Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что наземная организация в аэропортах выступает одним из ключевых направлений работы в технологи-ческом процессе, в котором задействованы различные структурные подраз-деления, сторонние управления и контролирующие органы. Безопасность и регулярность полетов напрямую зависят от качества и четкости управления процесса наземного сервиса. В условиях конкуренции между компаниями соответствующие разработки и опыт становятся весомым преимуществом, позволяющим заключать контракты с новыми клиентами, а также удержи-вать существующих.
Переход к новой экономической формации постсоветского периода развития России определяет поиск и применение современных методов и подходов к регулированию экономики страны, отдельных отраслей и пред-приятий. Особая роль в повышении темпов экономического роста принадле-жит транспортному комплексу, который выступает не только как органиче-ская составляющая экономики, но и как ключевой фактор повышения конку-рентоспособности государства. В связи с этим крайне важно повысить уро-вень эффективности рыночной работы транспортных предприятий России, в том числе предприятий воздушного транспорта.
Объектом исследования является наземное обслуживание воздушных судов. Предметом исследования является всесторонний анализ технических, управленческих и маркетинговых аспектов изучения наземного обслужива-ния воздушных судов.
Целью исследования является оценка технических, организационных и маркетинговых особенностей наземного обслуживания воздушных судов.
Задачи исследования:
1. Провести анализ процесса обслуживания воздушных судов
2. Описать организационные аспекты технического обслуживания персоналом аэропорта
3. Выполнить анализ системы и видов наземного обслуживания воз-душных судов.
4. Изучить маркетинговые особенности наземного обслуживания воздушных судов.
Методы исследования: анализа и синтеза информации, систематизации данных.
Теоретическая база исследования представлена в трудах следующих авторов: Яковлев В.А., Цуцкарев В.К., Писаренко В.Н., Аубакирова Д.Е., Немчинов О.А.
Глава 1. Значимость и особенности процесса наземного обслуживания воздушных судов
1.1. Описание процесса наземного обслуживания воздушных судов
Важной задачей любого аэропорта выступает обеспечение качествен-ного уровня сервиса пассажиров и обеспечение высокого уровня безопасно-сти полетов. На сегодняшний день воздушный транспорт занимает неоспо-римое лидирующее положение среди всех видов пассажирских перевозок на дальние расстояния. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (далее – ИАТА – Международная ассоциация воздушного транспорта) 1 глобальная заполняемость пассажирских кресел на конец 2015 года составила 80,4%, что значительно превышает аналогичный показатель для автомобильного и железнодорожного транспорта. Около 53% междуна-родных туристов путешествуют по воздуху [11].
Гражданская авиация играет роль одного из главных двигателей соци-ально-экономического развития. По данным IATA, воздушный транспорт приносит прибыль в размере 2,7 трлн долларов. В глобальном ВВП воз-душный транспорт выступает движущей силой мировой экономики. Треть всей мировой торговли в стоимостном выражении осуществляется посред-ством перевозок самолетом, поэтому авиация выступает ключевой составля-ющей глобального бизнеса. Воздушный транспорт также играет важную роль в социальном развитии стран мира — к концу 2015 года в воздушном транспорте по всему миру было занято почти 63 млн человек. Прогнозы Международной управления гражданской авиации (далее — ИКАО — Меж-дународная организация гражданской авиации) на ближайшие 20 лет свиде-тельствуют о том, что за счет увеличения объемов перевозок самолетом ко-личество рабочих мест на воздушном транспорте увеличится до 99 млн че-ловек, а ВВП — до $5,9 трлн.
К концу 2015 г. в глобальную транспортную инфраструктуру было включено около 1400 гражданских аэропортов, обслуживающих в общей сложности 3,5 млрд человек. пассажиры. Благодаря работы 259 российских гражданских аэропортов, из которых 81 аэропорт имеет статус междуна-родного, на конец 2015 года обслужено 157,8 млн пассажиров.
Основной задачей любого аэропорта или аэропорта выступает обеспе-чение качественного уровня сервиса пассажиров и воздушных судов, а также обеспечение высокого уровня безопасности полетов.
В Приложении 6 к Конвенции о международной гражданской авиации «Эксплуатация воздушных судов» услуга, необходимая для прибытия воз-душного судна в аэропорт и его вылета из аэропорта, помимо воздушного движения, относится к наземному обслуживанию воздушного судна. Назем-ное сервис воздушного судна включает в себя комплекс работ по прибытию воздушного судна на стоянку, по подготовке к вылету и выпуску в полет. Помимо авиакомпаний и аэропортов, в наземном сервисе воздушных судов могут принимать участие и сервисные аэропорта, которые являются посред-никами между авиакомпаниями и аэропортовыми организациями и коорди-нируют технологические процессы, одновременно следя за качеством серви-са.
Для воздушного транспорта вопрос формирования структуры себесто-имости пассажирских перевозок самолетом остается крайне актуальным. Расходы аэропорта, включающие в себя наземное сервис воздушного судна, могут достигать в структуре затрат до 30%. В силу особенностей технологи-ческих процессов и нормативно-правовых актов аэропорта могут лишь ча-стично влиять на многие статьи расходов - размер расходов по большинству статей расходов аэропорта зависит от тарифов на услуги сторонних органи-заций - аэропортов, кейтеринговых компаний, организации общественного питания и другие поставщики. По данным IATA, в 2016 г. основным стиму-лом роста объемов перевозок самолетом по-прежнему остается низкая цена топлива, которая на 30% ниже уровня цен начала 2015 г., что позволяет авиаперевозчикам предлагать тарифы ниже уровня 2014 г. на 4 - 4,5%, под-держивая тем самым объем перевозок самолетом, однако, учитывая, что не только расходы на топливо, но и доля расходов аэропорта в структуре за-трат может достигать 30%, важно, чтобы качество и стоимость земли и аэро-портовые услуги также имеют потенциал к снижению, что возможно благо-даря развитию конкуренции в сфере аэропортового наземного сервиса, за-крепленной на законодательном уровне [11].
