акционерных обществ.
Целью исследования является разработка рекомендаций, направленных на совершенствование внутренних и внешних регламентов публичных акционерных обществ. Достижению цели способствует решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические и нормативные основы регламентации деятельности организаций, определить понятие регламентации деятельности;
2) выявить особенности правовой регламентации деятельности публичных акционерных обществ;
3) изучить зарубежный опыт регламентации деятельности публичных акционерных обществ;
4) провести сравнительный анализ регламентации внутренних и внешних процессов в организациях на примере ПАО «Сбербанк» и ПАО «Аэрофлот»;
5) сформулировать предложения по совершенствованию регламентации внутренних и внешних процессов публичных акционерных обществ.
Для проведения исследования использована методика анализа нормативных документов, внутренних регламентов, научных работ, а также информации о рассматриваемых организациях, представленной в открытых источниках. Решение обозначенных задач достигается за счет применения методов описания, сравнения, обобщения и систематизации.
Структура работы определена логикой решения поставленных задач и включает введение, два раздела: теоретический и аналитический, заключение, список использованных источников.
Раздел 1 Теоретические и нормативные основы регламентации деятельности организации
1.1 Понятие регламентации деятельности
Под регламентацией деятельности понимается «совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда» .
В широком смысле слова регламентацию определяют как «устав, свод правил, устанавливающий порядок работы, деятельности». В рамках правовой системы регламентация характеризует «способ организации правового регулирования общественных отношений посредством наделения их участников субъективными юридическими правами и обязанностями» .
Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал регламентацию как неотъемлемую часть общественной жизни. Суть регламентации Э. Дюркгейм передавал через связь с понятием «социальная солидарность». Социальная солидарность позволяет объединить индивидуальность и взаимодействия людей, предоставляет свободу выбора и определяет границы этой свободы. Основными свойствами регламентации, обеспечивающей социальную солидарность, по мнению Э. Дюркгейма, являются непротиворечивость, возможность проявлять свободу выбора в установленных границах, справедливость и самоорганизация. Проявление обозначенных свойств обеспечивает достижение социальной солидарности за счет регламентации внутренних и внешних процессов .
Регламентация по С. Б. Чернышеву рассматривается как система принятых решений, зафиксированных в виде документов и определяющих дальнейшее функционирование организации. В данной системе С.Б. Чернышев выделяет четыре уровня :
1) уровень регламентирующей документации;
2) уровень систем и процедур;
3) уровень корпоративного принятия решений;
4) уровень стратегического проектирования
Первый уровень характеризует процесс и результат разработки регламентов в организации. На данном уровне определяются требования к регламентирующей документации, осуществляется сбор, систематизация данных, оформление и согласование документов. Второй уровень объединяет системы (подсистемы), правила, процедуры, формы работы организации и отдельных ее элементов. Целью данного уровня является согласованность регламентов. Здесь необходимо выявить и устранить противоречия, устаревшие правила, адаптировать новые или действующие регламенты к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Третий уровень относится к регламентации процесса корпоративного управления, а именно, процесса разработки, принятия и реализации решений, значимых для всей организации. Принципы и правила принятия корпоративных решений облегчают управленческую практику, систематизируют работу подразделений, способствуют повышению эффективности управления организацией. Также на уровень корпоративного управления создаются и внедряются системы автоматизации принятия управленческих решений. Четвертый уровень – уровень стратегического проектирования – нацелен на организационное развитие, функционирование в долгосрочном периоде. На данном уровне определяется видение, миссия, ценности организации, ее идеология, а также принципы и регламенты стратегического управления.
Отличительной чертой понимания регламентации С.Б. Чернышевым является включение автоматизированных информационных систем и рассмотрения регламентации на разных управленческих уровнях.
Л. А. Казаковцев выделяет в регламентации три составляющие: результат деятельности, процесс деятельности и окружающую среду. Определение результата деятельности необходимо для того, чтобы четко прописать, регламентировать шаги к его достижению. Описание процесса представляет собой собственно регламентацию. Учет окружающей среды позволяет определить, какие факторы влияют на процесс и ожидаемый результат .
По мнению Л.А. Казаковцева, необходимо отличать регламентацию от регулирования и описания процессов. Отличие регламентации от регулирования заключается в наличии правовых и юридических свойств. Регламенты представляют собой документы, соответствующие определенным нормам права, соблюдение или нарушение регламентов влекут за собой определенные юридические последствия. Регламентация позволяет упорядочивать, конструировать реальность, выстраивать отношения определенным образом, так, чтобы они приводили к ожидаемому результату и минимизировали вероятность появления негативных событий. Регулирование может осуществляться и без формально закрепленных норм и правил, исключительно при помощи управленческих воздействий, в том числе, не регламентированных.
