Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях трудностей, вызванных пандемией COVID-19, на перед¬ний план выдвигается приоритет обеспечения стабильного торгово-эконо-мического взаимодействия под эгидой ИПП в Центральной Азии. Одним из путей нормализации торговых операций в краткосрочной перспективе могут стать ускорение цифровизации логистики и таможенного учёта, создание зелёных коридоров, а также модернизация режима фитосани¬тарного контроля с учётом сложившейся в мире обстановки. Кроме того, возникает объективная необходимость направить реализацию инициативы на оказание помощи государствам региона в посткризисном восстановле¬нии в соответствии с их потребностями и имеющимися проблемами.
Актуальность. Цифровой Шелковый путь (ЦШП) рассматривается Китайской Народной Республикой в качестве мега-проекта по цифровой трансформации эко¬номики. Данный проект является стратегически важным не только для Китая, но и остальных стран-участников. Его уникальность состоит в формировании высокотехнологической глобальной цифровой инфра¬структуры.
С древних времен Великий Шелковый путь считался одним из ис-торически важных и уникальных торговых путей. Соединяя Европу и Азию, он предоставлял многим странам возможность не только развивать торговлю, но и культуру. На Шелковом пути возникали целые города. Ученые и философы того времени, идя по Шелковому пути, распространяли науку, учения и знания, которые играли большую роль в развитии цивилизации. Караванный путь простирался от Китая до са¬мой Европы, проходя через персидские страны, и был выгоден всем прилегающим государственным образованиям.
В ХХI в. в связи с глобальным экономическим кризисом и упад¬ком мирового рынка, Китай начал разрабатывать новые модели взаи¬модействия, своего рода финансовые механизмы, которые бы привели к развитию и процветанию Китая и сопутствующих ему стран. С раз¬витием технологии территории и границы начали принимать новое очертание, стала доступна новая платформа, не имеющая границ и не занимающая места. Так, Китай в 2010 г. выдвинул идею программы под названием «Один пояс и один путь». Эта программа должна была стать объединением сухопутного и морского Шелкового пути. Особен¬ность этого проекта была в том, что планировалось использовать но¬вейшие технологии и развить на новом пути торговлю, обеспеченную всеми новшествами технологий ХХ1 века, одним из которых является интернет. Однако, в 2019 г. мы наблюдаем вспышку эпидемии, и зна¬комая нам обычная экономическая структура терпит упадок. Милли¬оны людей впадают в панику из-за болезни, возникшей в Китае. Закры¬тые границы, миллионы больных и страх смерти меняет образ жизни всего населения.
Китай становится первой страной, которая сумела восстановиться после пандемии, однако появляется ясное осознание того, что нужно введение новых, цифровых механизмов в экономику. Запущенная в рам¬ках трех государственных инициатив, таких как Инициатива Пояса и Пути, Made in China 2025 и Китайские стандарты 2035, инициатива Цифрового Шелкового пути — эти проекты продвигают цифровые устремления Китая во всем мире.
Целью работы является выявление особенностей формирования, реализации и развития инициативы «Цифровой шелковый путь».
Объектом является инициатива «Цифровой шелковый путь».
Предметом выступают процессы формирования и реализации инициативы «Цифровой шелковый путь».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки и теоретико-правовую основу «Цифрового Шелкового пути».
2. Выделить особенности формирования и развития цифрового шелкового пути.
3. Изучить особенности электронной торговли евразийского экономического союза и КНР в рамках инициативы «один пояс, один путь».
4. Рассмотреть сотрудничество Китая и ЕАЭС в сфере информационной безопасности: состояние и перспективы.
5. Проанализировать особенности и перспективы развития «Цифрового шёлкового пути».
Теоретико-методологическая основа. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных авторов в области истории, основам внешней политики, экономического развития КНР, эволюции инициативы и взаимодействия стран в ее рамках. Среди них можно выделить следующих. В.Н. Никифоров , М. Ларюэль , А. Скобелл, Б. Лин, Х. Дж. Шац , А.В. Лукин, С.Г. Лузянин, Ли Синь, И.Е. Денисов, К.Л. Сыроежкин, А.С. Пятачкова .
Методологическая основа. В работе используются следующие методы: Историко-системный метод, метод системного анализа, конкретно-проблемный.
Структура работы обусловлена целью и логикой исследования, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I
Цифровой шёлковый путь, как составляющая инициативы «один пояс - один путь»
1.1. «Цифрового Шелкового путь»»: предпосылки и теоретико-правовая основа
Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин неоднократно заявлял о своем намерении превратить Китай в «интернет-сверхдержаву» или «кибер-сверхдержаву». Данный термин впервые прозвучал еще в 2014 г. на первом заседании специально созданной руководящей группы по информатизации и кибербезопасности КНР под руководством председателя Си.
