Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мифологическое восприятие мира сформировалось в сознании людей сотни лет назад. Большинство природный явлений, смерть и дарование жизни, по мнению древних, являлось проявлением воли богов. Природное пространство было населено мифическими существами. Всё живое и неживое было взаимосвязано и воспринималось человеком как единая цепь.
Прошло время и мифическое мировоззрение исчезло, но таинственные существа тех времен упоминаются в различных проявлениях культуры и сейчас. Мы можем встретить их в любимых произведениях, фильмах и мультфильмах. В литературе и других видах искусства распространена тенденция, когда мифический образ становится предметом вдохновения художника.
Исследование интерпретации мифологического героя в рамках литературного текста и в смежных видах искусства представляет особый научный интерес.
Актуальность данной темы исследования обусловлена неполнотой изученности интерпретации мифического образа русалки на примерах произведений М.Ю. Лермонтова, таких как баллада «Морская царевна», стихотворении «Русалка» и в романе «Герой нашего времени» (глава «Тамань»). Безусловно, образ русалки – яркий пример мифологизации в литературе, элементы которой можно встретить в произведениях большинства классиков XIX века. Русалка встречается в произведениях у А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Фольклорный образ русалки всегда поражает таинственностью и опасностью. Отметим, что крупный исследователь фольклора В. Даль говорил о русалке как о сказочной обитательнице вод, но описания её облика не приводит. Согласно поверьям, русалки – это молодые девушки с длинными волосами. Иногда их представляют в виде существ с перепончатыми лапами как у гуся или с раздвоенным хвостом, как у рыбы. Такие существа получили название русалок-фараонов. У них верхняя часть тела женская, а нижняя - рыбья. Хвостатые русалки чаще всего встречаются в фольклоре и в художественной литературе.
Целью работы является изучить особенности образа русалки в творчестве М.Ю. Лермонтова
Цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить фольклорный образ русалки;
2. Выявить роль русалки в русском фольклоре;
3. Проанализировать образ русалки в творчестве М.Ю. Лермонтова;
4. Сопоставить образ русалки в фольклоре и в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Объект исследования – произведения М.Ю. Лермонтова, содержание в себе упоминание образа русалки. Предметом исследования являются особенности создания образа русалки в интерпретации М.Ю. Лермонтова.
Теоретической базой исследования послужили работы Афанасьева А.Н.[1], Виноградовой Л.Н. [2], Зеленина Д.К. [4], Левкиевской Е.Е. [10], Померанцевой Э.В. [16], Снегиревой И.М. [21].
В работе использовались следующие методы: изучение и анализ научной и художественной литературы, обобщение данных наблюдения.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБРАЗ РУСАЛКИ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
1.1. Русалка как мифологический персонаж
Мифология представляет собой совокупность мифов, кроме того, является наукой, которая изучает возникновение, содержание и распространение мифов. Каждый народ имел свою систему восприятия мироздания посредством мифологической системы. Сегодня делать выводы о славянской мифологии представляется нам проблематичным ввиду того, что о славянском язычестве сохранилось очень мало информации. Поэтому изучать особенности славянской мифологии теперь можно только по вторичным источникам - письменным, фольклорным и вещественным [Афанасьев, С. 124]
В наше время основным источником раннеславянской мифологии являются средневековые хроники, анналы, которые созданы сторонними очевидцами и славянскими авторами. Как правило, у летописцев не было цели отразить содержание древних верований. Кроме письменных источников, исследователи изучают черты славянской мифологии при помощи фольклора . Именно сказки, былины, обрядовые песни, заговоры и пр. основаны на содержании древних мифов и легенд. Кроме того, важным источником являются календарные обрядовые песни и древние заговоры, которые использовались в качестве элемента магического ритуала, обряда, обеспечивающего возможностью осуществлять связь с богами и духами. Такие ритуалы необходимо было проводить, согласно верованиям, для людского благополучия, так как они благоприятно влияли на плодородие земли, которая кормила земледельцев.
