Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
История циклична. Одни события сменяют другие, меняются политические режимы, лидеры, взгляды, модные тенденции.
Однако, век от века, вновь и вновь происходят события, которые находят отклики в далеком прошлом. И задача истории – изучать, исследовать эти истоки, чтобы, проанализировав опыт минувших столетий, решить проблемы настоящего времени и, может быть, избежать их в будущем.
История каждого государства изобилует масштабными политическими событиями, реформами и войнами. И большой интерес у современных историков вызывает история Арабского халифата.
Сотканная из завоеваний и крупнейших реформаций, история этого государства представляет собой многослойный пласт знаний, опыта, оглядываясь на который можно сделать глубокие выводы.
Одной из наиболее значительных страниц истории этого государства является смутный период 656-661 гг., когда огромная страна погрузилась в пучину междоусобицы и вражды .
Степень разработанности темы:
Данная тема находит отражения в работах отечественных и зарубежных исследователей.
Так, в книге под переводом Е. Сорокоумовой «'Али ибн Абу Талиб. Четвёртый праведный халиф», Первая Фитна, или Первая исламская гражданская война, считается ключевым фактором в истории Исламского халифата, навсегда изменившим политический и социальный фон.
В «Истории Халифата» О.Г. Большакова мы можем проследить последовательность событий: «война началась в 656 году н.э. и закончилась в 661 году н.э., что можно оценить, как довольно длительный период. Было много причин для начала этой войны; однако главной причиной была смерть халифа Усмана» . Убийство Усмана египетскими повстанцами было расценено как акт крайнего неуважения к Мухаммеду, поскольку Усман был одним из его ближайших сподвижников. По этой причине смерть Усмана должна была быть отомщена. Однако следующий правитель, Али, не смог должным образом наказать виновных и показал свою слабость. Это вызвало гнев сторонников Усмана и стало причиной гражданской войны. Первая Фитна имела много важных последствий для развития отношений между мусульманами, принадлежащими к суннитам и шиитам. К сожалению, эти отношения значительно ухудшились в период Первой исламской гражданской войны.
Как отмечает Anthony, Sean на страницах книги «The Caliph and the Heretic»: «Первая исламская гражданская война привела к расколу в мусульманской религии, вызванному последствиями Арбитражного соглашения, заключенного после битвы при Сиффине» .
По словам Berkey J. P: «первая гражданская война навсегда изменила течение жизни в халифате, поставив новые условия, как перед ее правителями, так и перед обществом» .
На сегодняшний день именно история первой гражданской войны до сих пор остается малоизученной, хотя ее исследованию посвятили свои труды ученые всего мира.
Актуальность этой работы состоит в изучении, анализе причин и последствий первой гражданской войны в арабском халифате, причем, эта актуальность сохраняется по мере поиска новых источников информации, проливающих свет на происходящее в прошлом.
Цель работы состоит в исследовании участия представителей идейных течений в период первой гражданской войны в Халифате.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
- определить причины и последствия первой гражданской войны в Халифате;
- проанализировать цели и принципы военных действий;
- рассмотреть роль идейных течений в событиях 656-661 гг.;
- охарактеризовать политическую ситуацию периода 656-661 гг.
Объект исследования является первая гражданская война в Халифате.
Предмет исследования – роль идейных течений в ходе первой гражданской войны в Халифате.
Теоретическое значение данного исследование состоит в обогащении исторической науки результатами аналитической деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут найти применения в разработке методической литературы для подготовки студентов вузов, изучающих историю Арабского мира.
Методы исследования: контент-анализ, сбор и фиксация фактов, метод индукции (обобщение данных).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ХАЛИФАТЕ ПЕРИОДА 656-661 ГГ.
1.1 Идеологическая доктрина нестяжательства Умар ибн аль-Хаттаба
Так же, как цивилизация развивается благодаря вере и знанию, ее останавливают и уничтожают невежество и жадность. Даже когда мусульманские армии продолжали свое продвижение к границам Индии, Китая и Атлантического океана, семена жадности и кумовства сеялись в сердце ислама. Добыча из Персии была огромной.
У персов было захвачено и перевезено в Медину несметное количество золота, серебра и драгоценных камней. Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаба (в литературе - Омар) был удивлен, когда ему были представлены богатства Персии. ”Когда Бог дарует богатство нации, - сказал он, - в ее народе растут зависть и зависть, и в результате в его рядах возникают вражда и несправедливость” .
Сподвижники, обладая духовной проницательностью, предвидели, как эти богатства повлияют на характер их народа. Они были против накопления богатства, которое отвлекло бы их от духовной миссии ислама. Например, одним из предметов добычи из Персии был изысканный ковер под названием “фарш-и-бахар” (ковер весны). Это было владение персидских монархов, и оно было настолько большим, что могло вместить тысячу гостей на их празднествах .
Некоторые люди в Медине хотели сохранить его. Али ибн Абу Талиб настоял на том, чтобы ковер был разорван. Предложение Али было принято, и ковер был изорван в клочья.
