Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Динамика физической работоспособности у кикбоксеров 15-17 лет в подготовительный период рассматривается с позиции биологического подхода. Его параметрами к физической работоспособности является соотношение времени работы и восстановления спортсмена: чем больше времени затрачивает индивид после дозированной нагрузки на восстановление, тем меньше уровень физической работоспособности организма.
Для повышения физической работоспособности у кикбоксеров 15-17 лет, по мнению научного руководителя, кандидата биологических наук, доцента С.В. Романова, используются циклических упражнений (прыжки через скакалку, бег на тредбане, педалирование на велотренажере и т.п.), выполняемые в умеренном темпе длительное время в девятимесячном учебно-тренировочном цикле. В этом аспекте физическая нагрузка вызывает перестройки в функциональных системах организма, стимулирует адаптационные механизмы и, тем самым, повышает работоспособность у кикбоксеров.
Достижение высокого уровня физической работоспособности в тренировочном процессе кикбоксеров 15-17 лет, а впоследствии переносимости организмом физических нагрузок в тренировочной деятельности кикбоксеров является одной из актуальных проблем, обусловливающей поиск средств совершенствования системы подготовки кикбоксеров в подготовительный период.
В спортивной практике широко используется тест PWC 170, который является маркером активности вегетативной нервной системы и показывает уровень баланса между симпатической и парасимпатической нервными системами. Определение и анализ параметров физической работоспособности лежат в основе диагностики, а также позволяют изучать функциональное состояние и адаптационные резервы организма спортсмена. Несмотря на то, что вопрос использования тест PWC 170 в спортивной практике изучен, в научной литературе не в полной мере представлены материалы, посвященные используется тест PWC 170 в оценке физической работоспособности у кикбоксеров. Поэтому изучение тест PWC 170 для оценки и контроля физической работоспособности у кикбоксеров, представляется актуальным (В.А. Карданов, 2018; В.В. Клещёв, 2020; P.A. Воликов, 2017; Е.М. Макаренко, 2015; Е.Б. Судаков, 2016; Е.М. Ревенко, 2014; М.Ю. Степанов, 2022).
Объект исследования – процесс физической подготовки кикбоксеров 15-17 лет в подготовительный период.
Предмет исследования – динамика физической работоспособности у кикбоксеров 15-17 лет в подготовительный период.
Цель исследования – выявление изменение показателей физической работоспособности у кикбоксеров 15-17 лет в подготовительный период с помощью теста PWC 170 .
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме подготовки кикбоксеров в подготовительный период;
2. Разработать цикл упражнений для кикбоксеров 15-17 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного цикла упражнений для кикбоксеров 15-17 лет в подготовительный период.
Структура курсовой работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КИКБОКСЕРОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Физиологические особенности кикбоксеров 15-17-ти летнего возраста
Приступая к изучению особенностей возраста лиц в период с 15 по 17 лет, отметим, из собственного опыта и наблюдений за поведением юношей в повседневной жизни, что в данный период развития закладываются основы направленности личности, формируется мировоззрение, осуществляется выбор той или иной манеры поведения.
Более того, на фоне эмоционально-психологической перестройки сознания у подростка интенсивно усиливаются процессы, связанные с половым созреванием [11].
А. И. Дмитрук, Д. С. Мельников отмечает, что основная особенность юношеского возраста состоит в несогласовании процессов полового созревания, личностного развития и социального формирования. Продолжая мысль об особенностях подросткового периода развития, автор резюмирует следующее: по всем направлениям происходит становление качественных новообразований вследствие перестройки организма [4].
Исходя из анатомо-физиологических особенностей 15-17 летних юношей отметим, что умеренная физическая нагрузка и регулярные тренировки мышц туловища и конечностей, обеспечат развитие опорно-двигательного аппарата. Дозированная физическая нагрузка улучшает работоспособность [11].
В данный период изменяется не только опорно-двигательный аппарат: опорно-двигательный аппарат усиленно развивается, укрепляется позвоночный столб, позвоночник становится гибким. Поэтому, высокие физические нагрузки или упражнения с отягощениями могут не только травмировать юношу, но и замедлить естественный рост» [6, с. 31].