К наиболее достоверным источникам относятся археологические находки, которые обеспечивают преимущественно достоверной информацией без искажений, которые могли быть связаны с передачей ее через множество веков и людских поколений. Однако археология обеспечивает относительно небольшим объемом материала для изучения мифологии, следовательно, полученные археологические сведения нужно изучать в параллели с данными, которые получены из фольклора или письменных источников.
Учеными отмечается и еще один источник сведений, который позволяет реконструировать древнейшие представления о мироздании. Речь идет об этнографических материалах, всей народной культуре в совокупности. Данные сведения включают в себя описания семейных, календарных и прочих обрядов, которые представляют собой синтез языческих и христианских атрибутов, описания жилища, утвари и традиционной одежды, т.е. всего окружения славян, которое изобилует символами. К этнографии причисляют и записи о некоторых славянских верованиях и связанных с ними обрядов, связанных с домашними духами или духами природы. Важно учитывать, что этнографические сведения не отличаются достоверностью в рамках изучениях языческой мифологии. Так как в течение веков фрагменты языческой мифологии скрылись под влиянием христианской веры и времени. [Власова, С. 84]
Итак, с учетом исторических источников, т.е. письменных памятников, фольклора и научных открытий археологии и лингвистики, возможно в определенной степени восстановить древнейшие языческие верования наших предков. Содействовать в этом могут мифологические сюжеты соседних славянам народов, в частности, греческие, скандинавские и прочие верования. Мифы всех народов обладают схожестью, так как они возникли и развивались, в близких условиях.
Ввиду изучения мифологических представлений о мире древних славян, целесообразно обратить внимание на известный и встречаемый не только в фольклоре образ русалки. Понятие «русалка» писатели и ученые предположительно объясняли родством со словами: русло (обуславливая местожительством русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос), а также существовала версия происхождения от древних имен священных рек: Росса и Руса. Первый вариант словообразования не может объяснить окончание - алка. Второе не соответствует традиционному мнению о внешности русалок, у которых волосы не русые, а зеленые.
Вероятнее всего, слово «русалка» произошло от древнерусского праздника и игр: русалии. Источником этого слова является западно-европейский: латинское rosalia, греческое средневековое - наименование праздника и игр. Русскими были заимствованы упомянутые игры и праздненства, распространявшиеся в связи с христианской религией. Христианские rosalia совпали на Руси, с древним языческим праздником , посвященным заложным покойникам. К данному языческому празднику прикрепилось новое, христианское название: русали, Русальная неделя. Этим обусловлено появление названия: Русалки, которые являются теми существами, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе [Афанасьев, С. 125]
Кроме того, существуют альтернативные наименования русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста.
Слово купалка встречается в белорусских купальских песнях. Купалка – это девица, которую из своего окружения избирают девушки, которые участвуют в купальных забавах, первенствующею или царицею плясок, которые проводятся в ночь перед днем Рождества Иоанна Крестителя. Водяниха характеризуется специфической внешностью: отвислыми грудями и длинными волосами; из реки выходит обнаженною в полночь и садится на камень, чтобы расчесать свои длинные волосы гребнем.
Русалка, согласно поверьям, это супруга водяного. Чертовка - это водяная женщина; она может обладать красотой или быть уродиной, может быть доброй или злой, чаще безразличной.
Слово «хитка», вероятнее всего, родственно глаголу «хитить», похищать; название связано с тем, что хитка топит людей в воде. Лешачиха - жена лешего, которая имеет облик обыкновенной женщины с распущенными волосами, в них вплетены зеленые ветви. Лешихи - это души загубленных девушек, получившие проклятие от родителей или поднявшие на них руку.
Отдельно стоит рассмотреть названия: навка или мавка, ундины и вилы. Эти слова не являются синонимами к слову «русалка», а являются наименованиями для особых видов русалок.
