Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Текущая демографическая ситуация в России характеризуется увеличением абсолютной и относительной численности пожилых людей, что не только сказывается на системе здравоохранения страны, экономическом и социальном секторах, но и ставит вопрос о профилактике возрастных хронических заболеваний и улучшении качества жизни пожилых людей. Начало старости часто связано с выходом человека на пенсию. Это привело к изменению социального статуса индивида, его новой социальной роли в обществе и возникновению стресса, который часто связан со снижением уровня его доходов и сочетается с существующими возрастными изменениями и серьезными нарушениями функций различных органов и систем организма.
Большинство людей умирают не от здорового старения, а от патологических, возрастных заболеваний и множества заболеваний. Причины такой ситуации определенно связаны с медицинскими, социально-экономическими и экологическими аспектами. Однако ситуация, связанная с преждевременным старением, в разных странах решается по-разному. Есть мировые лидеры, пожилые люди не только живут дольше, но и лучше, самостоятельно или с помощью эффективной системы активного долголетия решают свои повседневные задачи.
Возникает естественная закономерность снижения физической активности и интеллектуальной деятельности. В пожилом возрасте появляются проблемы одиночества, чувство тревоги, опасения приближающейся смерти, депрессия, резко уменьшается количество контактов, возникают сложности в отношениях родственников. При снижении круга интересов, у людей пожилого возраста, постепенно, концентрация внимания смещается на себя и свои собственные нужды.
Большое значение для людей пожилого возраста имеет творческий, содержательный досуг. Занятие любимым делом, приносящее неоценимое чувство удовлетворения, доставляющее положительные эмоции, меняет отношение к жизни, является средой для новых знакомств, общения с людьми близкими по интересам. Любая форма досуга пожилого человека продлевает его творческую активность, сохраняет внутреннюю энергию и оптимизм, позволяет найти способ самовыражения, использовать жизненный и профессиональный опыт. Сломав закономерность уменьшения двигательной активности, приобщившись к образу жизни – активному, люди пожилого возраста способны продлить физическую активность, оптимизм на многие годы.
Вопросы влияния питания на качество жизни лиц пожилого и старческого возраста освещаются в работах Виленского А., Домниной И., Долотина Б., Ложкина Д., однако в отечественной науке целостного представления об указанной проблеме нет. Существующие теоретические подходы нуждаются в совершенствовании и насыщении современными научными методами, которые позволят эффективно осуществлять поддержку данной категории населения на практике.
Цель данного исследования – влияние питания на качество жизни лиц пожилого и старческого возраста.
Объект исследования – ГБУЗ Клиническая КМБ г. Кировск.
Предмет исследования – особенности влияния питания на качество жизни лиц пожилого и старческого возраста.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются:
рассмотреть возрастные границы и периодизация пожилого возраста;
изучить основные проблемы пожилых людей;
охарактеризовать особенности формирования питания лиц пожилого и старческого возраста;
дать анализ рациона питания людей пожилого и старческого возраста;
охарактеризовать результаты проведения исследования рациона питания людей пожилого и старческого возраста.
При написании работы были использованы следующие источники: нормативные акты РФ по социальной политике; положение о Министерстве труда и социальной защиты населения; статистические данные отдела по работе с пожилыми и инвалидами.
При подготовке к выполнению работы были использованы материалы учебно-методической литературы, а также периодических изданий по теме исследования.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, материалы из данной работы могут быть использованы в качестве подготовительного материала к лекционным занятиям.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПИТАНИЯ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные границы и периодизация пожилого возраста
Старость представляет собой заключительный период жизни человека. Он характеризуется совокупностью процессов и явлений, которые неизбежно и закономерно приводят к сокращению приспособительных возможностей организма, что уменьшает предстоящую продолжительность жизни и повышает вероятность естественной смерти.
Таким образом, старость – это период, на который значительное влияние оказывает биологический фактор, то есть старение представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными физиологическими и психологическими изменениями. Согласно одному из законов возрастной психологии, развитие со временем замедляется (А. Гезелл), поэтому нормативное старение не имеет внезапно появляющихся и ярко выраженных признаков. Вот почему большинство авторов не склонны выделять конкретную дату начала пожилого возраста. Римляне считали, что старость начинается в 55 лет, ООН относит к пожилым людей старше 60 лет.
В современных психологических теориях граница старости не просто отодвинута дальше 60-летней отметки, но часто выделяется переходный период (например, «предстарость», «кризис пожилого возраста»), размывая переход от взрослости к старости на 5–10 лет.
Если изначально старость рассматривалась как постепенное угасание личности в физическом, психологическом и социальном аспектах, то в современной психологии взгляд на нее изменился. Увеличение средней продолжительности жизни в развитых странах заставляет отодвигать границу начала старости к более позднему времени – 75–80 годам и старше.
