Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что адаптация первоклассников к школе является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально-адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования.
Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.
Адаптация – серьезное испытание, как для детей, так и для их родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей условиям обучения в школе сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и других авторов.
О трудностях адаптационного периода писали отечественные и зарубежные исследователи: Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер и другие.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Н.Д. Ватутиной, Т.В. Костяк, С.Н. Теплюк.
Объект исследования курсовой работы - адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предмет исследования - психологические аспекты адаптации первоклассников.
Цель исследования: рассмотреть особенности социально-психологической адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
Задачи:
-исследовать адаптации первоклассников по ФГОС;
-выявить проблемы и условия адаптации первоклассников ;
-провести эмпирическое исследование адаптации первоклассников и их отношения к обучению в школе;
-обобщить результаты опытно - экспериментальной работы по содействию адаптации первоклассников к школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; опрос учащихся с использованием методики изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой; анкетирование родителей.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического материала по проблеме взаимодействия педагогов и родителей первоклассников в период адаптации к условиям школы.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы адаптации к школьному обучению
1.1. Адаптации первоклассников по ФГОС
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному.
Адаптация - это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы. [25, c 32]
-В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
-В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
-Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
-Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
-Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.
М.Г. Битянова считает, что адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов: [8, c 15]
-индивидуальных особенностей ребенка;
-уровня готовности к школе;
-степени развития социальных навыков.
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.
По мнению Р.В. Овчаровой адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»: [21, c 63]
-установлен контакт с учителем;
-ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
-налажены отношения с одноклассниками;
-ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
-владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я - концепции» каждого ребенка. [23]
Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.
1. Физическая адаптация - оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
2. Психологическая адаптация первоклассников к школе - оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
Т.В. Дорожевец говорит о том, что высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем. [15, c 102]
Средний уровень - ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
Низкий уровень - ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.
М.Н. Недвецкая указывает, что при отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. [19, c 70]
В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов: для бакалавров / Г.С. Абрамова. – Москва: Юрайт, 2010. – 811 с.
2. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: методический материал для педагогов и школьных психологов / М.Р. Битянова – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2007. - 235 с.: ил., табл.
3. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Школа и психическое здоровье учащихся. – Москва, 2013. - 153 с.
4. Андрющенко Т.Ю. Коррекция психологического развития школьников на начальном этапе обучения / Вопросы психологии. – 2013, №1.
5. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации: учебное пособие для вузов / С.Д. Артемов. - Москва, 2010. - 180 с.
6. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значение для психологии личности / Балл Г.А. / Вопросы психологии. ‑ 2014, №1.
7. Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу / Безруких М.М., Ефимова С.П. – М., 2013 – 199 с.
8. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе / Изд-во «Совершенство». – Москва: Юрайт, 2012. – 156 с.
9. Буравлева Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с учетом типологических особенностей обучающихся: учеб. пособие / Н.А. Буравлева; МОиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. – 139 с.
10. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидер А.Г. Возрастно-психологическое консультирование / Проблемы психологического развития детей. – Москва: Изд-во МГУ, 2010. - 136 с.
11. Валиулина И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 474.
12. Возрастная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова – Ростов-на-Дону: РГУ, 2013, - 200 с.
13. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и психологии: курс лекций по учеб. дисциплине: [учеб. пособие для вузов] / В.П. Глухов. – Москва: В. Секачев, 2011. – 253, с.
14. Гуревич П.С. Психология: учеб. для вузов: для бакалавров / П.С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2012. – 607с.
15. Дорожевич Т.В., Овчарова Р.В. Психология: Учебник для студентов, 4 издание, Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС – Москва, 2012 – 132 с.
16. Забродин Ю.М. Психодиагностика: [справ.] / авт.-сост.: Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян; под общ. Ред. Ю.М. Забродина. – Москва: Эксмо, 2010. – 447 с.
17. Купершлаг И.Г. Общая психология: метод. рек. / И.Г. Купершлаг Л.С.; МОиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. – 79 с.
18. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. – 582 с.
19. Недвецкая М.Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи: [учеб. метод. пособие] / М.Н. Недведцкая. – Москва: Перспектива, 2011. – 151с.
20. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для вузов: для бакалавров / Р.С. Немов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2012. – 575 с.
21. Общая психология и психология личности: учеб. для вузов / [А.А. Баранов, Ж.К. Дандарова, А.А. Реан и др.]; под ред. А.А. Реана. – Москва: АСТ, 2014. – 639 с.
22. Педагогика: учеб. для вузов / [Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.А. Юзефавичус]; под ред. Л.П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2013. – 428с.
23. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / [Л.А. Головей, Л.Н. Кулешова, Л.И. Вансовская]; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Изд. Доп. и перераб. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 693 с.
24. Родионова О.Н. Семейная психология и домашнее воспитание: становление и развитие нравственных чувств детей: учеб. пособие для вузов / О.Н. Родионова; [под науч. ред. Г.Б. Черевач]; МОиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. – 115 с.
25. Соколова И.Ю. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.Ю. Соколова; МОиН РФ, ГОУ ВПО НИ ТПУ. – Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – 327 с.
26. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2011. – 133 с.