Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что проблема функционирования налоговой системы является важной для каждого государства, так как ни одна страна не может обойтись без налогов. Функционирование налоговой системы обеспечивает правильное перераспределение доходов между гражданами страны, их финансовое благополучие и экономическое равновесие, социальную стабильность в социуме. Для выбора места открытия бизнеса, предпринимателю важно исследовать вопросы условий и характеристики налоговой системы юрисдикции, которая выбрана для регистрации коммерческой деятельности. В современных условиях глобализации мировой экономики, а также благодаря свободному кругообороту финансового, интеллектуального и человеческого капитала, многие предприятия анализируют особенности налогообложения в странах с целью выбора наиболее оптимального рынка развития своего бизнеса. Актуальность исследования также связана с высокою практическою ролью механизма налогообложения при открытии бизнеса и формировании стратегии его масштабирования, поскольку налоги уменьшают размер чистого финансового результата (чистой прибыли).
Налоги дают возможность государству сосредоточить внушительные средства и направить их на нужды. В обстоятельствах отношений рынка система налогов – это один из важнейших регуляторов экономики, база финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, которые направлены на достижение социальных и экономических целей, которые реализуются уполномоченными на это органами государства в отношении экономических субъектов. Государственной поддержкой являются меры положительного воздействия . Дифференцируют следующие виды политики государства в отношении регулирования экономики:
1) Антициклическая политика (нацелена на поддержание определенных темпов роста экономики);
2) Научно-техническая и инновационная политика (государство направлено на развитие науки и техники, обеспечение научных приоритетов, внедрение научных результатов в производство);
3) Фискальная (бюджетно-налоговая) политика (определение источников финансирования казны, налоговая система, государственный бюджет);
4) Кредитно-денежная (монетарная) политика (государственное обеспечение нужным денежным количеством, регулирование кредитного и денежного рынков);
5) Внешнеэкономическая политика государства (аспекты внешней торговли, контроль миграции);
6) Социальная политика .
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа налоговой системы России и развитых стран (Франция, США, Япония). Задачи:
- рассмотрение бюджетно-налоговой политики государства и ее роли в государственном управлении экономикой;
- изучение основных понятий налоговой системы РФ;
- анализ процентной ставки налога на прибыль, налоговой нагрузки в России и в развитых странах;
- сравнение налоговой системы РФ и в США.
Объект исследования – налоговые системы разных стран. Предмет исследования – сравнение налоговой системы РФ и развитых стран.
Глава 1 Сущность налоговой системы РФ
1.1 Бюджетно-налоговая политика государства и ее роль в государственном управлении экономикой
Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается изменение доходов государства и расходов для поддержания равновесия на рынке, стимулирования развития конкретных областей национальной экономики. Данный способ государственного воздействия на экономику подразумевает регулирование при помощи налогообложения и правительственных расходов. Поскольку реализация расходов государства – это применение средств бюджета государства, а налоги – это базовый источник пополнения бюджета, то налоговая политика сводится к манипулированию бюджетом государства .
Цели фискальной политики:
1) Обеспечение стабильности экономического роста;
2) Обеспечение полной ресурсной занятости (решение проблем циклической безработицы);
3) Обеспечение стабильного ценового уровня (решение инфляционной проблемы).
Бюджетно-налоговая политика представляет собой политику регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Экономика регулируется при помощи влияния на величину совокупных расходов.
Инструменты фискальной политики:
1) Закупки государства;
2) Налоги;
3) Трансферты.
Инструменты бюджетно-налоговой политики влияют на совокупный спрос по-разному. Например, изменение государственных закупок влияет непосредственно на совокупный спрос, а налоги и трансферты влияют косвенно на него, меняя уровень расходов потребления и расходы инвестиций. При этом увеличение государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их уменьшение инициирует сокращение совокупного спроса, поскольку государственные закупки – это часть совокупных расходов. Увеличение трансфертов также увеличивает совокупный спрос.
Увеличение налогов работает противоположно. Рост налогов инициирует снижение потребительских и инвестиционных расходов и уменьшает совокупный спрос. Сокращение налогов растит совокупный спрос, что связывается с увеличением реального ВНП. Поэтому инструменты бюджетно-кредитной политики могут применяться для достижения равновесия в экономике на различных этапах цикла экономики .
Дифференцируют следующие виды бюджетно-кредитной политики:
1) Стимулирующая (применяется при спаде и характеризуется уменьшением рецессивного разрыва выпуска и снижением уровня безработицы и нацелена на увеличение совокупного спроса). Инструменты: увеличение государственных закупок; сокращение налогов; увеличение трансфертов.
2) Сдерживающая (применима при «перегреве» экономики и нацелена на уменьшение совокупного спроса). Инструменты: уменьшение государственных закупок, увеличение налогов, уменьшение трансфертов.
Кроме того, существуют следующие виды фискальной политики:
1) дискреционная (законодательное изменение правительством уровня государственных закупок, налогов и трансфертов для экономической стабилизации)
2) автоматическая (недискреционная) (встроенные стабилизаторы – инструменты, величина которых не меняется, но само присутствие которых автоматически стабилизирует экономику – подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности).