Например, возраст 63–70 лет рассматривается как возраст второй молодости, в период которой человек может достичь вершины (акме), кульминации своей жизни. Представляя собой нормативный период возрастного развития, старость ставит перед человеком ряд возрастных задач. Их источниками выступают общество, физические изменения и активность самой личности. Все задачи закреплены на уровне культуры и обыденного мышления (кажутся сами собой разумеющимися).
Среди задач пожилого возраста традиционно выделяют следующие:
– Приспособление к снижению физической силы и ухудшению здоровья.
– Выход на пенсию и приспособление к снижению уровня материального благосостояния.
– Принятие смертей друзей и близких.
– Установление социальных связей со своей возрастной группой.
– Выполнение социальных и гражданских обязанностей.
– Обеспечение удовлетворительных условий жизни. Э. Эриксон видел задачу пожилого возраста прежде всего в переосмыслении прожитой жизни, подведении ее итогов и переходе на новый, более высокий уровень самосознания. В результате этой внутренней работы человек приобретает мудрость – «осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти» [23].
Поиск смысла собственной жизни и жизни как таковой занимает значительное место в психологической активности пожилого человека. Переживание бессмысленности жизни может привести к депрессии, выйти из которой в этом возрасте затруднительно. Для сохранения психологического благополучия важно сохранять позитивное отношение к себе и прожитой жизни, найти дело, доставляющее радость и позволяющее получить уважение со стороны общества.
Реализуя психосоциальный подход Э. Эриксона к развитию личности, Р. Пек [2], помимо кризиса «Эго-интеграция – отчаяние», описывает три конфликта, разрешаемых в пожилом возрасте:
– Дифференциация Эго (ощущение целостности собственной личности вне зависимости от социальных ролей) – поглощенность ролями, то есть восприятие собственной ценности исключительно через исполняемые социальные роли, лишение которых воспринимается очень болезненно (например, выход на пенсию).
– Трансценденция тела (избегание зацикливания на болезнях) – поглощенность телом (полная зависимость самовосприятия и мироощущения от состояния собственного здоровья).
– Трансценденция Эго, то есть понимание того, что после смерти останется какой-то результат жизни человека (дети, внуки, ученики, идеи, конкретные материальные результаты) – поглощенность Эго (негативный исход, связанный со страхом смерти). Поскольку продолжительность жизни растет и количество пожилых людей увеличивается, объединение всех пожилых в одну возрастную группу нецелесообразно.
Период старости достаточно долог и может составлять 30–40 лет. Люди, которые только перешли 60-летний рубеж, могут заботиться о своих престарелых родителях, что обусловливает большую разницу в социальных ролях. Соответственно, люди, формально находящиеся в одном возрастном периоде, имеют разный уровень физического здоровья, разную степень проявления возрастных особенностей, перед ними стоят различные возрастные задачи, и общество воспринимает их по-разному. В связи с этим актуально выделение подпериодов внутри периода старости.
Существует несколько вариантов периодизации старости. ВОЗ пожилыми с физиологической точки зрения признает мужчин 61–74 лет и женщин 55–74 лет, старыми – людей в возрасте 75–89 лет, и долгожителями – людей старше 90 лет.
В психологии деятельности критериями периодизации выступают новообразования личности, ведущая деятельность и социальная ситуация развития, которая складывается в результате совместной работы первых двух характеристик. С этой точки зрения период старости можно разделить на три подпериода: пожилой возраст (55–75 лет), старческий возраст (75–90 лет) и долгожительство (свыше 90 лет) [24].
Представленная периодизация полностью повторяет периодизацию ВОЗ. Это означает, что психологические изменения в данном возрасте во многом обусловлены физиологическими изменениями. Н. С. Пряжников также рассматривает периодизацию пожилого возраста с точки зрения психологии деятельности. Он выделяет особенности социальной ситуации развития в каждом периоде жизни пожилого человека:
– Пожилой, предпенсионный возраст связан с ожиданием пенсии (с 55 лет до выхода на пенсию). В это время человек стремится сделать то, что еще не успел сделать на работе, и выбрать себе занятие на пенсии, передать свой опыт, возможно, он разрывается между работой и внуками, если таковые есть.
– Период выхода на пенсию (первые годы приобретения статуса пенсионера) связан с принятием и освоением новой социальной роли. Период протекает с постепенной заменой профессиональных контактов на семейные, вместо работы человек все больше времени и сил уделяет своей семье. Деятельность «молодого пенсионера» может быть весьма многообразна: хобби, воспитание внуков, общественная деятельность, написание мемуаров и т. д.
– Период собственно старости (до 75 лет или до резкого ухудшения здоровья) характеризуется преимущественным общением с членами своей семьи и расширением контактов с представителями своего поколения. Главными видами деятельности являются поиск себя в различных видах досуга, стремление всеми способами утвердить свое достоинство и, возможно, подготовка к смерти (приобщение к религии, посещение кладбища и т. д.).
