Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной педагогической практике уделяется много внимания развитию речи младших школьников. Одним из важных аспектов изучения процесса развития речи младших школьников, является формирование у детей внимательного отношения к слову и егоупотреблению. У ребёнка развивают умение понимать значение каждого слова и грамотно его использовать в собственной речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сегодня определены предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). ФГОС включает в себя требование по активномуиспользованию речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач в начальной школе. Ребёнку предстоит овладеть навыками смыслового чтения, общим речевым развитием и достичь при этом устойчивой читательской компетентности.
Чтобы достичь всех этих запланированных результатов, педагогу необходимо проводить систематическую работу по освоению младшими школьниками лексического значения слов и непрерывно совершенствовать лексикон школьников, обогащая его многозначными словами и новыми значениями уже известных слов. Педагог обеспечивает ученику освоение лексической многозначности. Проблемами лексического значения слов занимались учёные и исследователи различных смежных наук, Н.А. Рыбникова, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, С.В. Плотникова и др.
Цель работы: разработать и теоретически обосновать методику организации наблюдения за сочетаемостью слов в 1 классе.
Объект исследования: процесс развития лексикона младшего школьника в условиях обучения русскому языку.
Предмет исследования: методика организации наблюдения за сочетаемостью слов в 1 классе.
Задачи:
1. Изучить проблемы лексической сочетаемости слов в начальной школе.
2. Рассмотреть сочетаемые возможности слова.
3. Описать методику организации наблюдения за сочетаемостью слов в 1 классе.
4. Предложить методические рекомендации по наблюдению за сочетаемостью слов в 1 классе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения сочетаемости слов в 1 классе
1.1. Изучение проблемы лексической сочетаемости слов в начальной школе
Современные дети всё меньше вовлекаются в совместную с родителями предметно-практическую деятельность. Психологи говорят о том, что это негативно сказывается не только на развитии речи современных детей. Это сказывается на развитии словарного запаса детей и на качестве овладения их лексической многозначности. Развитая и богатая речь ребенка – это, прежде всего залог его успешного развития и обучения в будущем. Это его социализация и конкурентоспособность. Это залог адаптации к новым и быстро изменяющимся условиям современного общества [8]. Наука, которая изучает язык, называется лингвистикой. Лингвистика – это языкознание и языковедение и наука о естественном языке человека. Так же – это наука обо всех языках мира как его индивидуальных представителях. Лингвистика подразделяется на научную и практическую, но чаще подразумевают научную лингвистику. Лингвистика связана с семиотикой – наукой о знаковых системах.
Язык не даётся лингвисту в прямом наблюдении. Наблюдать непосредственно можно лишь языковые явления, или факты речи, то есть, речевые акты носителей живого языка вместе с их текстами. Лингвистика выдвигает гипотезы для разъяснения этих фактов, регистрирует и описывает речевые факты. Эти факты лингвистика экспериментально проверяет и прогнозирует дальнейшее речевое поведение. Объяснение фактов может быть внутренним и внешним. Лингвистика как дисциплина имеет ряд принципиальных черт гуманитарных наук.
Д.И. Арбатский писал, что с младшими школьниками необходимо проводить систематическую работу над многозначностью и над значениемслова. Под лексикой понимают совокупность всех слов в языке, что составляет его словарный состав. Слова - это важнейшая и центральная категория языка. Русский язык, как и любой другой, является языком слов, из которых строятся словосочетания и предложения. Целенаправленная работа по освоению ребёнком слова является важным условием формирования компетенций младшего школьника. сегодня – это требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Несомненно, что все эти процессы требуют целенаправленной и большой работы каждого учителя начальной школы. Грамотный выбор педагогом наиболее эффективных методов и приёмов обучения младших школьников при организации словарно-семантической работы на уроках является важнейшим условием овладения ими лексической многозначностью и сочетаемостью слов. Учитель на уроке создаёт для детей условия, чтобы они как можно лучше понимали, что такое лексическое значение слова и сочетаемость слов [22].
Учитель способствует развитию умения детей:
- осуществлять анализ лексического значения слова
-определять значение слова с помощью словаря
-определять понятие лексическое значение слова
-определять сочетаемость слов и др.
ФГОС НОО регламентирует формирование у детей три вида образовательных результатов:
-предметные;
- метапредметные;
-личностные.
В качестве личностного образовательного результата при изучении темы сочетаемость слов в первом классе, можно отметить следующие:
-расширение познавательных интересов детей;
-формирование учебных мотивов;
-настойчивость и терпение в преодолении трудностей;
-владение элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы и др.
Изучение данной темы связано с формированием метапредметных результатов [19].
-осуществление поиска и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы
-концентрация внимания при решении учебной задачи;
-оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;
-осуществление самоанализа успешности участия в учебном диалоге
-использование речевых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
-способность построения монологических высказываний на заданную тему;
-оформление своей мысли согласно грамматическим нормам речи
-овладение интонационной выразительностью речи и др.
Как можно увидеть из представленного перечисления, изучение данной темы в начальной школе позволяет формировать образовательный результат по всем трём заданным направлениям.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агаркова, Н.Г. Основная образовательная программа начального общего образования «Перспективная начальная школа» [Текст] / Н.Г. Агаркова, Е. П. Бененсон, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига / Учебник. – 2015. – 224 с.
2. Акишина, А.А. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного [Текст] / А.А. Акишина, О.Е. Каган – М.: Русский язык. Курсы. - 2012. – 256 с.