К налогово-бюджетной политике относятся только те манипуляции с государственным бюджетом, которые не связаны с трансформацией числа находящихся в обращении денег. Создание бюджета основывается на соблюдении определенных принципов, выработанных различными государствами еще в начале прошлого столетия:
1) Единство (концентрация в бюджете расходов и доходов государства). В государстве должна быть единая система бюджетов, общие финансовые документы и бюджетная классификация;
2) Полнота (по каждой бюджетной статье принимаются во внимание все поступления и затраты);
3) Реальность (правдивое отражение доходов и расходов государства).
4) Гласность (обязательное информирование граждан об основных расходах и источниках доходов).
Если бюджетные доходы являются недостаточными, чтобы произвести расходы, формируется экономический недостаток, который измеряется в виде процента с ВНП. В России нет перераспределения государственного долга вследствие его обслуживания. Отличие от США, например, состоит в том, что в РФ задолженность инициирует сокращение национального дохода.
Небольшой уровень доходов населения, структура распределения доходов мешают сохранению качества трудовых ресурсов и формированию человеческого капитала .
Различные экономисты, изучая государственный долг и его последствия для экономической жизни страны, приходили к выводу, что его присутствие пагубно воздействует на финансовую сферу страны. А. Смит, например, говорил о том, что увеличение государственного займа приводит к банкротству самого государства, поскольку потребление средств в таком смысле – не продуктивно, потому как государственный долг – это затраты для экономики страны.
Долг государства увеличивается по причине постоянного дефицита бюджета государства. Как правило, в экономике государства, так или иначе, присутствует долг. Это, скорее, правило. Развитые страны имеют внушительный государственный долг .
Наличие долга государства инициирует вытеснение частного капитала, поскольку уровень рыночной ставки увеличивается, увеличение налогов для оплаты долга делаешь меньше уровень активности экономики. Доход перераспределяется в пользу тех, кто обладает облигациями государства.
Бременем долга называется соотношение государственного долга к внутреннему валовому продукту. Бремя долга определяется уровнем реальной процентной ставки, темпами роста реального ВВП и уровнем первичного дефицита.
Государственный долг и бюджетный дефицит также коррелируют в выпуске займов для покрытия долга и последствиями увеличения последствий самого долга. Растет величина долга и увеличивается сумма его процентом. Постепенно текущие займы трансформируются в последующие налоги .
В странах, где есть огромные долги, часто практикуется погашение процентов по долгу. В случае, если старый долг покрыт, государство берет еще больший займ. Кризис может наступить в момент, когда уровень долга выше величины годового валового внутреннего продукта. Как следствие, уменьшается возможность потребительского роста в государстве, растут налоги для оплаты текущего долга и, соответственно, проценты по нему. Также ситуация может привести к перераспределению доходов населения и утечке национального капитала за рубеж .
Перечислим основные последствия увеличения долга государства:
1) Поиск способов погашения государственного долга связан с увеличением уровня налогов. Это не стимулирует развитие экономики. Снижается спрос и уровень сбережений населения.
2) Ограничение развития малого бизнеса и экономического роста.
3) Значительно ухудшается материальное состояние населения.
4) Доходы населения перераспределяются в пользу держателей государственных ценных бумаг.
5) Ухудшается состояние финансово-кредитной системы государства.
1.2 Основные понятия налоговой системы . Классификация налогов РФ
Налог считается установленным тогда, когда конкретизированы налогоплательщики и элементы налогообложения:
1) Объект налогообложения;
2) Налоговая база;
3) Налоговый период;
4) Порядок исчисления налога;
5) Порядок и сроки уплаты налога.
В нужных случаях при установлении налога в законодательном акте о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком. При установлении налоговых сборов происходит определение налогоплательщиков и элементов обложения применительно к определенным сборам.
При конкретизации специальных режимов налога элементы налогообложения, налоговые льготы определяются особым порядком, который предусматривается Налоговым Кодексом РФ.
Перечислим специальные налоговые режимы:
1) Система для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) Упрощенная система налогообложения;
3) Система налогообложения как единый налог на временный доход для отдельных видов деятельности;
4) Система при выполнении соглашений о разделе продукции.
Элементы налогообложения взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Каждому элементу присуще конкретное содержание и назначение.
Элемент «объект налогообложения» говорит об обстоятельствах, которые должны сформироваться, чтобы у потенциального налогоплательщика сформировалась фактическая обязанность налог платить. Например, все физически лица – потенциальные налогоплательщики с имущества, которое переходит в порядке наследования или дарения. Но налог обязаны уплачивать только те физические лица, кто является дарителем или в пользу кого открывается наследство .
