Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что повышенный спрос на напитки низкого класса среди потребителей из-за различий во вкусовой палитре, вероятно, будет стимулировать рынок портвейна в прогнозируемый период времени. Однако ожидается, что недостаток знаний о полезных последствиях потребления портвейна для здоровья людей будет сдерживать рост доли портвейна на рынке. Согласно региональному анализу рынка, ожидается, что рынок портвейна в России вырастет в 2023 среднем на 6,9%, получив доход в размере 223 633,70 тыс. долларов за отчетный период. Вино - это товар, который нельзя полностью ощутить, пока его не употребят, поэтому при отсутствии дегустаций или предварительного опыта работы с портвейном решение о покупке является сложным для многих потребителей портвейна. В дополнение к эмпирической природе портвейна, портвейн также является информационным продуктом, который может ошеломить необразованного потребителя портвейна.
Измерение инноваций в винодельческой промышленности затруднено не только из-за широких, абстрактных и двусмысленных коннотаций термина “инновация”, но и из-за специфических характеристик винодельческой промышленности, которые усложняют сбор данных, построение моделей и анализ. Более того, инновационная деятельность часто рассматривается как коммерческая тайна, что значительно ограничивает обмен информацией между ярмарками и с исследователями, замедляя распространение инноваций в винодельческой промышленности. Несмотря на эти проблемы, инновации могут принести значительную пользу отрасли; однако исследователям виноделия необходимо убедить практиков в том, что инновации могут привести к конкурентному преимуществу и принести финансовый успех.
Объектом исследования является рынок красного портвейна Предметом исследования являет техники и технологии производства красного портвейна.
Целью исследования является маркетинговое исследования техник и технологий производства красного портвейна сортов «Руби» и «Массандра».
Задачи исследования:
1. Исследовать производителей и их подходы к производству красного портвейна.
2. Изучить основные техники и технологии производства на рынке красного портвейна.
3. Проанализировать маркетинговые стратегии продвижения товаров на рынке.
4. Изучить особенности ценообразования производителей.
5. Проанализировать систему сбыта и финансовые стороны.
Методы исследования: анализа и синтеза информации, маркетингового анализа, ценового анализа, финансового анализа, SWOT-анализа.
Теоретические положения приведены трудах отечественных и зарубежных авторов, правовые положения в основных законах РФ, касательно производства вина, портвейна и винных напитков, показатели для анализа выбраны на основе изучения открытых источников статистической информации.
1. Нормативные ссылки
В настоящей курсовой работе использованы ссылки на следующие нормативные документы:
— ТРТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
— ГОСТ 33336-2015 «Вина игристые. Общие технические условия»;
— ГОСТ 32131-2013 «Бутылки стеклянные для алкогольной и безалкогольной пищевой продукции. Общие технические условия».
2. Термины и определения
В настоящей курсовой работе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 Портвейны— креплёное вино, производимое на северо-востоке Португалии в долине реки Дору.
2.2 Экспорт — это вывоз товаров, работ и услуг за пределы России с целью продажи груза иностранному контрагенту.
2.3 Импорт -— это ввоз иностранных товаров на территорию России для дальнейшего использования.
2.4 Опрос — это метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.
2.6 Маркетинговое исследование — это систематический сбор, обработка и анализ информации, предпринимаемый для решения конкретных маркетинговых задач, стоящих перед фирмой.
2.7 Дегустация — это вид промо-акций, проводящийся с целью познакомить целевую аудиторию со вкусом, всеми свойствами торговой марки и стимулировать на пробную покупку.
3. Аналитический обзор технологий производства красного портвейна
3.1. Обзор показателей внешнеторгового рынка
Объем вин, предлагаемых к продаже в стране, равен сумме остатков вин на начало года и вин, которые производились внутри страны и ввозились в Россию в течение года.
