Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном глобализирующемся мире эпоха гаджетов и интернета диктует для родителей и педагогов новые проблемы. Одна из них – малоподвижность подрастающего поколения. Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированную, а также к несовершенной технике.
Физическое воспитание является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми. Именно в школьном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.
Достаточный уровень физической подготовленности является одной из предпосылок хорошего здоровья нации в целом. С раннего возраста человек наследует индивидуальный физический потенциал, который развивается в период созревания организма, предопределяя его физические качества.
На необходимость развития гибкости у школьников указывают в своих работах В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.С. Быков, О.Н. Маркова и другие исследователи.
Объект исследований: Учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Средства и методы развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: Выявление на занятиях физической культуры применяемых средств и методов, направленных на развитие гибкости у младших школьников.
Задачи:
1. Раскрыть гибкость и особенности ее развития у детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть возрастные особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте.
3. Подобрать комплекс гимнастических упражнений для детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать средства и методы воспитания гибкости у младших школьников.
5. Изучить методику проведения гибкости у младших школьников.
Методы исследования: абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, классифицирование, формализация.
В курсовой работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части курсовой работы.
Данная курсовая работа состоит из следующих разделов: введение, основная часть (2 главы с подпунктами), заключение, список использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы развития гибкости в младшем школьном возрасте
1.1 Гибкость и особенности её развития у детей младшего школьного возраста
В теории и методике физического воспитания гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений конечностей тела.
Наиболее важными характеристиками для классификации гибкости являются[12]:
1) функционирование мышечных волокон;
2) наличие или отсутствие внешней поддержки во время обучения. Исходя из этих характеристик, различают следующие формы гибкости[6]:
а) динамическая (проявляется в движении);
б) статическая (позволяющая сохранять позу и положение тела);
в) активная, характеризующаяся величиной амплитуды движений при тренировке за счет собственных мышечных усилий;
г) пассивная, характеризующаяся максимальной амплитудой движений, достигаемой под действием внешних сил, например, с помощью партнера, отягощений и т. д.
В зависимости от функционирования мышечных волокон, а также наличия или отсутствия внешней поддержки различают восемь основных видов гибкости[3]:
1) активную статическую;
2) активную динамическую;
3) пассивную статическую;
4) пассивную динамическую;
5) дозированную пассивно-статическую;
6) дозированную пассивно-динамическую;
7) максимально пассивно-динамическую.
Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Под влиянием утомления активная гибкость снижается, а пассивная увеличивается. Степень развития гибкости измеряется амплитудой движения, которая измеряется либо в угловых градусах, либо в линейных мерах. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется резервным напряжением или «запасом гибкости».
Существует также общая и специальная гибкость[17]:
1) общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения большой амплитуды;
2) специальная гибкость - ограничение подвижности в отдельных суставах, что определяет эффективность спортивной и профессиональной деятельности.
Некоторые специалисты считают, что существует три вида гибкости: какие-то из них можно развивать больше, какие-то меньше[5]:
1) динамическая или кинетическая гибкость – это способность выполнять в суставе динамические движения полной амплитуды;
2) статико-активная гибкость - способность принимать и удерживать растянутое положение только за счет мышечных усилий;
Следует отметить, что гибкость позвоночному столбу человеку будут придавать имеющиеся прослойки самой хрящевой ткани у человека, которые находятся между позвонками. Само же состояние межпозвоночных дисков будет во многом определяться уровнем развития такого физического качества как гибкость. Следует отметить, что позвоночный столб очень подвижный, а движения позвоночного столба происходят вокруг трех осей вращения.
Сама величина сгибания позвоночного столба человека в значительной мере выше, чем величина разгибания.
Следует отметить, что величина разгибания позвоночного стола зависит от ряда факторов, среди которых:
- эластичного самого связочного аппарата позвоночного столба человека;
- высота между позвоночными дисками, когда позвоночные диски наиболее толстые, тогда и будет боле состояние подвижности позвонков человека;
- большое значение имеет степень выраженности остистых отростков. Более развитое состояние остистых отростков нижнего грудного и поясничного отделов в процессе разгибания, упираясь между собой, могут препятствовать процессу разгибания;
- а также фактор длины позвоночного столба.
При более длинном позвоночном столбе наиболее выражено будет такое физическое качество, как гибкость.
У лиц женского пола физическое качество гибкость выше, не же ли у лиц мужского пола, а у детей выше гибкость, не же ли у пожилых людей .
Учитывая, что такое физическое качество, как гибкость определяется процессом развития подвижности в суставах, у индивида можно выделить 2-е основные формы проявления подвижности суставов (Рис.1.).
Рис.1.- Основные формы проявления подвижности суставов
Составлено автором
Использование небольших отягощений позволяет преодолевать обычные пределы подвижности в cуставах и увеличивать размах движений. Выполнение упражнений на растягивание c относительно большими весами способствует повышению пассивной гибкости.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андерсон, Б. Растяжка для поддержания гибкости мышц и суставов / Б. Андерсон. - М.: Попурри, 2017. 781 c.
2. Антонова, С.В. Секреты гибкости / С.В. Антонова. - М.: Терра, 2017. 313 c.
3. Ашмарин, Г.А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие - М.: Академия,2016.287с.
4. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. - М.: Феникс, 2019. 256 c.
5. Белогурова, В. А. Воспитание нравственно и физически здорового человека. Учебное пособие / В.А. Белогурова. - М.: Нестор-История, 2018. - 472 c.
6. Борисова, В.Ю. Гимнастика / В.Ю. Борисова, Т.Н. Шестакова. - М.: Бибком, 2017. 349 c.
7. Бумарскова, Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости. Учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. - М.: МГСУ, 2018. - 128 c.
8. БыковВ.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. - М.: Академия,2018.174с.
9. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Академия, 2018. 240 c.
10. Горелкин, В.Н. Избранные главы физической кинетики / В.Н. Горелкин, В.П. Минеев. - М.: [не указано], 2019.- 223 c.
11. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Карякина. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
12. Колмыкова, Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей / Л.А. Колмыкова. - М.: Детство-Пресс, 2012. -768 c.
13. Кузьмина Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2019. – 156 с.
14. Кудрявцев, М.Д. Методика развития гибкости у школьников: учеб.-практ. пособие / М.Д. Кудрявцев, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская. - Красноярск: КГТЭИ, 2017. 254с.
15. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания / А.П. Матвеев. - М.: Книга по Требованию, 2018. 248 c.
16. Нельсон, А. Анатомия упражнений на растяжку. Иллюстрированное пособие по развитию гибкости и мышечной силы / А. Нельсон. - М.: Попурри, 2018. 63 c.
17. Осьмак, К.Ю. Растяжка, шпагат и гибкость в любом возрасте / К.Ю. Осьмак. - М.: Издательские решения, 2019. - 639 c.
18. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом /Под ред. Т.Ю. Торочковой. М.: Академия. 2017.
19. ФГОС. Физическая культура планирования работы по освоению образовательной области / Е. А. Мартынова, М. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк и др. - Издательство: Учитель, 2013. - 302 с.
20. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А.Семенович [и др]; под ред. А.А. Семеновича. - Минск.: Выш.шк., 2020. -544 с.
21. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2019.480 с.
22. Юшковская. Т.И. Общеразвивающие упражнения: Учебно-методическое пособие /Т.И. Юшковская.- Витебск. УО ВГУ , 2019, - 62 с.