Специально подобранные физические упражнения на повышение уровня работоспособности не только воздействуют на различные группы мышц, они также развивают координацию, пространственную ориентировку, зрительное восприятие, зрительные функции [23].
Для юношей 15-17 лет негативное влияние оказывает чрезмерная физическая нагрузка. Г.А. Макарова, С.А. Локтев указывают, что чрезмерные физические нагрузки на организм подростка оказывают отрицательное влияние на зрительную систему: ухудшения зрения в этот период развития индивида негативно влияет на становление двигательной сферы подростка [11].
Особенности полового созревания старшего подросткового возраста в период с 15 по 17 лет связаны с половым созреванием, у подростков своего «Я», формирование цельности собственной личности [20, с. 45-48].
Особенно интенсивно у кикбоксеров 15-17 лет развивается мышечная система. Мышечная масса увеличивается в объеме у кикбоксеров 15-17 лет.
На фоне резкого изменения размеров тела, происходит отставание в развитии морфологической и функциональной системы организма. В частности, специалистами отмечается незрелость сердца, печени, легких, центральной нервной системы.
Данная неравномерность в развитии кикбоксеров 15-17 лет приводит к разнобою в регулировании и координировании различных функции сердца и сосудов. Следовательно, «адаптационные возможности к нагрузке у кикбоксеров 15-17 лет необходимо регулировать» [2, с. 39].
С.Е. Павлов, Е.В. Перова указывают, что у кикбоксеров 15-17 лет улучшается быстрота реагирования, развивается общая и специальная выносливость, повышается толерантность к мышечной работе. Подростки эмоциональны, проявляют чувствительность к болевым синдромам. Особенностями в физическом развитии кикбоксеров 15-17 лет являются переходы от задатков к проявлению способностей за счет тренированности» [12, с. 15].
В данный возрастной период кикбоксеров 15-17 лет отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы [10].
В физиологическом аспекте у кикбоксеров 15-17 лет повышаются «под воздействием гормонов роста и физической активности показатели работоспособности, жизненного объема легких (ЖЕЛ), ЧСС, проявляются особенности организма в строение тела, развитии, физиологии и морфологии отдельных систем и степени развития физических качеств» [2, с. 50].
В 15-17 лет, по мнению автора работ по физиологии спорта А.С. Самойлова, «у индивидов в силу акселерации возможны различные отклонения от нормы по физиологическим параметрам: учащается ЧСС, повышается или понижается АД» [12, с. 234]. В связи с этим юноши 15-17 лет чувствуют общею слабость, головокружение, признаки тошноты, расстройства стула. «На поведенческом уровне отмечается раздражительность, агрессивность; ослабление зрения, слуха» [10, с. 50].
В данный возрастной период, по мнению С.М. Разинкина, «следует внимательно предлагать дозированную физическую нагрузку и следить за параметрами пульса и АД» [15, с. 76].
Как отмечает В.Б. Иссурин, у 15-17 летних кикбоксеров, «которые систематически занимаются физическими упражнениями и видами спорта, посещают спортивные секции, могут отмечаться обратные физиологические процессы» [10, с. 46]. Например, повышение работоспособности и на этом фоне происходит рост спортивных результатов. «Данные факты подтверждают особенности спортивной подготовке, т.е. следует индивидуально подходить к каждому занимающемуся спортом» [7, с. 270].
Как установлено физиологами в этот возрастной период у кикбоксеров 15-17 лет характеризуется отсутствием симметрии в развитии, что означает: «степень прироста показателей физических способностей у кикбоксеров 15-17 лет на данном этапе более значительна, чем на других. Это справедливо и для развития работоспособности» [13, с. 215].
Данный период в научной литературе «играет особую роль в развитии организма» [12, с. 22].
Правило следующее: «наибольший эффект физического воспитания в развитии отдельных способностей достигается в период их бурного естественного развития» [14, с. 48].
У кикбоксеров 15-17 лет в этот «благоприятный период происходит прирост физических и функциональных показателей» [10, с. 13].
В возрасте 15-17 лет перестраиваются морфологические и психофизиологические качества, «которые на данном этапе наиболее эффективно развивать» [15, с. 71].
