Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста становится все более актуальной проблемой современности, а хорошо развитая мелкая моторика и координация движений пальцев приобретают все большее значение для успешного интеллектуального и психофизического развития ребенка. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о способности ребенка к логическому мышлению, формированию памяти, концентрации внимания и связной речи. Систематическая работа по совершенствованию движений пальцев рук является необходимым условием успешного овладения ребенком навыками письма, предполагающими координированные движения рук.
I. Теоретическое обоснование мелкой моторики.
1.1.Мелкая моторика как психологическая категория, ее характеристики
Мелкая моторика – это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческого и бытовой деятельности. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и умственных центров головного мозга.
По мнению ученых (П. Гальперин, В. Давыдов, Д. Эльконин, А. Запорожец, Н. Короткова, А. Леонтьев, Гатанова Н.В.,Тунина Е.Г.и другие) , чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать движения пальцев рук или мелкую моторику. По их данным, мелкая моторика рук взаимодействует с такими психическими процессами, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, необходимых для одевания, рисования и письма, а также выполнения множества разнообразных бытовых и обучающих действий.
Ученые-педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения рук играют немаловажную роль на всех этапах развития ребенка. В период от 3 до 9 лет развитие интеллектуальных и творческих возможностей человека является наиболее продуктивным. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкого моторики в этом возрастном периоде, умеющего логически рассуждать, у нее адекватно возраста развиты память, мышление, внимание, связная речь.
По данным Л. Выготского, Р. Нугаевой, Н. Жинкина, уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьного обучения. Исследователи отмечают, что в ходе развития человечества исторически сложилось так, что и жестикуляция (ручная деятельность вообще), и речь, которая начала развиваться, имели для первобытного человека важное значение, поэтому обе эти функции нашли свое место в развитии коры головного мозга.
Мелкая моторика – это совокупность двигательных навыков выполнения дифференцированных движений пальцев, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций. В дошкольном возрасте он развивается посредством пальчиковой гимнастики, упражнений и в процессе продуктивной деятельности.
Этот компонент, а именно мелкая моторика, будет лежать в основе нашей квалификационной работы, и мы рассмотрим все аспекты ее развития у детей младшего дошкольного возраста.
Существует множество определений понятия «мелкая моторика», рассмотрим основные из них.
Т.А. Власов и М.С. Певзнер писал в своих работах, что мелкая моторика человека представляет собой комплекс сложных последовательных реакций, навыков, умений и движений, характерных для человека. .
АЛ. Сиротюк считал, что это развитие мелких мышц пальцев, способность к совершению координированных манипуляций, мало амплитудных движений. .
В своих работах Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков определяли моторику рук как осуществление двигательных действий кисти, точность и четкость при физических упражнениях и трудовых операциях. .
1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Более интенсивно формирование мелкой моторики рук происходит в первые 4 года жизни ребенка.
На первом этапе (раннем развитии) ребенка учится фиксировать взгляд на предмете, удерживать вложенную в руку игрушку. Затем учится произвольно брать предметы руками, удерживать и перекладывать их, следя за своими действиями. Позже ребенок уже выполняет разные манипуляции с предметами по вербальным инструкциям.
На втором этапе (младший дошкольный возраст) в возрасте 1-3 лет основанием выступает предметно-манипулятивная деятельность, в ходе которой закрепляются связи между словами, предметами и действиями, именно это стимулирует формирование сенсорных функций с одновременной коррекцией двигательных нарушений. Дети учатся играть двумя руками, совершенствуется визуальное восприятие и тактильные связи. В возрасте 3-5 лет приобретенные навыки совершенствуются и становятся более дифференцированными, координированными благодаря увеличению творческой деятельности, сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.
На третьем этапе (старший дошкольный возраст) происходит укрепление костей и мышц руки, ее готовят к письму, параллельно развивая пространственные представления и глазомеры в процессе графической деятельности.
Сеченов И, один из первых, кто критиковал теорию о наследственности умственного развития моторики ребенка, как результат созревания нервных структур. Ученый провозглашал, что возникновение движений у малыша происходит в результате ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями, в процессе воспитания, обучения и активного взаимодействия с окружающей средой.
1.3. Краткие выводы по первой главе.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из руки в руку, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, готовит кисть руки к письму и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим развитие мышления ребенка;
II. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста
2.1. Характеристика изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
В индивидуальном развитии детей значительную роль играет изобразительная деятельность, которая способствует формированию духовного мира ребенка, формирует систему нравственно-эстетических ценностей. Отличительной особенностью искусства является отражение действительности в образных фигурах, которые воздействуют на сознание и эмоции детей, формируют в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают более полно познать действительность.
Анализ методической и педагогической литературы показал, что однозначного определения понятия «изобразительная деятельность», которое бы давало полное представление об их специфике, задачах, функциях и средствах, не выделено.