3. Ахмедова, Л.Т. Методика преподавания русского языка [Текст] / Л.Т. Ахмедова, О.В. Кон. – Ташкент: Фан ва технология, 2013. — 240 с.
4. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М.Т. Баранов. - Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
5. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2003. – No4. – С. 47-51.
6. Бобровская, Г.В. Обогащение словаря младших школьников [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2002. – No 6. – С. 76-80.
7. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст] / И.Б. Голуб. – Учебное пособие. - М.: Логос, 2003. – 432 с.
8. Горелов, И.Н. Избранные труды по психолингвистике [Текст] / И.Н. Горелов. – М.: Лабиринт, 2003. - 317 с.
9. Гридина, Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи [Текст] / Т.А. Гридина. – М.: Наука: Флинта, 2006. – 152 с.
10. Диброва, Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц [Текст] / Е. И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И. И. Щеболева // учебник для студ. высш. учеб, заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Словообразование; под ред. Е. И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М., 2008. – 480 с.
11. Доброва, Г.Р. О некоторых аспектах усвоения лексической семантики детьми 3-6 лет: влияние нового знания на речевое поведение [Текст] / Г.Р. Доброва // Возраст как фактор речевого поведения: сб. ст. – Пермь: ПГУ, 2007. – С. 30-48.
12. Доброва, Г.Р. О специфике проявления языковой асимметрии в онтогенезе [Текст] / Г.Р. Доброва // Труды Уральского психолингвистического общества. – 2010. – No 8. – С. 32-41.
13. Елисеева, М.Б. К вопросу о языковой рефлексии: освоение полисемии и омонимии ребенком [Текст] / М.Б. Елисеева // материалы XXX межвуз. Научно - методич. конф. преподавателей и аспирантов. Вып. 21. Часть 4. Секция общего языкознания, Санкт-Петербург, 1-17 марта 2001 г. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. гос. ун-та, 2001. – С. 18-20.
14. Елисеева, М.Б. Усвоение полисемии и омонимии: к вопросу об отношении ребенка к асимметрии языкового знака [Текст] / М.Б. Елисеева // Уральский филологический вестник. – 2013. – No 4. – С. 29-41.
15. Кавинкина, И.Н. Эффективные приемы работы над активизацией словаря младших школьников [Текст] / И.Н. Кавинкина, И.В. Блажиевская // (к 80-летию профессора П. П. Шубы): материалы III Междунар. науч. конф., Минск, 6–7 апр. 2006 г.: в 2 ч. / редкол.: И. С. Ровдо (отв. ред.) [и др.]. – Минск: РИВШ, 2006. – Ч. 2. – С. 188-191.
16. Канакина, В.П. Возможности обогащения словаря младших школьников средствами учебника «Русский язык» [Текст] / В.П. Канакина // Начальная школа. – 2017. – No 11. – С. 21-26.
17. Канакина, В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы [Текст] / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. Пособие для учителей общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2014. – 340 с.
18. Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах. Пособие для учителя [Текст] / О.Н. Лёвушкина; Под ред. В.А. Плотниковой. – М: Владос, 2008. – 96 с.
19. Лекант, П.А. Современный русский литературный язык [Текст] / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткина. Е.В. Клобуков. – 5 изд. – М.: Юрайт, 2014. – 559 с.
20. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
21. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
22. Майорова, Т.С. Работа над полисемией слова как средство формирования коммуникативных умений и навыков учащихся начальных классов [Текст] / Т.С. Майорова // Объединенный научный журнал: Педагогика. – М. – 2004. – No 26. – С. 56-57.
23. Мальсагова, М.И. Многозначность слова в лексической системе языка [Текст] / М.И. Мальсагова // Успехи современной науки и образования. – 2017. – No 3. – С. 68-72.
24. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ожегова онлайн. URL: http://slovarozhegova.ru (дата обращения: 04.02.2023).
25. Ольховская, А.И. Лексическая многозначность в аспекте словарной лексикологии [Текст] / А.И. Ольховская // Lingua mobilis. – 2011. – No 1. – С. 74-91.
26. Перспективная начальная школа. Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету [Электронный ресурс]. URL: http://akademkniga.ru/upload/iblock/bde/01_04_rusyaz_prp.pdf (дата обращения: 04.02.2023).
27. Плотникова, С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка [Текст] / С.В. Плотникова // Начальная школа. – 2007. – No 10. – С. 92-97.
28. Плотникова, С.В. Об освоении ребенком лексического значения слова [Текст] / С.В. Плотникова // Филологическое образование в период детства. – 2016. – No23. – С. 88-91.
29. Плотникова, С.В. Принципы лексико-семантической работы в школе в свете психолингвистической концепции лексикона [Текст] / С.В. Плотникова // Педагогическое образование. – 2009. – No 2. – С. 86-91.
30. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка [Текст] / С.В. Плотникова. – Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ». - 2013. – 224 с.
31. Полинова, А.Н. Усвоение полисемии младшими школьниками на уроках русского языка [Текст] / А.Н. Полинова // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2015. – No 2. – С. 52-57.
32. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/8262/poop_noo_reestr.pdf (дата обращения: 04.02.2023).
33. Рогожникова, Т.М. Психолингвистические проблемы функционирования полисемантичного слова [Текст] / Т.М. Рогожникова // автореф. дис. докт. филол. наук. – Уфа, 2000. – 42 с.
34. Цейтлин, Н.С. Язык и ребенок: лингвистика детской речи [Текст] / Н.С. Цейтлин. - Учебное пособие. – М.: Владос, 2000. – 240 с.