Профессор А.С. Солодков отмечает, что «последовательность обучения упражнениям проявляется в наибольшем приросте и развитии скоростных качеств. Поэтому, работа над скоростными качествами, а также быстротой реакции должна быть наиболее приоритетной.
На занятиях кикбоксингом совершенствуются умения владеть своим телом, развивая при этом силу, быстроту, ловкость и смелость. Например, такое упражнение, как прыжки, одно из лучших упражнений для укрепления ног и туловища» [20, с. 122].
Упражнения с отяжеленными снарядами и бросками их на дальность развивают силу, быстроту, ловкость.
Упражнения скоростно-силового характера имеет динамическую направленность: нацелены на повышение работоспособности, снижению веса, за счет увеличения количества повторений с отягощением, сокращением времени отдыха между подходами, разнообразием выполняемых упражнений с гантелей, штангой, гирей (махи, тяги, приседания, жимы, рывки, толчки, наклоны, выпады и т.п.) [22].
Большое разнообразие в выполнении упражнений с гантелями, штангами, гирями - еще одна отличительная особенность в тренировочной работе с кикбоксерами 15-17 лет.
Даже беглого взгляда достаточно для того, чтобы рассмотреть типичные упражнения с гантелями, гирями: бег (спринтерские забеги с гантели), махи гири, прыжки с диском; работа с «железом» до изнеможения (до упора), перемещение с гантелями на вытянутых руках по периметру зала на время и многое другое [10].
Занятия с кикбоксерами с направленностью на повышение работоспособности имеют перспективные линии: кикбоксеров 15-17 лет уровень развития данных качеств – успешность выполнения соревновательных задач.
Таким образом, в теоретическом обозрении литературных источников нашли отражение психофизиологические качества кикбоксеров 15-17 лет для выбора параметров физической нагрузки.
Важная роль и значение занятий кикбоксингом с использованием упражнений на выносливость видится в решении, как текущих задач физической подготовки, так и нацеливание на перспективные линии в будущей профессиональной деятельности
1.2. Занятия кикбоксингом и их значение в развитии работоспособности у юношей 15-17 лет
Одним из средств повышения работоспособности у юношей 15-17 лет, занимающихся кикбоксингом, являются упражнения из арсенала восточных боевых искусств. В кикбоксинге бое требуется комплексное проявление физических качеств, так как они являются частью двигательных действий и проявляются в скорости, силе, точности движений в ходе поединка [18].
Занятия кикбоксингом принципиально не отличаются от занятий других видов спорта и включают в себя три части: подготовительную, основную и итоговую. Уровень организации занятия, а также дисциплина юношей способствуют решению задач физической подготовки, что позволяет выделить больше времени на развитие работоспособности [5].
Для овладения арсеналом технических приемов юноши, занимающихся кикбоксингом, должны достичь определенного уровня физических качеств и функциональной подготовленности. Достижение этого уровня позволит им совершенствовать исполнительское мастерство в кикбоксинге [20].
Особо следует отметить значение кикбоксинга в воспитании психофизических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Активная двигательная деятельность и, вызываемые ею положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы в организме юношей, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на спортивную деятельность юношей 15-17 лет.
С целью повышения уровня повышения физической подготовленности у юношей на занятиях кикбоксингом выполняются специально-подготовительные упражнения, выполняемые методом сопряженного воздействия. Приведем примеры:
1. Выполнение имитационной работы рук с использованием резинового амортизатора. При этом большое внимание уделяется положению рук и ног. Дозировка: два подхода по 1 мин. Развиваются такие физические качества как сила, скорость, координация движений.
2. Выполнение имитации работы ног с использованием резиновых амортизаторов. На ногах фиксируется резиновая лента. Дозировка: два подхода по 1 мин. Развиваются такие физические качества как сила, силовая выносливость, быстрота.
В основной части занятия может быть использована круговая тренировка. Круговая форма проведения занятия предусматривает выполнение упражнений в дозированном временном промежутке, интенсивностью и объемом двигательных действий занимающимися [15].
Кроме круговой тренировки в кикбоксинге средством физической подготовки юношей является игровой и соревновательный метод.