Цифровой шёлковый путь имеет как внутренний, так и внеш¬ний контур. Что касается внутреннего контура, то в китайских пла¬нах социально-экономического, научно-технологического развития и оборонного строительства большое место занимает цифровая трансформация. В 2015 г. даже был разработан специальный деся¬тилетний план «Сделано в Китае 2025», содержащий цели глубокой интеграции нового поколения информационных технологий в про¬мышленность, развития интеллектуального производства, создания интеллектуального оборудования и устройств, совершенствования автоматизации труда и т.п. Тогда же в Китае была принята страте¬гия «Интернет+», предполагавшая внедрение Всемирной сети во все сферы национальной экономики и общества.
Развивая инновационную и цифровую отрасли, КНР преследу¬ет две магистральные цели. Во-первых, это достижение самостоя¬тельности, самообеспеченности и самодостаточности на указанных направлениях для обеспечения безопасности государства. Соот¬ветственно, важной задачей является разработка собственных тех¬нологических решений, стандартов, систем и т.п. И 2022 год нам наглядно продемонстрировал, как западные страны и компании ис¬пользуют отказ в доступе к технологическим платформам и систе¬мам для оказания политического давления на другие государства.
Во-вторых, это становление Китая в качестве мирового иннова-ционного центра, достижение лидирующих позиций по ряду векто¬ров развития (в области искусственного интеллекта (ИИ), квантовых компьютеров и т.д.) в целях монетизации и получения коммерческой выгоды, а также для более тесного сотрудничества зарубежных стран с КНР. В контексте построения Цифрового шёлкового пути много говорится о необходимости повышения цифровой кооперации госу¬дарств, но, по существу, речь идёт об их «цифровой привязке» к Китаю.
Внешний контур Цифрового шёлкового пути проявляется в уси¬лиях Пекина по расширению роли и представленности националь¬ных технологических компаний в процессе цифровизации, и пре¬жде всего развивающихся стран, в содействии упрочению в нём своих технологических стандартов, а также ещё большему проник¬новению китайской цифровой инфраструктуры на международные рынки. С одной стороны, это позволяет примкнуть соответствую¬щим государствам к технологическим стандартам, платформам и си¬стемам КНР, а с другой - служит способом закрепить за Китаем огромный кластер мировой промышленности. Важно отметить, что рынок цифровой инфраструктуры является сравнительно новым, поэтому китайские компании фактически функционируют почти на равных условиях с разными иностранными фирмами.
И такая си¬туация выгодно отличается от многих других сфер, куда стремится проникнуть китайский бизнес. В них КНР зачастую вынуждена при¬держиваться стратегии догоняющего развития и пытаться выйти на внешние площадки, где уже присутствуют сильные конкуренты с многолетним опытом и репутацией. В качестве примера можно привести судостроительную отрасль, в которой вплоть до недавне¬го времени лидировали южнокорейские и японские судостроитель¬ные верфи и где Китай до сих пор сталкивается с очень сильной конкуренцией.
В настоящее время Китай становится мощной технологической сверхдержавой.
В условиях замедления темпов экономического роста Пекин рассматривает подъем цифровой экономики Китая, в качестве ключевого фактора будущего развития, который также поможет укрепить легитимность политического режима в стране. Поскольку Китай проводит стратегию развития, которая сосредоточена на продвижении технологических инноваций, борьба за лидерство в информационных технологиях следующего поколения, особенно в области искусственного интеллекта, также является одним из основных приоритетов проводимой политики. Таким образом, Китай видит кибернетическое и технологическое развитие страны, как важнейший компонент его «всеобъемлющей национальной мощи».