Согласно отчету «Анализ рынка вина в России в 2020-2021 годах, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020-2024 годы» аналитического агентства «Бизнесстат», с 2020 по 2021 год объем поставок вина на российский рынок сократился на 3,2%: с 1200, 2 до 1161,6 млн литров. В 2020-2021 годах этот показатель снижался ежегодно (относительно прошлых лет). Сокращение поставок вин в страну больше всего было связано со снижением российского производства. Таким образом, за вышеупомянутые годы объем производства сократился на 23,2%: с 800,4 млн литров в 2020 году до 614,4 млн литров в 2021 году. В реальном выражении производство российского вина в 2020-2021 годах сократилось на 186 млн литров, а объем поставок - на 108,1 млн литров [11].
В 2021 году поставки показали рост на 6,4%, или 69,5 млн литров, за счет увеличения импортных поставок (на 46,7 млн литров) и отечественного производства (на 38,4 млн литров). При этом запасы сократились на 15,5 млн литров [12].
Ожидается, что в 2020 году поставки вина в Россию сократятся на 8,4% по сравнению с предыдущим годом. Сокращение предложения последует за падением спроса, на который повлияет экономический кризис в стране, усугубленный пандемией коронавируса. В 2021 году поставки вин в Россию сократятся из-за сокращения как внутреннего производства, так и импорта.
Красный порт «Массандра». Выдержан в дубовых бочках не менее трех лет. Производится только предприятиями объединения «Массандра» из винограда Моурведр. Интенсивный цвет от красного до темного граната. В букете сочетаются тона сушеной вишни, чернослива, сушеная шелковица и специи. Вкус полный, богатый, с фруктовыми тонами и мягкими дубильными веществами. Вино производится с 1894 года. Спирт 18,5 об.% Сахар 6,0 мас.%.
Рубин - Это красное портвейн сочный, с тонами ягод, фруктов и шоколада. Вина, составляющие основу рубина, могут быть выдержаны от 1 до 3 лет, при этом порто имеет минимальное старение бочки - это позволяет напитку не окисляться и сохранять яркий цвет и фруктовый аромат. Porto ruby особого качества имеет категорию
Основными странами-импортерами портвейна «Рубин» и «Массандра» в 2021 году были США (17,6% всего мирового импорта), Великобритания (12,0%), Германия (8,0%), Китай (6,6%) и Канада (5,3%). Россия также является крупным импортером портвейна - в 2021 году, согласно торговой карте ЦМТ, импорт составил $1,2 млн, что соответствует 9-му месту в списке мировых импортеров (таблица 1).
Таблица 1 – Импорт портвейна «Руби» и «Массандра», млн. долл. США [13]
№ Страна 2017 2018 2019 2020 2021
1 США 5 623,1 5 793,0 6 172,5 6 449,2 6 487,3
2 Великобритания 4 541,3 4 081,6 4 114,6 4 372,9 4 423,7
3 Германия 2 787,0 2 779,4 2 918,9 3 172,0 2 955,0
4 Китай 2 039,8 2 366,2 2 794,7 2 855,2 2 444,7
5 Канада 1 799,9 1 774,1 1 886,3 1 997,0 1 949,3
6 Япония 1 490,1 1 502,8 1 616,0 1 690,9 1 810,7
7 Нидерланды 1 302,6 1 244,9 1 286,0 1 380,1 1 335,8
8 Швейцария 1 068,3 1 069,3 1 163,8 1 215,1 1 211,9
9 Россия 672,4 727,9 1 003,2 1 051,1 1 160,0
10 Бельгия 1 010,7 1 003,3 1 087,0 1 154,5 1 132,7
11 Прочие страны 10 328,1 10 601,6 11 680,9 12 763,0 11 955,3
Итого 32 663,3 32 944,0 35 724,1 38 101,0 36 866,4
Мировой экспорт портов Рубин и Массандра в 2021 году составил $35,9 млрд, увеличившись на $4,0 млрд по сравнению с 2020 годом. За этот период экспорт вина увеличился на 12,4% в стоимостном выражении (среднегодовые темпы роста 3,0%).
