Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению мотивационного профиля менеджеров по продажам 5
1.1. Понятие мотивации и ее основные факторы 5
1.2. Характеристика профессиональной деятельности менеджеров по продажам 8
1.3. Особенности мотивации менеджеров по продажам 10
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационного профиля менеджеров по продажам 11
2.1. Программа и методика исследования 11
2.2. Анализ особенностей мотивационного профиля менеджеров по продажам 16
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что профессия менеджера по продажам является сложной с точки зрения психологии, поскольку таким специалистам необходимо постоянно общаться с другими людьми и осуществлять действия, которые будут стимулировать покупателей на совершение покупки, т.к. от этого зависит уровень заработной платы менеджеров по продажам, который работают по системе «оклад + процент», что всегда накладывает большую ответственность на сотрудника.
С одной стороны, вопрос о мотивации таких сотрудников имеет довольно простой ответ, однако менеджеры по продажам довольно быстро сталкиваются с профессиональным выгоранием, т.к. работают в ситуации постоянного эмоционального стресса и необходимости продумывать и выстраивать свое поведение «в угоду клиенту», что для некоторых типов людей неприемлемо или сложно.
Цель исследования – провести анализ мотивационных особенностей личности менеджеров по продажам.
Объект исследования – личность менеджеров по продажам.
Предмет исследования – мотивационные особенности личности менеджеров по продажам.
Для достижения поставленных целей необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие мотивации и ее основные факторы.
2. Охарактеризовать профессиональную деятельность менеджеров по продажам.
3. Эмпирически изучить особенности мотивационного профиля менеджеров по продажам.
Гипотеза исследования: менеджеры по продажам, в силу необходимости постоянно повышать эффективность своей деятельности для увеличения дохода, имеют более выраженные материальные мотивы, склонность к риску и стремление к успеху, а также карьерноориентированные жизненные ценности.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, моделирование, наблюдение, тестирование, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме мотивации менеджеров по продажам. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения исследований в данной научно-практической сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения результатов проведенного эмпирического исследования в психологической работе и карьерном консультировании менеджеров по продажам различных компаний.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению мотивационного профиля менеджеров по продажам
1.1. Понятие мотивации и ее основные факторы
Мотивация является сложным социально-психологическим явлением, которое достаточно широко рассматривается в научной литературы в виде различных теорий и концепций, направленных на выявление основных видов и факторов мотивации [2].
Под мотивацией понимается некая динамически развивающаяся система факторов, которые тесно взаимодействуют между собой и стимулируют определенные типы поведения, наиболее эффективные для достижения конкретных целей [5].
Относительно субъектно-объектных отношений можно выделить также такое понятие как мотивационный процесс, который подразумевает под собой намеренные действия субъекта, сформированные в систему, по выработке у объекта определенного типа поведения, которое необходимо для достижения цели, в которой субъект заинтересован [3].
В научной литературе выделяется три основных группы факторов, которые оказывают влияние на мотивацию в профессиональной деятельности, в частности, внешние, внутренние и социально-страховые [12].
Если говорить о внешних факторах профессиональной мотивации, то нужно отметить, что каждый работник выступает в качестве продавца продукта своей трудовой деятельности. При этом личные интересы каждого работника ни коим образом не связаны с профессиональной деятельностью [3].
Задача каждого работника при минимальных затратах времени и сил получать максимальные блага от компании, однако такой ситуации достичь очень сложно, а потому каждый работодатель формирует в компании систему стимулирования, которая вынуждает работника для удовлетворения своих потребностей стараться на благо организации [5].
Исследователями выделяется 7 внешних факторов мотивации, которыми пользуются работодатели для стимулирования своих сотрудников. Они представлены на рисунке 1.1 [12].
Рисунок 1.1. – Внешние факторы профессиональной мотивации
При этом также существуют и внутренние факторы профессиональной мотивации, которые связаны, прежде всего, с чувствами и эмоциями каждого работника. Важным моментом здесь является то, что каждый сотрудник является частью трудового коллектива и ощущает его поддержку. Для работодателя важно, чтобы сотрудник приходил на работу настроенным позитивно, был доволен психологической атмосферой на работе [3].