В зависимости от особенностей штатного расписания одним из основ-ных структурных служб аэропортов и авиакомпаний, осуществляющих наземное сервис воздушных судов, выступает организация наземного серви-са воздушных судов или организация перронного обеспечения воздушных судов. Согласно AHM 8102, техническое сервис платформы включает в себя следующие действия [12]:
1. Оформление багажа (подготовка к вылету, определение количества и/или веса, выгрузка, определение порядка доставки багажа в зону выдачи багажа, доставка в зону выдачи багажа).
2. Обработка трансферного багажа (сортировка трансферного багажа, хранение трансферного багажа до момента отправки, предоставление транс-порта для доставки трансферного багажа в зону сортировки багажа).
3. Обработка багажа экипажа.
4. Обеспечение ВС (предоставление места для стоянки, установка и/или очистка стоянок, подача автомобиля к прилету и/или отбытию, установка и/или очистка замков, заглушек двигателей, заглушек приемников аэродина-мики, наземных упоров рулей , хвостовые опоры и/или английские булавки, другое оборудование).
5. Охлаждение и обогрев самолета (обеспечение и управление системой кондиционирования, тепловым двигателем).
6. Связь между перроном и кабиной экипажа (при буксировке носом вперед и/или хвостом вперед, при запуске двигателей, для других целей).
7. Погрузка и высадка пассажиров и экипажа (предоставление и кон-троль ловушек для пассажиров, ловушек для экипажа самолета, телетрапов, транспорта для перевозки между самолетом и аэровокзалом, соответствую-щего оборудования для погрузки и/или выгрузки).
8. Погрузка и выгрузка коммерческого груза (доставка и прием бага-жа, груза, почты, документов, командной почты между согласованными пунктами аэропорта, разгрузка воздушного судна, погрузка и закрепление коммерческого груза на воздушном судне, перераспределение груза на воз-душном судне , так далее.)
9. Запуск авиационных двигателей.
10. Соблюдение мер безопасности (предоставление соответствующих средств пожаротушения и других средств защиты, проверка соблюдения мер безопасности/повреждения дверей и панелей и других мест непосредственно по прибытии, непосредственно перед отправлением).
11. Перемещение воздушного судна (предоставление эвакуатора, бук-сировка воздушного судна вперед и/или хвостом вперед, буксировка воз-душного судна между другими согласованными точками).
12. Наружная мойка самолета (мытье окон кабины, иллюминаторов пассажирского салона, встроенных трапов, крыльев и т.д.).
13. Внутренняя уборка самолета (уборка пассажирского и боевого от-секов, уборка грузовых отсеков, упаковочных помещений и т.д.).
14. Сервис туалета.
15. Заливка водой.
16. Оборудование салона ВС (переоборудование салона путем снятия, установки, перестановки салонного оборудования, например, сидений и пе-регородок салона, хранения материалов пассажирского салона).
17. Услуги бортового питания на перроне (разгрузка/погрузка и раз-дача бортового питания с/на ВС, перевозка бортового питания между ВС и согласованными пунктами).
18. Противообледенительная и очистка от снега/льда (очистка поверх-ности самолета от инея, льда, снега и т.д.).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреев А.В. Концепция формирования конкурентоспособных хабов России на современном этапе развития отрасли воздушного транспор-та//Отраслевые рынки – 2012 – № 2 (32) – С.75-85.
2. Аубакирова Д.Е., Джаксыбекова Г.Н. О факторах, влияющих на конкурентоспоспособность компаний / Экономика: стратегия и практика. – 2020 - № 3 (15) -166-182.
3. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
4. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голуб-ков. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 474 с.
5. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуника-ции: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 363 с.
6. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорь-ев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
7. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е. С. Григорян. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
8. Диденко, Н. И. Международный маркетинг. Практика: учебник для вузов / Н. И. Диденко, Д. Ф. Скрипнюк. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 406 с.
9. Коваленко, Н. В. Направления государственной поддержки кон-курентоспособности гражданского авиастроения РФ в современных услови-ях / Н. В. Коваленко, А. С. Чекунов // Управление устойчивым развитием. – 2019. – № 4(23). – С. 48-56
10. Немчинов О.А. Авиатранспортный маркетинг: экономическая эффективность функционирования аэропорта: учебное пособие / О.А. Немчинов. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 96 с.:
11. Писаренко В.Н. Техническое обслуживание воздушных судов как система поддержания летной годности гражданской авиационной техники: Самара, Издательство СамНЦ РАН .- 2017.- 170с.
12. Ситников, Д. С. Совершенствование процессов наземного обслу-живания пассажиров на рейсах авиакомпании «Россия» / Д. С. Ситников. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 29-31.
13. Случинская, Ю. А. Организация и управление процессами назем-ного обслуживания в аэропорту / Ю. А. Случинская. — Текст: непосред-ственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 122-124.
14. Цуцкарёв В. К. Особенности организации технологического про-цесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации в Российской Федера-ции // Бюллетень результатов научных исследований. – 2021. – Вып. 3. – С. 44–54.