Мавки, навки, согласно восточнославянской мифологии, злые духи, как правило, смертоносные. Мавками становятся умершие некрещенные дети: имя мавки (навки) произошло от «навь» (воплощение смерти). Мавки спереди обладают человеческим телом, а т.к. у них нет спины, вид их вселяет страх, потому что видны все внутренности.
Ундины («волна») встречается в мифологии народов Европы. [Зеленин, С. 432 ] Как правило, ундины - это духи воды, русалки. Имеют облик привлекательных девушек, выходящих из моря и расчесывающие волосы. Они завлекают путников своим пением и красотой, и могут убить их или сделать своими возлюбленными. По средневековой алхимии ундины - духи, которые управляют водной стихией. Вилы, само вилы, согласно южнославянской мифологии, это духи, в образе красивых девушек с распущенными волосами и крыльями. Вилы имели власть на колодцами и озерами и обладали силой "запирать" воды. Злить вилу опасно, она могла жестоко наказать, в том числе, убить одним своим взглядом. Вилы обладают способностью лечить, могут предсказывать смерть, однако сами они не бессмертны.
В народе распространено мнение, что русалками становятся заложные покойницы, женщины, которые умерли неестественной смертью. Исходя из крестьянских верований, в зависимости от губернии, были разные сведения о русалках как о сверхъестественных существах.
В русалок обращались также души некрещенных детей, утопленниц и женщин и девиц, покончивших собой и непогребенных. Кроме того, выделялся тип русалок-шутовок, в которых обращались обычные древние люди, которые были жертвами родительского проклятия. По другой версии, в русалок превращались молодые девушки, которые пропадали без вести или тонули в озере или в реке от из-за неразделенной любви или с горя.
Согласно эпосу, русалки могли на время покинуть водную стихию, их можно встретить в лесах, где русалками выбирались старые деревья. Раскачивание на ветвях было излюбленным времяпрепровождением русалок. Как правило, русалки отдавали предпочтение березе, сей факт воспевается в народных песнях.
Бывает, когда русалки посещали населенные пункты и определенные дома, практически живут здесь, русалкам нравится греться в бани, в которых они моются, парятся, заливаясь смехом. Преимущественно, русалки обитают в водной стихии, в хрустальных дворцах, которые строятся на дне глубоких рек. [Калашников, С. 85]
Но указанные варианты – это непостоянные места обитания русалок, это места их эпизодического пребывания в летний период, в частности, во время Троицкой недели. О месте обитания русалок зимою нет определенного представления. Согласно верованиям, по прошествии Семицкой недели в лесу уже не встретить русалок. Кто-то утверждает, что они поднимаются ввысь и лежат на облаках; кто-то считает, что они прячутся под землею и проводят время во сне остальное время года; кто-то полагает, будто они живут в реках... Ходили слухи, что русалки, оставив лес, продолжительное время еще остаются на нивах и тихо качаются в водах нивы.
Русский народ наделял русалок красотой, представляя их в образе молодой и красивой женщины. Однако, из поверий известно, что бывают русалки старые и уродливые. Редко встречают русалок в облике мальчиков, кроме того, в виде птиц и зверьков. Внешность русалок может быть разнообразной. Традиционная отличительная характеристика русалок - распущенные по плечам длинные волосы. Эта особенность также наблюдается у ведьм и представителей нечистой силы, которые всегда распускают свои волосы, никогда не заплетая их. Однако, возможно, что распущенные волосы являются символом незамужней девушки, девичества.
Общественная жизнь русалок широко развита. Молодые русалки преимущественно не боятся людских глаз и живут обществом. В одиночестве живут русалки постарше и вдовы. У русалок есть главный, который созывает их, трубя в трубу. Как правило, это царица русалок, которая избирается из общего количества русалок. Без разрешения царицы русалки не могут взаимодействовать с человеком, не могут ни убить, ни напугать его. Существует также версия, что русалки подчиняются главному представителю злых духов, который варит их в котле, чтобы придать вечную юность каждой русалке-красавице.