Нельзя не отметить, что такой курс развития играет особенно важную роль в условиях четвертой промышленной революции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Аналитический доклад: «Сопряжение стратегии развития ЕАЭС и китайской инициативы “Один пояс, один путь”». - URL: https ://eec. eaeunion. org/upload/medialibrary/6e6/Doklad_Kitay_short_01.07. pdf (дата обращения: 28.01.2023)
2. Доля цифровой экономики в ВВП стран ЕАЭС к 2025 году должна составить не менее 20 %. — URL: https://thinktanks.by/publication/2017/04/17/dolya-tsilrovoy-ekonomiki-v-vvp-stran-eaes-k-2025-godu-dolzhna-sostavit-ne-menee-20.html) (дата обращения: 28.01.2023)
3. Исследовательский институт Tencent, Институт статистики Китайского народного университета: «Исследовательский от¬чет о национальной конкурентоспособности в цифровой сфере за 2019 год». — URL: http://www.199it.com (дата обращения: 28.01.2023)
4. Китайская академия информационно-коммуникационных технологий (CAICT). — URL: http://www.caict.ac.cn (дата обращения: 28.01.2023)
5. Костылева Т. Цифровую повестку ЕАЭС и её практическую реализацию обсудили на ПМЭФ. — 24.05.2018. — URL: http://d-russia.ru/tsifrovuyu-povestku-eaes-i-eyo-prakticheskuyu-realizatsiyu-obsudili-na-pmef.html (дата обращения: 28.01.2023)
6. Кутбиддинович А. Р. Потенциал цифрового Шелкового пути безграничен // Интернет-версия «Жэньминь жибао». — URL: http://world.people.com.cn/n1/2020/1020/c1002-31899166.html (дата обращения: 28.01.2023)
7. Мишустин призвал начать создание цифровых коридоров между ЕАЭС и Китаем // РИА НОВОСТИ. — URL: https://ria.ru/20201202/kitay-1587310814.html (дата обращения: 06.02.2023).
8. Научно-исследовательский институт Али при компании Alibaba. — URL: http://www.aliresearch.com/cn/index (дата обраще¬ния: 06.02.2023).
9. О стратегических направлениях развития евразийской эконо¬мической интеграции до 2025 года. - URL: https://docs.eaeunion.org/ docs/ru-ru/01228321/err_12012021_12(дата обращения: 28.01.2023)
10. Обзор ключевых положений Соглашения о торгово-экономи-ческом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны. - URL: http://www. eurasiancommission. org/m/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/Соглашение%20с%20Китаем/ Брошюра%20КНР.pdf (дата обращения: 28.01.2023)
11. Объем рынка интернета вещей Китая к 2020 году превысит $610 млрд. — URL: https://telesputnik.ru/materials/iot-digital-life- style/news/obem-rynka-interneta-veshchey-kitaya-k-2020-godu-prevysit-610-mlrd/?SECTION_CODE=iot-digital-life- style&PROPERTY_TYPE=news (дата обращения: 28.01.2023)
12. Один пояс - один путь продолжает привлекать новые проекты, но наблюдаются за¬держки из-за COVID-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.swissinfo.ch/rus/ (дата обращения: 24.02.2021).
13. Основные направления реализации Цифровой повестки Евра-зийского экономического союза до 2025 года. - URL: https://docs. eaeunion.org/pd/ru-ru/0121967/pd_28072017_att.pdf (дата обращения: 28.01.2023)
14. Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ (дата обращения: 20.01.2023).
15. Программа видеофорума «Сопряжение Евразийского экономического союза и ки¬тайской инициативы «Один пояс, один путь». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/video_forum/Documents (дата обращения: 25.01.2023).
16. Рынок интернет вещей в 2020. Ожидается, что к 2020 году глобальный рынок IoT достигнет 1,3 трлн долларов США. — URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/Essential-emerging-technologies_IoT_rus.pdf (дата обращения: 28.01.2023)
17. Рынок ИТ: итоги 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_it_itogi_ 2021/articles/mirovye_rashody_na_it_v_2022_gvyrastut (дата обращения: 28.01.2023)
18. Смирнов А. Будущее цифровой экономики обсудили на конференции в Москве. — URL: https://rg.ru/2020/09/28/budushchee- cifrovoj-ekonomiki-obsudiat-na-konferencii-v-moskve.html (дата обращения: 28.01.2023)
19. Ульянов А.Ю. Цифровая трансформация муниципального управления: способы оптимизации и оценки эффек¬тивности // Информационное общество. 2022. № 2. С. 43-52.
20. Хейфец Б.А. Каким маршрутом пойдет Россия по одному непростому китайскому пути. М.: Институт экономики РАН, 2020. - 62 c.
21. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации». — URL: www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/Обзор%20ВБ.pdf (дата обращения: 1.03.2021); https://iz.ru/1119857/2021-02-03/v- kitae-chislo-internet-polzovatelei-prevysilo-989-mln-chelovek (дата обращения: 28.01.2023)
22. Цифровая трансформация поднажмет в ближайшие годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/218463/2022-01-26/2022-w04/cifrovaya-transformaciya-podnazhmet-blizhayshie- gody (дата обращения: 28.01.2023)
23. Цифровая экономика РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ ?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f(дата обращения: 28.01.2023)
24. Цифровое государственное управление. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/acti- vity/directions/882 (дата обращения: 28.01.2023)
25. Электронная коммерция, торговля и пандемия COVID-19. [Электронный ресурс]. Ре¬жим доступа: https://roscongress.org/materials/elektronnaya-kommertsiya-torgovlya-i-pandemiya- covid-19/ (дата обращения: 25.01.2023).