Омар следил за тем, чтобы казначейство не стало местом для накопления золота и серебра. Драгоценные камни и украшения были проданы, а вырученные средства распределены так, чтобы все люди получили выгоду. Капитал в обращении рос, и торговля процветала. Но твердость и мудрость, которые требовались для управления внезапным вливанием богатства, исчезли с кончиной Омара. В течение десяти лет после его кончины исламское сообщество пребывало в стадии нарастающего напряжения, что в итоге привело к полномасштабной гражданской войне, первой гражданской войне в Халифате.
После веры богатство является самым важным двигателем в построении цивилизации. Правильно инвестированное и управляемое богатство, как избыточная энергия человеческих усилий, стимулирует изобретения и цивилизационный прогресс. Когда финансы накапливаются, это приводит к экономическому спаду, что, в свою очередь, порождает зависть, способствует интригам, жадности, междоусобицам и в конечном итоге разрушает цивилизацию.
Мы находим источник гражданских войн в золоте Персии. Пока присутствовала высокая фигура Омара, давление, которое неизбежно сопровождает внезапное богатство, сдерживалось. Омар управлял государством справедливо, твердо .
Малейший признак кумовства карался. Самовозвеличивание публично не поощрялось. Даже такой популярный и успешный генерал, как Халид бин Валид, не избежал наказания, когда выяснилось, что он заплатил поэту за стихи, восхваляющие его собственную персону (хотя Халид был позже оправдан, когда было установлено, что он заплатил деньги из собственного кармана).
Лежа на смертном одре, Омар назначил комитет из шести человек для выбора своего преемника и дал ему четкие инструкции о том, что комитет не должен выбирать его собственного сына, Абдуллу бин Омара, или выдвигать свою кандидатуру.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Али ибн Абу Талиб. Четвёртый праведный халиф / Пер. С араб., прим., комм. Е. Сорокоумовой. — М.: Умма, 2013. — 768 с.
2. Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.: Вост. лит., 2002. – 784 c.
3. Большаков О.Г. История Халифата. В 4 т. Т. 3. Между двух гражданских войн. 656 - 696.М.: Восточная литература, 1998. – 381 с. Т. 3. Интернет ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/istorija-halifata-tom-3-mezhdu-dvumja-grazhdanskimi-vojnami-656-696/3#sel=18:1,18:160
4. Васильев Л.С. История религии Востока. М.: Кн. дом «Университет» 1998. – 426 с.
5. Велльгаузен Ю. Арабский халифат: золотой век ислама. [перевод с англ. Т. М. Шуликовой]. М.: Центрполиграф, 2017. – 349 с
6. И. Абу-л-Хадид, т. 2, с. 263 (по ал-Мадаини)
7. История Востока. Т.2.: Восток в средние века. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 716 с.
8. Кирабаев Н.С. История исламской политической мысли. М.: Российский университетЬ дружбы народов, 2005. С. 56-59
9. Крымский А.Е. История мусульманства. М.: Жуковский: Кучково поле, 2003. – 464 с.
10. Ланда Р.Г. История арабских стран. М.: Вост. ун-т, 2005. – 319 с.
11. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV веках. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1966. – 200 с.
12. Фильштинский И. М.. История арабской литературы V-начало X века. М.: Книжный дом «Либроком», 2010. – 531 с.
13. Кирабаев Н.С. История исламской политической мысли. М.: Российский университетЬ дружбы народов, 2005. - 255 с.
14. Anthony, Sean. The Caliph and the Heretic: Ibn Saba' and the Origins of Shiism. — Leiden: Brill, 2012. — 368 pp.
15. Berkey J. P. The Formation of Islam. N.Y.: Cambridge University Press, 2003. – P. 287.
16. Dakake M. The Charismatic Community: Shiʻite identity in early Islam — State University of New York Press, 2007. — 216 pp.
17. Encyclopedia of Islam. “Al Tabari.” Encyclopedie de l'Islam. Leiden: Brill, 1975.
18. Holt P. M.; Bernard Lewis. Cambridge History of Islam, Vol. 1. N.Y.: Cambridge University Press, 1977. – 750 pp.
19. Kelsay J. Islam and War: A Study in Comparative Ethics. Louisville, KY: Westminster John Knox Press, 1993. – 160 pp.
20. Kennedy H. The Prophet and the Age of the Caliphates: The Islamic Near East from the 6th to the 11th Century (Second ed.). Harlow, UK: Routledge, 2004. – 441 pp.
21. Kennedy, Hugh. The Prophet and the Age of the Caliphates: The Islamic Near East from the 6th to the 11th Century, 2nd Edition. Routledge, 2004. - 441 pp.
22. Rogerson B. The Heirs of the Prophet Muhammad: And the Roots of the Sunni-Shia Schism. London: Abacus, 2006. – 415 pp.
23. Shaban M.A. Islamic History: A New Interpretation. N.Y.: Cambridge University Press, 1971. –197 pp.
24. Spellberg D. Politics, Gender and the Islamic Past: The Legacy of ʻAʼisha bint Abi Bakr — Columbia University Press, 1994. — 264 pp.
25. Watt W. Montgomery. The formative period of Islamic thought. — Edinburgh: University Press, 1973. — 424 pp.