Элемент «налоговая база» служит цели количественной оценки объекта налогообложения и представляет собой его стоимостную, физическую и другую характеристику. База по определенному налогу исчисляется в конкретной для данного налога единице измерения, на каждую единицу устанавливаются начисления – это следующий элемент налогообложения «налоговая ставка». Дается ответ на вопрос: какая доля единицы, в совокупности объединяющихся в базу, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет.
Ставка налога может применяться к налоговой базе, а не к объекту налогообложения.
Элемент «порядок исчисления налога» важен для конкретизации того, кто – сам налогоплательщик, налоговый агент или налоговый орган будут исчислять величину налога.
Элемент «порядок и сроки уплаты налога» обязателен потому, что без его корректного установления налогоплательщик будет уплачивать налоги в произвольные сроки, что увеличит издержки финансовой государственной системы .
Налоговая системой называется общность взаимосвязанных налоговых отношений, налогов, форм и методов налогообложения, сбора и применения налога, налоговых органов. Существуют разные подходы к классификации налогов.
В зависимости от вида субъекта налоги дифференцируют на:
1) налог с организации;
2) физического лица.
Налог с организации бывает следующим:
1) налог на добавленную стоимость (НДС);
2) налог на прибыль;
3) налог на имущество и др.
Налог с физических лиц бывает:
1) налогом на доходы физических лиц;
2) налог на наследование и дарение и др.
В зависимости от формы устройства государства налоги делятся на:
1) для унитарного государства – общегосударственные и местные;
2) для федерального государства – федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги в нашей стране установлены нормами Налогового Кодекса РФ и они обязательны для уплаты на всей территории государства.
Налоги также отличаются по способу взимания или изъятия на прямые (оказывают влияние на производственный процесс – налоги на имущество, доход и прибыль) и косвенные (налоги, связанные с использованием прибыли). Косвенные налоги делятся на: налоги, которые получаются от товарно-денежных отношений (НДС), налоги получаемые с потребителей (акцизы), таможенные пошлины :
В зависимости от характера использования налоги делятся на:
Налоги делят так же в зависимости от характера использования:
1) общего назначения (денежные средства, поступающие в бюджеты разного уровня, которые осваиваются без привязки к конкретным целям);
2) целевые – это внебюджетные специальные фонды, которые выделяются и расходуются на строго определенные цели .
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ): налогоплательщиками являются физические лица – резиденты РФ, получавшие доход как в РФ, так и за ее пределами и нерезиденты РФ, но получающие доходы от источников на территории РФ. В 2022 году основная ставка НДФЛ составляет 13 %. Существуют также дополнительные ставки.
Налог на прибыль организации регламентируется гл. 25 ч. 2 НК РФ. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.
Ставка налога на прибыль – 20 %: 2 % из них переходит в федеральный бюджет и 18 % в бюджеты субъектов РФ.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ): налогоплательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): уплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями. Данные лица освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, на имущество физических лиц и НДС.
Налог на имущество организаций: плательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Ставки такого налога не могут превышать 2,2%.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Государственное регулирование национальной экономики/ под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. -Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2020.
2) Гусева Е.С. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран//MODERN SCIENCE. 2021. № 10. С. 45-49
3) Дмитриева О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов/О.Г. Дмитриева//Вопросы экономики. –2020. – N3. с.20-25
4) Иванова Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.В. Иванова. - Рн/Д: Феникс, 2022.
5) Калинская М.В., Дрофа М. А., Заремук А. А.Налоговая система Российской Федерации в сравнении с налоговыми системами зарубежных стран // Вестник Академии знаний. – 2021. – No 47 (6). – С. 414-417.
6) Князева В. Г., Черника Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: Закон и право, 2021.
7) Коновалов В.Н. Опыт функционирования налогового механизма в налоговых системах ряда зарубежных стран // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – No 3. – С. 165-177.
8) Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2020.
9) Косолапов А.И. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и Ко, 2021.
10) Кучеров И. И. Налоговое право России: курс лекций. – М.: УКЦ ЮрИноР, 2021.
11) Мажигова Е.М., Джулагов С. М. М., Ибрагимова П. А. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран // Экономика и предпринимательство. – 2021. – No 5 (130). – С. 265-270.
12) Магомадов Ш.А., Кадыров Х-М. Ш. Сравнительный анализ налоговых систем и налоговой политики России и США // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. No4-3. С. 71-75
13) Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики/ В. В. Мельников. – М.: Омега-Л, 2020.
14) Николаенко М.В. Налоги – экономическая основа государства // Вестник Омского университета. Серия: право. 2020. Т. 17. No 2. С. 38-47.
15) Норт Д. Понимание процесса экономических изменений – М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2020.- 253 с
16) Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2020.
17) Солдаткин С. Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика. — М.: КноРус, 2020.
18) Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских //Финансы и кредит. – 2021. - N20. – с.37-45
19) Хомяк И. Д., Коваленко Л. В. Актуальные вопросы эффективности системы налогообложения//РОССИЯ МОЛОДАЯ. Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 78-79
20) Цепенкова Я.В. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и США// СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАУКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ. Материалы ХI Международной научно-практической конференции. Междуреченск, 2022. С. 245-250