Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы вызвана тем, что в условиях рыночной экономики конкуренция является одной из основных движущих сил экономики. Но как любое другое явления, конкуренция имеет свои негативные проявления. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами нерыночных методов борьбы.
Современный бизнес – это не только прибыль, высокий спрос и постоянные клиенты. Он имеет и обратную сторону, которая, как правило, не несёт в себе положительных моментов. Речь идёт о конкуренции, а точнее о недобросовестной конкуренции. Сама по себе конкуренция между участниками рыночных отношений представляет собой здоровое явление, которое является двигателем экономики страны.
Без конкуренции нет основ для развития общественного прогресса и инноваций. Она определяет наличие малого и среднего бизнеса, которые за счёт улучшения качественных и иных показателей выпускаемых товаров могут предложить потребителю наиболее выгодные условия.
Однако, с ростом бизнеса, увеличиваются и потребности владельцев своего дела. К примеру, некоторые предприниматели не желают считаться с другими участниками рынка, а успех последних выводит их из равновесия. В этом случае такие бизнесмены начинают всячески препятствовать продвижению своих конкурентов. В ход идут самые разные методы, которые явно противоречат законодательству и общепринятым нормам. Здесь и проявляет себя понятие недобросовестной конкуренции.
Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в современную теорию конкуренции внесли зарубежные исследователи А. Брандебургер, М. Портер, Д. Тапскотт, Э. Уильямс, которые пришли к выводу, что в современном мире наиболее эффективной формой конкурентных отношений является «со-конкуренция».
Конкурентные отношения рассматриваются во взаимосвязи с иными фундаментальными экономическими процессами. В этой связи необходимо назвать работы С. Б. Авдашевой, Г. Л. Азоева, В. А. Гордеева, Ю. Б. Рубина, С. Г. А. Ю. Юданова.
Объектом данного курсового исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием недобросовестной конкуренции направленные на получение преимуществ в ходе предпринимательской деятельности.
Предметом выступают правоотношения, возникающие между конкурентами в недобросовестной конкуренции.
Цель курсовой работы – изучение основных форм проявления недобросовестной конкуренции.
Задачи:
- рассмотреть понятие, признаки конкуренции;
- выявить признаки недобросовестной конкуренции;
-определить формы недобросовестной конкуренции;
-проанализировать состав недобросовестной конкуренции;
-рассмотреть ответственность за недобросовестную конкуренцию.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории, методологии и организационно-экономических и правовых аспектов в сфере предпринимательского права.
Научно-теоретическую базу курсовой работы составляют работы известных ученых – юристов С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Н.А. Баринова, В.С. Белых, С.Н. Братуся, Ю.X. Калмыкова, В.Ф. Яковлева, В.С. Якушева и др.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие, признаки конкуренции
Добросовестная конкуренция - это разновидность конкурентных отношений, способствующая гармоничному развитию экономики государства.
Конкуренция - это взаимоотношения между участниками экономики, которые выражены в виде борьбы, соперничества по поводу производства материальных благ и их обмена. Она необходима для эффективного развития и существования предпринимательской деятельности .
Положительными последствиями рассматриваемого явления считаются:
-Развитие инициативности хозяйствующих субъектов. Это стимулирует производство, повышение качества продукции (работ, услуг) и подъем экономики в целом.
-Распределение товаров, работ, услуг в те места, где в них больше всего нуждаются. При отсутствии конкуренции субъекты экономики насыщали бы только наиболее благоприятные рынки сбыта.
-Направление ресурсов на изготовление самых востребованных потребителем продуктов.
-Защита предпринимателей от возможной криминализации рынка конкурентами, использования ими недобросовестных методов борьбы за место на нем .
Общее содержание конкуренции заключается во взаимодействии 4 элементов в рамках конкретной отрасли экономики:
1. Соперничества участников. Если оно достаточно жесткое, то приводит к росту затрат на повышение конкурентоспособности товара.
2. Угрозы появления новых субъектов. Новички, перераспределяя существующее неизменное количество потребителей, снижают прибыльность рыночного сегмента.
3. Наличия в отрасли крупных поставщиков и/или приобретателей. Данный факт также влияет на финансовое состояние фирмы-производителя, так как сильные игроки желают пользоваться большими скидками и преференциями, т. е. способствуют изменению цен в свою пользу.
4. Утраты компаниями-участниками возможности повышать цены в ситуации, когда на рынке появляются товары-заменители (или аналогичные услуги). Потребители в этом случае явно будут обращаться к более дешевым продуктам .
Чтобы сохранять конкурентоспособность в соответствующей сфере, предприниматель должен учитывать все вышеперечисленные факторы.
Конкуренция - это многогранное явление, которое исследуется и экономической, и юридической науками. Как и любой другой предмет изучения, она классифицируется по различным критериям.
Как такового определения добросовестной конкуренции нет ни в экономических, ни в юридических источниках. Есть понятия «конкуренция», «недобросовестная конкуренция», «совершенная конкуренция», «несовершенная» и др.
В связи с этим под добросовестной имеет смысл понимать такую, которая не содержит признаков недобросовестной и, по сути, тождественна определению конкуренции, данному в п. 7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ .
Таким образом, можно сделать вывод, что добросовестная конкуренция - это отношения соперничества, при которых каждый участник допускаемыми законом средствами ограничивает других в возможности единолично влиять на состояние рынка. Данное законодательное определение исходит из экономического понятия совершенной конкуренции. Хотя такое явление существует крайне редко, так как в основном соперничество проявляется на рынках с наличием в той или иной степени монополизированных субъектов, т. е. в рамках несовершенной конкуренции .
Исходя из указанного определения, мы можем выделить 3 признака, которыми обладает добросовестная конкуренция:
1. Совершение присутствующими в экономике лицами самостоятельных действий, которые называются конкурентными.
2. Осуществление конкурентных процессов не в «вакууме», а между участниками, именуемыми субъектами конкуренции.
3. Наличие определенных экономико-правовых локаций, именуемых рынками, где и происходит взаимодействие продавцов и потребителей.
Принцип государственной поддержки конкуренции сформулирован в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ . Целью такой поддержки является обеспечение эффективного существования рынка на основе конкурентных отношений с учетом государственного контроля над монополиями.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
РАЗДЕЛ I НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
И ИНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2016.-№30
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) // «Российская газета» от 31 декабря 2016 г.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) // «Российская газета» от 22 декабря 2016 г.
5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»// Российская газета. - 2017. - № 163.
РАЗДЕЛ II ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЙ
И МАТЕРИАЛЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»// Вестник ВАС РФ. 2005. № 9.
РАЗДЕЛ III ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, С.С. Теория государства и права. / С.С. Алексеев. М.: Экспо, 2006. 55 c.
2. Алехин, А. П. Административное право России / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Зерцало-М, 2017. 730 c.
3. Афитов З.А. Конкуренция в современной экономике. / З.А. Афитов Мн.: Выш. шк., 2012. 285 с.
4. Ахматова М., Попов Е. Антимонопольная политика государства / М. Ахматова, Е. Попов. Маркетинг. - 2013. - №14. 160 c.
5. Баринов, Н.А. Избранные труды / Н.А. Баринов. - М.: Норма, 2012. 608 c.
6. Братусь, С.Н. Юридическая ответственность и законность/ С.Н. Братусь. - М., 2006. 208 с.
7. Бусыгин А.В. Эффективный маркетинг: Учебник. / А. В. Бусыгин М.: Финпресс. 2013. 105 с.
8. Варламова А. И. Недобросовестная конкуренция: направления совершенствования правового регулирования // А. И. Варламова. Москва. Юрист. 2015. № 1. 30 c.
9. Гукасян Л.Е. Пути совершенствования отечественного законодательства по защите от недобросовестной конкуренции / Л. Е, Гукасян // Экономика и законодательство. 2014. - №5. 21 c.
10. Захаренко Т. Методы антимонопольной политики/ Т. Захаренко. Консультант предпринимателя. - 2017. - №3. 102 c.
11. Каминка А. И. Очерки торгового права / А. И. Каминка M.: Москва. Статут. 2012. 208 c.
12. Мартынова О.К. Антимонопольная политика / О.К. Мартынова. Приложение к журналу «Стандарты и качество». - 2016. - №1. 125 c.
13. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) / К. H. Алешин. А. В. Андросенко. И. Ю. Артемьев и др.; отв. ред. И. Ю. Артемьев. M.: Москва. Статут. 2015. 71 c.
14. Пантелеева Н.В. Хозяйственное право: учеб. - метод. пособие / Н.В. Пантелеева. - Могилев: УО «МГУ им.А. А. Кулешова, 2013. 109 с.
15. Петровский О. С. Правовые основы конкуренции в современной России. / О. С. Петровский М., 2014. 80 c.
16. Писенко К.А. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации / К.А. Писенко, И.А. Цинделиани, Б.Г. Бадмаев. - Курс Лекций - 2014. 414 с.
17. Прахалад, К. К. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями / К.К. Прахалад, В. Рамасвами. - М.: Олимп-Бизнес, 2014. 352 c.
18. Пузыревский С. А. Гаврилов Д. А.: Конкурентное право: Учебник / С. А. Пузыревский, Д. А Гаврилов. Москва. Норма. НИЦ ИНФРА-М. 2015. 416 с.
19. Райзберг Б. Стародубцева Е. / Б. Райзберг. Большой экономический словарь. Москва. Инфра-М.. 2015. 512 с.
20. Серебруев И. В. Правовая природа недобросовестной конкуренции: понятия, признаки, формы Бизнес. Менеджмент и Право. / И. В. Серебруев Екатеринбург. 2015 № 1. 149 c.
21. Твердова О. М. Правовые механизмы регулирования рынка на современном этапе. / О. М. Твердова М., 2013. 62 c.
22. Фасхиев Х.А. Гараев И.М. Анализ форм и методов государственного регулирования / Х.А. Фасхиев, И. М Гараев. Приложение к журналу «Стандарты и качество». - 2016. - № 7. 189 c.
23. Шретер В. Недобросовестная конкуренция / Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М.. Москва. Статут. 2005. 97 c.
24. Юдин В. В. Проблемы недобросовестной конкуренции на рынке правовых систем / В. В. Юдин Молодой ученый. - 2017. - №14. 56 c.
РАЗДЕЛ IV ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
1. Кирсанов, К.А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: автореферат дис ... канд. юрид. наук / К.А. Кирсанов. Екатеринбург, 2008. 127 с.