Игровой метод характеризуется следующими методическими особенностями: обеспечивает всестороннее развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков; наличие на занятии элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий; присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует устойчивому положительному интересу и мотива к занятиям.
Сущность соревновательного метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня физической подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению предлагаемых им упражнений.
Развитие физических качеств и физической подготовленности у юношей 15-17 лет способствует употребление в процессе проведения занятий методом соревнования. Элементы соревнования вызовут у занимающихся эмоциональный подъем, способствуют мобилизации потенциальных возможностей в выполнении двигательных действий в связи с желанием победить. Поскольку в процессе соревнований занимающиеся максимально проявляет скорость реакции, точность и скорость движений, применение этого метода повышает уровень развития физических качеств [26].
Соревновательный метод создает оптимальные условия для проявления физических качеств в тех движениях, в которых уже сформирован хороший двигательный навык их выполнения [6].
Соревновательный метод позволяет: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств.
Например, проведение в ходе занятия подвижных и спортивных игр на меньших по размеру площадках и по упрощенным правилам. Эстафеты. Бег с гандикапом. Имитация движений одного из видов восточных единоборств. Упражнения с изменением темпа, направления движения [14].
В эстафетах занимающиеся кикбоксингом выполняют бег «челночным» способом (10-20 м в одну и другую сторону), который служит показателем развития ловкости [26].
Одним из важных компонентов ловкости является точность двигательной реакции. Игры «кто быстрее», «кто точнее» и т. д. создают лучшие условия для проявления ловкости в быстрых движениях [27].
К методам развития ловкости относится многократное повторение двигательных действий по внезапным «сигналам» или изменением ситуации. Например, начало схватки (свисток, устная команда), изменение движения по команде, нанесение удара ногой и рукой одновременно [20].
Занятия кикбоксингом требует от участников быстроты. Это действия, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию скорости.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоцерковский, З.Б. Сердечная деятельность и функциональная подготовленность у спортсменов (норма и атипичные изменения в нормальных и измененных условиях адаптации к физическим нагрузкам)/З.Б. Белоцерковский, Б.Г. Любина. -М.: Совет. спорт, -2012. -548 с.
2. Бомпа, Т.О. Периодизация спортивной тренировки / Т.О. Бомпа, К.А. Буццичелли. – М.: Спорт, 2016. – 384 с.
3. Воронин, И.Ю. Физическая подготовка кикбоксера в годовом цикле / И.Ю. Воронин, А.А. Потеряхин // Научный журнал Дискурс. 2017. № 11 (13). С. 21-26.
4. Горбачев, А.Л. Роль железа в поддержании физической формы спортсменов / А.Л. Горбачев // Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. – 2019. – № 1. - с.23-25
5. Городничев, Р.М. Спортивная электронейромиография: монография / Р.М. Городничев. – Великие Луки: ВЛГАФК, 2005. – 227 с.
6. Дмитрук, А. И. Физическая работоспособность человека: методы оценки и способы коррекции./А.И. Дмитрук, Д. С. Мельников. СПб.: СПбГУФКим. П. Ф. Лесгафта -2007. -48 с.
7. Добровольский, Б.В. Способ определения функционального состояния организма. Патент на изобретение RUS 1704678
8. Загородный, Г.И. Перспективные направления лабораторной диагностики в спорте и фитнесе / Г.М. Загородный [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика. – 2021. – Т. 11, № 3. – С. 18–27.
9. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. – М.: Спорт, 2016. – 464 с.
10. Кислицын, Ю.Л. Методика комплексной оценки уровня физического развития и функциональных возможностей студентов РУДН: учебное пособие /Ю.Л. Кислицин. – М.2020. – 62 с.
11. Коц, Я. М. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры /Я.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 200 с.
12. Котельников, С.А. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах / С.А. Котельников [и др.] // Физиология человека. – 2002. – Т. 28, № 1. – С. 130–143.
13. Макарова, Г.А. Медицинский справочник тренера / Г.А. Макарова, С.А. Локтев – М.: Советский спорт, 2005. – 587 с.