Излюбленное занятие русалок - вредить людям или, заигрывая, заманивать их в свои ловушки. Бытует даже такая примета. Если в Русальную неделю человек сам раньше заметит русалок и скажет: «Чур моя!» - тогда русалки не смогут ему нанести вред, а одна из них даже пойдет за ним в его дом и будет исполнять все домашние работы, как самая усердная хозяюшка; пить и есть не станет, а будет питаться исключительно паром, который будет выходить из горшков. Так, прослужит она ему она до следующей Русальной недели, а после вернется в лесную чащу.
1.2. Образ русалки в фольклоре
Согласно русской фольклорной традиции русалки являются в разных диаметрально противоположных образах, от маленьких девочек в ярких нарядах, красивых девушек, наделенных длинными зелеными, черными или русыми волосами и голубыми глазами. В северных народах распространено мнение, что русалки - это уродливые, безобразные, косматые и злобные старухи.
Этимология самого слова «русалка» до сих пор окончательно не выяснена. Вероятно, слово ведет исторически к древнерусским языческим русалкам, которые стали известны из обличительной церковной литературы. [Зеленин, С. 143]
Береза традиционно являлась символом красоты и просыпающейся после зимней спячки и морозов природы. Существует поверье, что русалки любят качаться на ее ветках в лунном свете. Русалки на березе стали распространенным фольклорным мотивом, звучащим в песнях. Приведем пример песни, в которой четко прослеживаются традиции праздника, обычай обвязывать верхушки двух рядом стоящих березок. Скорее всего, произошел из древнего слуха, что русалкам нравится качаться на качелях. В следствие чего, русалкам делается подарок. И не один: «А вы меня величайте,
алой лентой украшайте».
Вероятно, ленты алого цвета предназначались отнюдь не березкам, а скорее, русалочкам – им не нравятся различные лоскутки и яркие ленточки. Однако на семик девушки гадали, они нуждались в помощи русалок, а для этого нужно было их порадовать.
Спустя день девушки, как правило, отправлялись «развивать» березки. Используя сплетенные на березе венки, девушки гадали. У кого венок засох – еще в невестах ходить. Но, согласно песне, березка будто утешает, подбадривает: говоря девушкам, что ни к чему замуж торопиться, нужно веселиться, пока есть молодость и красота! С ряженой березки девушки снимали все украшения и относили к реке.
Еще один обряд был известен как «крещение кукушки». Обряд основан на народных представлениях о пребывании души в ее образе, что связано с поверьем о русалках, т.к. это некрещеные души покойников.
Когда-то русалки считались добрыми духами водной стихии, но в следствии принятия христианства был введен запрет на языческие праздненства и верования, и все, что было связано с язычеством считалось дьявольским. Таким образом, русалки были превращены в демонических, злобных существ, которые могут нести смерть православной душе. Но народная память, быть может, на генетическом уровне, сохранила другую интерпретацию образа русалки. Ведь, действительно, слова «русь» и «русалка» имеют сходство своим звучанием. [Иванов, С. 24]
Образ русалки связан с водной стихией и растительностью, что подсказывает связь с такими языческими божествами, как Кострома и Ярило, которые воплощали плодородие. Люди верили, что их смерть способствовала богатому урожаю. Так и от русалок стремились избавиться, даже проводился обряд «проводов русалок», в последние дни «русальной недели».
Древние народы особое почтение проявляли к водной стихии. Вода питает почву и растительность, вода дает жизнь, это воды глубочайших океанов, морей, рек и озер. Поэтому абсолютно обусловлена связь взаимовлияния языческих верований и христианских преданий.
Большинство праздников, в частности, и «русальная неделя», имеют связь с народными традициями древних славян. Во время русальной недели родственники утопленников и удавленников делают русалкам приношения в виде поминальных блинов и горячего хлеба, которые выставляются на подоконник. Люди верили, что русалки, как и души покойников, недавно умершие, следовательно, не покинувшие родного дома, питаются паром от блинов. На могилах били красные яйца за упокой души покойников, русалкам в жертву приносят поминальные блины, чтобы они им не мстили.
