Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы определена рядом аспектов. В первую очередь такими как, конституционное признание человека и гражданина, его прав и свобод наивысшей ценностью, а также провозглашение нашего государства правовым и социальным государством накладывает определенные требования к юридическому регламентированию отношений в социальной области, его качества и результативности. В жизни каждого человека возможно появление ситуации, когда при возникновении проблем со здоровьем, а также потере трудоспособности человек может потерять постоянный денежный источник финансов. При невозможности самостоятельного преодоления такой тяжелой ситуации по независящим от воли индивида условиям, наше государство предоставляет каждому гарантии социальной помощи в разнообразных ее формах. Использование подобных мер спровоцировано в первую очередь тем, что присутствие благоприятных условий для жизни любого гражданина имеет прямое воздействие на формирование естественных условий жизнедеятельности всего общества.
Имеющаяся на сегодняшний день система социального обеспечения в нашей стране была сформирована еще в советский период и постепенно трансформируется с учетом динамики становления общественных отношений на этапе развития современного общества. Социальное обеспечение граждан осуществляется государством через внедрение социальной политики, сущность которой сведена к целенаправленному воздействию как со стороны самого государства, так и организаций на имеющуюся систему общественных отношений.
Целью нынешней социальной политики государства выступает улучшение условий быта и труда абсолютно без исключения всех слоев граждан, предупреждение снижения уровня жизни граждан государства, сокращение роста безработицы, формирование предпосылок для постепенного увеличения материального положения разных групп и слоев общества.
Следовательно, актуальность данной курсовой работы предопределила выбор темы, которая определена как «Организационно-правовые формы социального обеспечения».
Для достижения цели исследования необходимо разрешить ряд насущных задач:
- дать понятие социального обеспечения;
- обозначить правовое регулирование форм социального обеспечения граждан;
- представить классификацию организационно-правовых форм социального обеспечения;
- рассмотреть обязательное социальное страхование;
- рассмотреть государственную социальную помощь на основании социального контракта;
- рассмотреть государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, доплат к пенсии и денежных выплат;
- обозначить негосударственное социальное обеспечение.
Объектом курсовой работы выступает совокупность общественных отношений, которые возникли в процессе реализации организационно-правовых форм социального обеспечения.
Предмет исследования – это организационно-правовые формы социального обеспечения.
Теоретическая основа исследования базируется на результатах научного исследования представителей науки различных исторических периодов: А. Ширант, А. Стремоухова, В. Галаганова, Е. Холостовой и иных ученых.
Методологическую основу работы образует совокупность общенаучных методов познания, которые включают метод системного познания, а также с использованием частно-научных методов.
Научная новизна устанавливается, в первую очередь, тем, что эта работа выступила попыткой общего рассмотрения общетеоретических аспектов организационно-правовых форм социального обеспечения граждан в нашей стране.
Практическое значение работы. Полученные выводы имеют общетеоретическое и прикладное значение для становления науки права социального обеспечения и практики применения его правовых норм. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что материалы курсовой работы, могут быть применены в учебном процессе при изучении курсу «Право социального обеспечения».
Структура курсовой работы определена предметом и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие социального обеспечения
Право любого члена общества иметь социальное обеспечение, закреплено в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) , а также в ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и гарантируется в России каждому человеку и гражданину.
Право любого на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 39 Конституции РФ, некоторые правоведы не относят к числу конституционных прав, замечая, что конституционный принцип, на базе которого Конституция РФ имеет прямое действие, а также права и свободы человека являются действующими (ч. 1 ст. 15 и ст. 18 Конституции РФ), к данному праву не может быть отнесен, а, следовательно, в ч. 1 ст. 39 говорится лишь о программной части Конституции РФ, которая должна быть ориентиром для законодателя . Очевидно, норма ст. 39 о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение, не устанавливает, что тем самым гражданин может быть наделен конкретным набором предоставленных ему субъективных прав (например, на получение пенсии в определенном размере или с конкретного возраста, закрепленных социальных услуг).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
7. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» // Собрание законодательства РФ. - 31.01.2022. - № 5. - Ст. 789,
8. Приказ Минтруда России от 03.08.2021 № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» // Справочно-правовая системаКонсультантПлюс, дата обращения 12.01.2023.
Научная и учебная литература
9. Антипьева Н.В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 21 - 26.
10. Арзуманова Л.Л., Белова Л.Г. Индивидуальный пенсионный капитал: финансово-правовой аспект сравнительного исследования // Lex russica. 2017. № 10. С. 27 - 35.
11. Аюшеева И.З., Богданова Е.Е., Богданов Д.Е. и др. Реформа обязательственного права России: проблемы и перспективы. М., 2018. С. 213 - 220.
12. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2004.
13. Гусев А.Ю. Значение мониторинга правоприменения для совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Российский судья. 2016. № 2. С. 47 - 49.
14. Жизнь под процентом. Как уберечь деньги от инфляции и мошенников. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 10. 160 с.
15. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2001.
16. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах // Российская газета. 2014. 18 декабря.
17. Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.01.2023.
18. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003.
19. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 2011. С. 31 - 37.
20. Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 155.
21. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К.А. Экштайна// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/, дата обращения 12.01.2023.
22. Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006. С. 27.
23. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Авдийский [и др.] ; под редакцией В. И. Авдийского, Л. А. Букалеровой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 421 с.
24. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для СПО / под ред. А. Я. Капустина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 230.
25. Седельникова М.Г. Организационно-правовые формы социального обеспечения // Проблемы общей части права социального обеспечения. М., 2017. С. 49.
26. Седельникова М.Г., Пузырева А.А. К проблеме межотраслевого взаимодействия в праве социального обеспечения // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 1. С. 31.
27. Серебрякова Е.А., Ситникова Е.Г. Трудовой договор с иностранцем: от заключения до прекращения. - М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 17. 176 с.
28. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 403.
29. Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве. М., 2017. С. 448.
30. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2016. С. 119.
31. Шарин В.И. О понятии «социальное обеспечение» // Электронный ресурс: URL: http://id.atiso.ru/node/76, дата обращения 12.01.2023.
32. Электронный ресурс: https://bel.ru/news/society/20-12-2021/sotsialnyy-kontrakt-dlya-maloimuschih-v-belgorode-v-2022-godu/se3, дата обращения 12.01.2023.