26. McKinsey: глобальный рынок Интернета вещей(к>Т), как ожидается, достигнет $ 11 трлн к 2025 году). — URL: http://www.199it.com/archives/360947.html (дата обращения: 28.01.2023)
Литература
27. Ашмарина Т.И., Хоружий Л.И. Сельское хозяйство и цифровой Шёлковый путь // Экономика сельского хозяйства России. 2020. №3. С. 16-19.
28. Боркова Е.А., Осипова К.А., Светловидова Е.В., Фролова Е.В. Цифровизация экономики на примере банков¬ской системы // Креативная экономика. 2019. Том 13. № 6. С. 1153-1162.
29. Ван Юань. Развитие трансграничной электронной торговли в Китае и ее возможно¬сти в реализации проекта «Один пояс - один путь» // Журнал Белорусского гос. ун-та. Эко¬номика. 2019. №2. С. 79-88.
30. Джан Лунмэй Цифровая экономика Китая: возможности и риски // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. №2.
31. Ижу Лю, Авдокушин Е.Ф. Формирование основ «Цифрового шелкового пути» // Мир новой экономики. 2019. №4.
32. Курылев К.П., Мартыненко Е.В. Российско-китайское экономическое сотрудничество в контексте проекта «один пояс, один путь». Фактор ЕАЭС и ШОС // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 11 (56). С. 1937-1948.
33. Ли Шуфэн, Лю Чанг. Выбор каналов и развитие логистики электронной коммерции в странах вдоль «Один пояс, один путь» // Цзиньлинь. 10.03.2020. С. 72-76 (на китайском языке) [Электронный ресурс]. Режим доступа: 10.14076/j .issn.1006-2025.2020.03.10.
34. Лимей Дан, Чен Цзин, Хан Лилиан, Чжэн Ляньчэн. Дилемма и меры противодей¬ствия развитию китайско-российской трансграничной электронной коммерции на фоне кон¬цепции «Один пояс, один путь» // Харбинский финансовый институт, Харбин. Экономика народного обращения. 07.2020. С. 11-15. (на китайском языке) [Электронный ресурс]. Режим доступа: D0I:10.16834/j.cnki.issn1009-5292.2020.07.006.
35. Лю Ижу «Цифровой шелковый путь» как инновационная основа глобального проекта «Один пояс, Один путь» // Инновации и инвестиции. 2020. №12.
36. Оценка экономических эффектов отмены нетарифных барьеров в ЕАЭС. ЦИИ ЕАБР. — Санкт-Петербург, 2018. — 72 с.
37. Перская В.В., Ревенко Н.С. «Сделано в Китае 2025»: китайский опыт обеспечения задач национального развития // Азия и Африка сегодня. 2020. №7.
38. Плотников В А. Цифровизация как закономерный этап эволюции экономической системы // Экономическое возрождение России. 2020. № 2 (64). С. 104-115.
39. Погосян А.Э., Кормилицын КО., Боркова Е.А. Формирование привлекательности рабочих мест в условиях цифровой экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 7. С. 1311-1324.
40. Янь Цзы Сяо, Ашмарина Т.И. Цифровые технологии в АПК Китая / Физика и со¬временные технологии в АПК: Матер. XI Междунар. молодежной конф. Орёл: ООО Поли¬графическая фирма «Картуш», 2020. С. 355-360.
41. Никифоров В.Н. Очерк истории Китая: II тысячелетие до н.э. - начало XX столетия. М.: Институт Дальнего Востока, 2002.
42. China’s belt and road initiative and its impact in Central Asia/ под ред. M. Laruelle. Washington, D.C., 2018.
43. Scobell A., Lin B., Shatz H.J. At the dawn of belt and road: China in the developing world/ A.Scobell, B.Lin, H. J. Shatz- Santa Monica: RAND Corporation 2018.
44. Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи/ под ред. В.И.Якунина М: Научный эксперт, 2016. С.7
45. "ФД+ФЖ5Д"// (Совместное коммюнике видеокон¬ференции министров иностранных дел в формате "Китай + пять центральноазиатских государств" // Синьхуа). 2020. 17 июля. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-07/ 17/content_5527594.htm