Исследователями выделяется 7 внутренних факторов мотивации, которыми также пользуются работодатели для стимулирования своих сотрудников. Они представлены на рисунке 1.2 [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абласова, Г.В., Сороковец, Н.К., Жуковская, Е.Н. Психологические и социальные аспекты изучения деятельности менеджеров по продажам в современных компаниях: методологические и эмпирические основы исследования / Г.В. Абласова, Н.К. Сороковец, Е.Н. Жуковская // Вестник Хабаровского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 104–113.
2. Афонин, А.Ю. Понятие и значение мотивации и мотивационного процесса / А.Ю. Афонин // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-znachenie-motivatsii-i-motivatsionnogo-protsessa (дата обращения: 16.01.2023).
3. Буркецова, А.Н. Мотивация труда персонала / А.Н. Буркецова // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – URL: https://moluch.ru/archive/116/31257/ (дата обращения: 18.01.2023).
4. «Готовность к риску». Шуберт. PSK // Тестотека. – 2013. – URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/13.html (дата обращения: 16.01.2023).
5. Дрожалкин, В.А. Понимание мотивации как побудителя человеческой активности / В.А. Дрожалкин // Молодой ученый. – 2015. – № 8 (88). – URL: https://moluch.ru/archive/88/17411/ (дата обращения: 16.01.2023).
6. Кора, Н.А., Кравец, Н.Н. Специфика профессиональной деятельности менеджеров по продажам / Н.А. Кора, Н.Н. Кравец // Вестник Амурского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-professionalnoy-deyatelnosti-menedzherov-po-prodazham (дата обращения: 18.01.2023).
7. Методика «Изучение мотивационного профиля личности» Ш. Ричи и П. Мартина // HR Portal. – 2008. – URL: https://hr-portal.ru/tool/metodika-izuchenie-motivacionnogo-profilya-lichnosti-sh-richi-i-p-martin (дата обращения: 18.01.2023).
8. Молоковцева, И.М., Вологдина, С.И., Елизарова, Ю.В. Профессионально важные и личностные качества современного менеджера по продажам: социально-психологический и экономический аспекты / И.М. Молоковцева, С.И. Вологдина, Ю.В. Елизарова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного трудового права и эргономики: история и современность». – Волгоград: Волжский государственный университет, 2021. – С. 44–58.
9. Мотивация к избеганию неудач // Тестотека. – 2016. – URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/12.html (дата обращения: 16.01.2023).
10. Мотивация к успеху // Тестотека. – 2016. – URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/03.html (дата обращения: 16.01.2023).
11. Ситникова, Е.Г., Шкловская, И.М., Саморезова, А.А. Современные аспекты исследования личностных и профессионально важных качеств менеджеров по продажам в российских компаниях: теоретические и методологические аспекты исследования / Е.Г. Ситникова, И.М. Шкловская, А.А. Саморезова // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Серия «Психология труда». Вып. 3. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2022. – С. 80–92.
12. Скворцов, В.Н., Маклакова, Е.А. Трудовая мотивация работников в современных условиях / В.Н. Скворцов, Е.А. Маклакова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-motivatsiya-rabotnikov-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 18.01.2023).
13. Тест смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо и Л. Махолик в адаптации в адаптации Д.А. Леонтьева // Энциклопедия психодиагностики. – 2015. – URL: https://psylab.info/Тест_смысложизненных_ориентаций (дата обращения: 16.01.2023).
14. Торбинская, А.Я., Финагентова, О.О., Парашина, Г.Е. Теоретические и практические аспекты исследования профессиональных качеств сотрудников организаций: проблемы и перспективы исследования / А.Я. Торбинская, О.О. Финагентова, Г.Е. Парашина // Вестник Тульского государственного университета. – 2021. – № 12. – С. 52–64.
15. Яковлева, И.М., Дымская, П.А., Шарапанова, О.Л. Менеджеры по продажам как объект исследования в организационной психологии: проблемы и перспективы изучения профессионально важных и личностных качеств сотрудников / И.М. Яковлева, П.А. Дымская, О.Л. Шарапанова // Известия Забайкальского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 66–80.