Призывают русалок при помощи песен: «Русалка-царица, Красная девица! Не загуби душки, Не дай удавиться;А мы тебе кланяемся».
Факт связи русалок с загробным миром обусловило запрет на выброс в воду скорлупы от яйца, если перед этим ее не раздавив на мелкие частички, потому что в противном случае русалки будут плавать в скорлупе, как в кораблике, и по воздушным волнам отправятся в мир мертвых. По причине этого на троицкой неделе исполняются обрядовые песни, где русалочек называют земляночками, т.е. обитательницами подземного царства: «Русалочки, земляночки, На дуб лезли, кору грязли, Звалилися, забилися». [15, С. 392]
Метафоричность этой песни реализуют дубы – облачными деревьями, которые грызут русалки зубами молний. В некоторых регионах верят, что синие огоньки, которые иногда мелькают ночью на могилах, разжигаются русалками.
Чтобы спастись от русалочьи проказ, люди проводили троицкое угощение в полях и лесах, кумление и завивание березок нужно было завершить до захода солнца. Иначе придут русалки и, если встретят девушку, то отхлещут ее ветками, заставят раздеться и выгонят из леса, а если им встретится мужчина –станут щекотать, пока он не упадет в обморок от смеха, после чего уведут под воду или бессознательного принесут в дом. Однако стариков и старух они не любят, поэтому старые люди видят только раскачивающиеся ветки, а сами русалки не воспринимаются их глазом. Но русалки любят маленьких детей, которых они заманивают, сидя на ветках с полными корзинками ягод, бубликов и калачей, чтобы защекотать их до смерти.
В дневное время русалки практически не покидают воды, предпочитая глухие и стоячие воды. Русалкам нравится танцевать под лунным светом, они любят ночную тишь и легкий свет Месяца. Они наслаждаются красотой природы, растительного мира и всеми земными прелестями.
Константной локацией русалок являются реки, моря, озера, кладбища, дремучие лесные чащи. Но зимы переносятся русалками с трудом. Иногда слышно, как на реках и озерах трещит лед, и слышатся жалостливые стоны – это бьется об лед русалка, влюбившаяся в земного мужчину, но не сумевшая забрать его в подводное царство, т.к. сжалилась над ним. Поэтому она сама вынуждена тосковать и плакать. Да, и русалки умеют любить, но эта любовь, определенно, самая трагичная, ведь и влюбленный юноша может долго бродить у воды, не пьет и не ест, и, в конце, не сумев справиться с сильной тоской, либо утопится, либо удавится.
Фольклор, определенно, является богатейшим источником этнографических и исторических сведений, но когда возникает вопрос о соотношении фольклора и реальности, не признаваемых современной наукой явлений, то все элементы сверхъестественности объявляются бабушкиными сказками. Но при соотношении письменных и устных источников о встречах человека с потусторонним миром, отмечаются явные совпадения и схожие подробности, хотя часто рассказчики находятся в разнице в тысячи лет и километров.
Выводы по главе:
Понятие «русалка» писатели и ученые предположительно объясняли родством со словами: русло (обуславливая местожительством русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос), а также существовала версия происхождения от древних имен священных рек: Росса и Руса.
Русскими были заимствованы упомянутые игры и праздненства, распространявшиеся в связи с христианской религией. Христианские rosalia совпали на Руси, с древним языческим праздником, посвященным заложным покойникам. К данному языческому празднику прикрепилось новое, христианское название: русали, Русальная неделя. Этим обусловлено появление названия: Русалки, которые являются теми существами, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе.
Существуют вариативные наименования русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста.
В народе распространено мнение, что русалками становятся заложные покойницы, женщины, которые умерли неестественной смертью. Исходя из крестьянских верований, в зависимости от губернии, были разные сведения о русалках как о сверхъестественных существах