В 2021 году на Францию (30,6%) и Италию (20,1%) приходилось более половины всего мирового экспорта портового вина «Рубин» и «Массандра». В число TOP-5 экспортеров также вошли Испания (8,6%), Австралия (5,8%), Чили (5,4%). Экспорт российского портового вина в 2021 году, согласно торговой карте ВТЦ, составил 9,9 млн долларов США (таблица 2, рисунок 1).
Таблица 2 – «Руби» и «Массандра», млн. долл. США [13]
№ Страна 2017 2018 2019 2020 2021
1 Франция 9 184,9 9 170,5 10 281,6 11 065,6 10 965,2
2 Италия 5 976,4 6 226,3 6 784,8 7 369,9 7 202,7
3 Испания 2 965,5 2 961,3 3 270,1 3 513,6 3 066,8
4 Австралия 1 650,6 1 712,0 2 046,1 2 181,3 2 084,8
5 Чили 1 842,6 1 853,1 2 018,1 1 993,9 1 929,0
6 США 1 542,6 1 569,4 1 481,9 1 448,1 1 385,2
7 Новая Зеландия 1 071,4 1 120,6 1 196,6 1 191,6 1 216,9
8 Германия 1 069,4 1 040,3 1 142,4 1 225,7 1 168,3
9 Португалия 815,8 801,1 878,5 1 014,8 917,4
10 Великобритания 672,8 656,1 722,7 825,3 837,7
56 Россия 6,9 9,4 8,6 7,5 9,9
11 Прочие страны 5 099,5 5 398,0 5 613,9 5 782,3 5 078,0
Итого 31 898,3 32 518,2 35 445,3 37 619,6 35 862,0
Рисунок 1 – Структура экспорта «Руби» и «Массандра»
Российский винный рынок за период 2015-2020 годов показал разнонаправленную динамику. В 2019 году объем потребления вина на российском рынке вырос на 9,9% по сравнению с уровнем 2018 года и составил около 108,1 млн декалитров1. По итогам 2020 года объем потребления вина в России показал снижение: значение показателя составило около 97,4 млн декалитров (-9,9% к уровню 2019 года и -8,0% к уровню 2015 года). Сокращение объема внутреннего рынка в 2020 году во многом было связано с введением ограничительных мер во время пандемии COVID-19, среди которых было временное закрытие предприятий в сегменте HoReCa.
К концу 2020 года российские предприятия произвели около 44,2 млн декалитров вина, что на 4% ниже показателя предыдущего года.
Среди крупнейших российских производителей вина [11]:
- ООО «Кубань-Вино»;
- ЗАО «Абрау-Дюрсо»;
- АО "НПФ" Фанагория ";
- ООО «Союз-Вино»;
- ЗАО «Игристые вина»;
Уровень самообеспеченности вином в России к концу 2020 года составил 44,5% (против 52,1% в 2020 году). Потребление вина на душу населения в 2020 году составило 6,7 литра на человека, на 9,5% ниже прошлогоднего и на 8,0% ниже 2020 года.
Рисунок 2 –Самообеспеченность портвейном «Руби» и «Массандра» на душу населения в России с 2015 по 2020 год [12]
Российский импорт «Руби» и «Массандра» по итогам 2021 г. в натуральном выражении составил 54,0 млн дал, что на 13,9% ниже уровня предыдущего года (62,8 млн дал в 2019 г.). В стоимостном выражении объем импорта
Рисунок 3 – Импорт российского портвейна «Руби» и «Массандра», млрд. руб. [12]
Импорт Руби и Массандра (в контейнерах емкостью 227 л и более) показал значительное снижение 2020 (-78,2% к 2019), что стало результатом подписания и вступления в силу Федерального закона № 468-FZ от декабря 27 2019 «О виноградарстве и виноделии в РФ», согласно которому вино в России может производиться только из собственных виноматериалов, то есть из винограда, выращенного в