Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В эпоху информационных технологий наблюдается утрата значимости и воспитательной ценности книги как наиболее эффективного средства речевого развития ребенка. Детской литературе уделяется все меньше и меньше внимания, наряду с этим наш мир становится более и более технологичным. Ничто в полной мере не заменит книгу, живое слово. Детские художественные произведения позволяют увидеть в полном объеме красоту и неповторимость родной речи, они обогащают и расширяют словарный запас, у ребенка формируется целостная картина и расширяется кругозор.
Речь является неотъемлемым элементом социального бытия людей, без которой существование человеческого общества было бы невозможным. Роль родного языка и речи в жизни каждого человека трудно переоценить. Уровень речевой культуры определяется достаточным словарным багажом, а также умением уместно пользоваться им в различных ситуациях общения. О наличии проблемы свидетельствует тот факт, что среди детей дошкольного возраста все чаще встречаются дети, у которых наблюдаются речевые проблемы: отставание в речевом развитии, недоразвитие речевого аппарата, словарный запас отстает от возрастных норм, нарушена лексика, низкий уровень развития связной речи, дисграфия, дислексия. В современном мире наиболее востребованы люди, обладающие высоким уровнем коммуникативно-речевой культуры, интеллектом, эрудицией, умением в короткие сроки решать нестандартные задачи, прогнозировать.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), система обучения и воспитания детей дошкольного возраста включает в себя работу по речевому развитию, которая предполагает расширение и обогащение словарного запаса детей и создание для этого благоприятных условий. Образовательная область «Речевое развитие» определяет направление работы по развитию и расширению словаря детей дошкольного возраста, освоение ими значений слов и их уместное употребление в разговоре. Согласно ФГОС ДО, одной из важнейших задач речевого развития в дошкольном учреждении является обогащение активного словаря детей, развития речи дошкольников.
Теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников, формирования и расширения словаря детей дошкольного возраста были изучены психологами Л.С. Выготским, С.А. Рубинштейном, а также педагогами К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, В.И. Логиновой, Е.Н. Водовозовой и другими. Задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, А.М. Богуш, В.В. Гербовой, М.М. Кониной, А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, А.П. Усовой, О.С. Ушаковой.
Вопросы воспитания детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы рассматривались в работах В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, которыми было отмечено, что произведения детской художественной литературы способствуют речевому развитию ребенка, художественная книга преподносит прекрасные образцы литературного языка, с ее помощью дети познают красоту, точность, выразительность, ритмичность родной речи.
Цель данного исследования – изучение особенностей развития речи детей дошкольного возраста при использовании детской художественной литературы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить вопросы развития речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе;
• Выявить особенности использования художественной литературы как средства развития речи у дошкольников;
• Провести изучение уровня речевого развития дошкольников;
• Определить методическое сопровождение работы по развитию речи дошкольников.
Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: детская художественная литература как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азбука молодого воспитателя и учителя: основы предшкольной подготовки. Методическое пособие. М.: Издательство МГПИ, 2009. - 43 с.
2. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пос. для студентов высших и средне-специальных педагогических учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 216 с.
4. Бородина, В.А. Акмеологическая концепция чтения в непрерывном образовании /В.А.Бородина // Школьная б-ка. - 2004. № 8. С. 18–21.
5. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Владос-пресс, 2004. 264 с.
6. Жанровое своеобразие детской литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://students-library.com/library/read/41335-zanrovoesvoeobrazie-detskoj-literatury.
7. Калинина Т.В., Уривская Н.С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка /Т.В.Калинина, Н.С.Уривская // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 607-609.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. [Текст]: Дошкольная педагогика. - М., 2013. – 155 с.
9. Литературный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – 1987. – Режим доступа : http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/articles/23/detskaya-literatura.htm.
10. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. — М.: Педагогика, 1979. — с.
11. О детской литературе и детском чтении / В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. – 2-е изд., перераб. – М., 1983. – 430 с.
12. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 c.
13. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: практическая методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. - 288 с.
14. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учрежд. высш. образования / Н.А. Стародубова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
15. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Владос, 2013. - 132 с.
16. Ушакова О.С Программа развития речи детей дошкольников. - М.: Сфера, 2013. - 56 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
18. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева ; под общ. ред. В.И. Яшиной. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.