14. Мальцев, Г.С Контроль функционального состояния самбистов в годичном цикле подготовки / Г. С. Мальцев, М. Ю. Степанов, А. Ф. Зекрин, Г. М. Чернова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 2. - С. 11-13.
15. Ширяев, А.Г. Бокс и кикбоксинг / А.Г. Ширяев, В.И. Филимонов. - М.: Академия, 2007. – 234.
16. Николаева, Л.И. Контроль и оценка функциональной подготовленности организма спортсменов / Л.И. Николаева, Р.Г. Ягафаров // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. - Курск, 2022. - С. 76-79.
17. Павлов, С.Е. Проблемы врачебного контроля в современном спорте / С.Е. Павлов, Е.В. Перова // Материалы научно-практической конференции «Медико-биологическое обеспечение подготовки квалифицированных спортсменов». – М., 2010. – С. 13–18.
18. Патрушева, Л.В. Функциональные тренировки в системе физического воспитания студентов вузов: учебное пособие / Л.В. Патрушева, 2020. – 162 с.
19. Попов, К.А. Контроль функционального состояния кикбоксеров 12-13 лет в процессе тактико-технической подготовки / К.А. Попов, О.В. Кайгородцева, В.В. Козин, Ф.В. Салугин 3, А.В. Салугин // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - С. 320-325.
20. Пойдунов, А.А. Методологические подходы к достижению качественной тренированности кикбоксеров на подготовительном этапе / А.А. Пойдунов, С.В. Цветов // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов. Белгород, 2016. С. 104-108.
21. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте (общая теория и ее практические приложения) / В.Н. Платонов. – Киев: Олим. Лит., 2004. – 543 с.
22. Рaзинкин, С.М. Оценка показателей вариабельности сердечного ритма у спортсменов циклических видов спорта / С.М. Разинкин [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика. – 2015. – № 4. – С. 46–55.
23. Руненко, С.Д. Врачебный контроль в фитнесе /С.Д. Руденко // М.: Советский спорт, 2009. 192 с.
24. Самойлов, А.С. Избранные лекции по спортивной медицине / А.С. Самойлов [и др.]. – М.: Научная книга, 2018. – 664.
25. Сарсания, С.К. Информативные показатели при оценке локальной региональной и глобальной мышечной работоспособности: методические рекомендации / С.К. Сарсания [и др.]. – М., 2013. – С. 157.
26. Сегизбаева, М.О. ЭМГ-анализ утомления разных групп инспираторных мышц человека при тяжелых физических нагрузках / М.О. Сегизбаева [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6–5. – С. 898–902.
27. Семенов, Ю.Н. Использование комплексов «Варикард» для дозирования уровня физических нагрузок в ходе спортивных тренировок / Ю.Н. Семенов // Материалы VI Всероссийского симпозиума «Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке уровня здоровья населения и функциональной подготовленности спортсменов». – Ижевск: Удмуртский университет, 2016. – С. 251–256.
28. Солодков А.С. Физическая работоспособность спортсменов и общие принципы ее коррекции / А.С. Солодков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 3(109). – С. 148–157.
29. Солодков, Е.Б. Физиология человека, общая, спортивная, возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Спорт, 2018. - 242 с.
30. Спортивная медицина: учебник для ин-тов физ. культ / под ред. В.Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.
31. Техника и методики физиотерапевтических процедур (справочник) / под ред. В.М. Боголюбова. М.: Изд-во БИНОМ,- 2012. - 463 с.
32. Фудин, Н.А. Медико-биологические технологии в физической культуре и спорте: монография / Н.А. Фудин, А.А. Хадарцев, В.А. Орлов. – М.: Спорт. Человек, 2018. – 320 с.
33. Цыбиз Г.Г. Морфофункциональные изменения в организме / Г.Г. Цыбиз // Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни. Мат. межд. симпозиума 17-18 октября 2008 года. – Красноярск, 2008. – С.108-111.
34. Шиян, В.В. Мониторинг аэробной мощности в программе контроля работоспособности спортсменов / В.В. Шиян // Ученые записки белорусского государственного университета физической культуры. - Чирчик, Узбекистан, 2021. - С. 81-85
35. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монография / Н.И. Шлык. – Ижевск: Удмуртский университет, 2009. – 259 с.