Ссылаясь на Р.Л. Акоффа, Л.А. Казаковцев выделяет следующие принципы регламентирования:
1) принцип систематизации, обеспечивающий согласованность регламентирующих документов, отсутствие противоречий, дублирования, несоответствия регламентов фактическому положению дел и реализации процессов в организации;
2) принцип объединения объектов регламентации: процесса, результата и окружения, условий, в которых реализуется процесс;
3) принцип установления требований к процессу регламентации;
4) принцип сочетания регламентации и саморегулирования, обеспечивающего достижение цели при изменениях условий, среды, окружения;
5) принцип репродуцирования, воспроизводства, повторения процесса, получение одного и того же результата при соблюдении всех установленных процедур, этапов процесса.
Обозначенные принципы совершенствуют как процесс регламентирования, так и управленческую деятельность в целом.
В зависимости от направлений отношений, в которые вступает организация, выделяют внутренние и внушение регламенты. Внутренние регламенты определяют процессы, реализуемые внутри организации, например, процессы управления персоналом, использования товарно-материальных ценностей, взаимодействие между отделами, подразделениями, направлениями. Внешние регламенты характеризуют взаимоотношения организации со внешней средой. К внешним регламентам относят регламенты взаимодействия с клиентами, поставщиками, деловыми партнерами, а также регламенты, разработанные и принятые внешними контрольно-надзорными, управленческими органами .
Обязательным условием при разработке внутренних регламентов является согласованность с внешними регламентами, нормативными документами, стандартами, применимыми в сфере деятельности организации.
Таким образом, регламентация определяется как система действий, направленных на разработку, создание и поддержание в актуальном состоянии документов, определяющих принципы, правила, процедуры организационной деятельности. Основным назначением регламентации деятельности является упорядочивание и совершенствование управленческой практики.
1.2 Особенности правовой регламентации деятельности публичных акционерных обществ
Понятие публичных акционерных обществ регламентировано Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) В статье 66.3 ГК РФ определено, что основным отличием публичных акционерных обществ от непубличных является размещение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции путем открытой подписки, публично в соответствии с положениями законов о ценных бумагах .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева Г.С., Нинциева Т.М., Якимова И.Н. Сущность административных регламентов как актов управления // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 5 (185). – С. 166-168.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации / Статья 66.3. Публичные и непубличные общества. Статья 97 Публичные акционерные общества – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Гришкина С.Н., Семенюк Ю.А., Марченкова Е.И. Стандартизация корпоративных регламентов в системе управления эффективностью компании // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. – 2021. – № 1. – С. 157-170.
4. Казаковцев Л.А. Регламентация деятельности организации: современные технологии: учебное пособие. – Красноярск: СФУ, 2020 . – 108 с.
5. Кондрашихин А.Б. Администрирование в задачах управления ХХІ века: регламенты России, Украины, Беларуси // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 4.– С. 138-141.
6. Кудин Л.Ш. Регламент внутреннего корпоративного контроля в организации // e-FORUM. 2020. – № 2 (11). – С. 115-128.
7. Майорова Е.В., Соколовская С.А. Особенности применения европейского общего регламента по защите персональных данных в российских организациях // Петербургский экономический журнал. – 2021. – № 3. – С. 109-118.
8. Мекрюков А.Е. Рассмотрение особенностей правовой регламентации и организации акционерных обществ в Соединенных штатах Америки //Аллея науки. – 2021.– Т. 2. – № 6 (57). – С. 668-671.
9. Официальный сайт «Apple» /Этика и соблюдение требований. – URL: https://www.apple.com/compliance/
10. Официальный сайт ПАО «Аэрофлот» – https://www.aeroflot.ru
11. Официальный сайт ПАО «Сбербанк» – URL: https://www.sberbank.ru/ru/person
12. Пешкова О.В. PM-подход к управлению организацией: регламенты и проблемы // Baikal Research Journal.– 2021. – Т. 12. – № 2.
13. Политика конфиденциальности данных «Apple». – URL: https://www.apple.com/legal/privacy/pdfs/apple-privacy-policy-ru.pdf
14. Попова Ю.А. Система внутрифирменных стандартов как актуальный инструмент реализации внутреннего аудита организации // Дневник науки. – 2020.– № 12 (48).– С. 49
15. Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 – 512 с.
16. Стафиевская М.В. Внедрение внутренних регламентов управленческого учета в целях организации учета реализации услуг // Управленческий учет. – 2022. – № 10-3.– С. 660-667.
17. Такташев Р.Р. Сущность и юридическое значение административных регламентов в законодательстве Российской Федерации // Наукосфера. – 2021.– № 12-2. – С. 354-3
18. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022, с изм. от 19.12.2022) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/
19. Чернышев С.Б. Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету. – URL: http://berezkin.info/wp-content/uploads/2013/02/Chernyshev-S.B.-Korporativnoe-predprinimatelstvo.-Ot-smysla-k-predmetu.-Kurs-lekcii.pdf
20. Ялунина А.Д., Цыркунова Т.А. Регламентация управленческого учета // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. – 2020. – № 25. – С. 181-185.