– Долгожительство (старше 75 лет) может иметь два варианта в зависимости от состояния здоровья: пожилой человек либо становится символом силы рода, либо замыкается в кругу родственников или соседей по палате, посвящая время лечению и переосмыслению своей жизни, возможно, с попытками приукрасить ее.
Однако в связи с увеличением продолжительности жизни долгожительство в современном обществе чаще относят к более позднему возрасту [3].
Таким образом, Н. С. Пряжников во главу угла периодизации старости ставит принятие нового социального статуса – статуса пенсионера. Наиболее полной и наиболее известной психологической периодизацией позднего возраста является периодизация, представленная И. Бернсайд с соавторами:
– Предстарческий (60–69 лет) – переходный период от взрослости к старости. Человек принимает новую роль и изменение ожиданий со стороны окружающих. Снижение ожиданий может деморализовать пожилого человека, хотя он активен, полон сил и планов на будущее. – Старческий (70–79 лет) – период значительных возрастных изменений: сужение круга общения, болезни, потеря близких.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета. 1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 8.12.1994. №14. ст.1245.
3. Мадридский международный план действий по проблемам старения [Электронный ресурс] // Конвенции и соглашения. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/ ageing_progr.pdf
4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета, №295, 2013.
5. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Российская газета, 04.08.1995, № 150.
6. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Российская газета, 1995.
7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественных организациях» // Российская газета, 1995.
8. Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Российская газета, 1996.
9. Бигеев, Р.Р. Возможности использования опыта зарубежных стран для развития системы социальной защиты России / Р.Р. Бигеев // Научно-технический прогресс и современное общество. – 2017. – №1. – С. 53 – 60.
10. Вайнер, Э.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
11. Вдовина, Л.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник / Л.Н. Вдовина. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 276 c.
12. Виноградова, И. В. Основы формирования здорового образа жизни / И. В. Виноградова // Справ. поликлин. врача. – 2017. – № 3. – С. 6-9.
13. Всемирный доклад о старении и здоровье // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049_ru s.pdf;jsessionid=A77E6B750A3D261954E3AEFC7F033731?sequence=10
14. ГБУЗ Клиническая КМБ г. Кировск [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gbuz-kmb.ru/
15. Дмитриева, И.С. Мотивация - как фундамент здорового образа жизни / И.С. Дмитриева, И.И. Соболева, Е.В. Соболева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - №1 (16). - С. 5557-5563.
16. Доклад «О результатах комплексного мониторинга социально- экономического положения пожилых людей» от 1.06.2015 г Минтруд // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru
17. Дорофеев, С. Б. Общие методологические подходы к определению стратегических позиций в формировании здорового образа жизни населения / С. Б. Дорофеев, А. И. Бабенко // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2017. – № 1. – С. 4-6.
18. Дьяконов, И.Ф. Основы здорового образа жизни для всех / И.Ф. Дьяконов. - СПб.: Спецлит, 2018. - 126 c.
19. Мехтиханова, Н.Н. Мудрость – свойство пожилых и адаптированных? / Мехтиханова Н.Н., Смульсон М. Л. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2017. - №3. – С. 36-40.
20. Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник / Е.Н. Назарова. - М.: Academia, 2018. - 191 c.
21. Назарова, Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник / Е.Н. Назарова. - М.: Academia, 2019. - 536 c.
22. Пожилой человек в обществе – основные проблемы и пути их решения // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/obshestvto-i-pojilie
23. Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Роик – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 400 с.
24. Стратегии и приоритетные вмешательства по обеспечению здорового старения // Всемирная организация здравоохранения, Европейское региональное бюро [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/161934/PolicyBriefing-on-Health-Ageing-RUS.pdf
25. Турушева, А.В. Недостаточность питания в пожилом и старческом возрасте / А.В. Турушева, И.Е. Моисеева // Российский семейный врач – 2019 – Т. 23, № 1 – С. 5-15.
26. Турушева, А.В. Влияние избыточного веса и ожирения на смертность у пожилых: результаты девятилетнего проспективного исследования ХРУСТАЛЬ / А.В. Турушева, Е.В. Фролова // Российский журнал гериатрической медицины – 2021 – №1 – С. 44-52.
27. Характеристики пожилого пациента с когнитивными расстройствами в амбулаторной практике / А.В. Турушева, Т.А. Богданова, Е.В. Фролова, Д.Л. Логунов // РМЖ «Медицинское обозрение». −2021. – 10. – С. 618-622.
28. Чукаева, И.И. Основы формирования здорового образа жизни / И.И. Чукаева. - М.: КноРус, 2018. - 64 c.