Некоторые авторы часто используют понятие «изобразительная деятельность» как аналог понятия «рисование», «уроки рисования», «производственная деятельность». Эти определения усложняют процесс определения задач, стоящих перед изобразительной деятельностью, особенно для дошкольников. Более или менее четкое определение термина «изобразительная деятельность» дает Р.Г. Казакова - изобразительная деятельность - это "художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение полученных в жизни впечатлений, но и на выражение собственного отношения к изображаемому предмету".
Изобразительная деятельность – одно из самых занимательных занятий дошкольника. Этот вид деятельности помогает дошкольнику образно выразить свои впечатления, эмоции, сформулировать собственное отношение к окружающему миру. Однако интерес и положительное отношение к этому виду деятельности во многом зависит от того, как построен процесс обучения ребенка рисованию. Успешное овладение творческой деятельностью всегда вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения, и эти положительные эмоции затем переносятся на сам процесс деятельности.
В ходе изобразительной деятельности ребенка формируются положительные условия для развития эстетико-эмоционального восприятия искусства, которые со временем переходят в эстетические эмоции и способствуют развитию эстетического отношения к действительности. Все, что ребенок передает на картинке, а именно форма, строение, размер, цветовая гамма, расположение в пространстве, способствует формированию у него умения наблюдать, выделять свойства предметов, развивать чувство формы, цвета, ритма. В процессе рисования у детей формируются эстетическое понимание и эстетические взгляды на окружающий мир.
2.2. Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики
Производительные виды деятельности очень помогают в развитии моторики, но следует проводить занятия эффективно. Анализ современного состояния использования и эффективности упражнений для развития мелкой моторики демонстрирует, что их упускают из виду, что нужно усовершенствовать занятия с использованием продуктивных видов деятельности.
Изобразительная деятельность детей – лепка, рисование как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение или фигуру, она приобретает знания, уточняются и углубляются ее представления об окружающем мире; в процессе работы она осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, обучается осознанно их использовать.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук С. Шатрова считает изобразительную деятельность, в которой особенная роль принадлежит рисованию. Конечно, осваивая продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование,
Дошкольник не научится писать, но это развивает зрительный контроль движений руки, помогает образованию связи: рука глаз.
По глубокому убеждению Г. Сухоруковой, в процессе рисования, манипуляций с материалами идет естественный массаж биологически-но активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии детей.
Формируется общая сноровка рук, в том числе и мелкая моторики. Кроме того, решается большая часть умственных задач — рука действует, а мозг фиксирует ощущения, совмещая их с зрительным, слуховым, тактильным восприятием в сложные, изображенные образы и представления.
Дети 3–4 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет частями — сначала наибольшие части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. Они постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать подходящие цвета. У них выделается крепкий навык правильного владения карандашом и кистью.
Как отмечает в своей работе Г. Швайко, включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования означает применение разных изобразительных материалов и новых технических приемов.
Это позволяет развивать сенсорную область за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные свойства. Только лепка, помогает ребенку знакомиться с объемом, формой предмета, связью его частей, у малыша формируются навыки работы обеими руками, координированность движений, активно усиливаются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Во время лепки развивается ее мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка хорошо влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому чаще рекомендуют заниматься лепкой возбуждающим, громким и активным детям. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.
2.3. Краткие выводы по второй главе
Наибольшее внимание педагогов заведений дошкольного образования вопрос развития мелкой моторики воспитанников приобретает на третьем году жизни, когда их приводят в детсад и жизнь требует от детей определенных соответствующих умений. В этот период на фоне развития предметной, манипулятивной деятельности (как ведущего вида деятельности) формирование мелкой моторики ускоряется, однако мышцы еще очень слабы – поэтому движения нескоординированы и неточные.
Одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики детей третьего года жизни является изобразительная деятельность, в частности рисование.
Заключение
В первой главе работы проанализировано само понятие мелкой моторики и установлено, что мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной, костной систем в сочетании с зрительными для выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног преимущественно небольшой амплитуды и силы. Мелкая моторика рук это способность выполнять четкие скоординированные действия пальцами и кистями рук.
Развитие у дошкольников мелкой моторики является, на наш взгляд, одной из актуальных задач современного дошкольного образования, учитывая его большое значение для отношения центральной нервной системы, познавательных психических процессов, речи человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Власова, Т.А. Развитие моторики рук[Текст]./Т.А.Власова, М.С.Певзнер.– М.:Просвещение,1973. –175с.
2. Бурков Ф.М. Об общем развитии ребенка дошкольного возраста Психология. 1998. 20 с.
3. Гербова В.В. Пособие для воспитателя детского сада[Текст] //Воспитаниеиразвитиедетейраннеговозраста:/В.В.Гербова,Р.Г.Казакова, М. Коновалова и др.; под. Ред. Г. М. Ляминой. М.: Просвящение,1981.224 с.
4. Григорьева Л. В. Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2013 С 8.
5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии./ Материалы к курсу лекций. М.: Изд-во Моск. Университета.; 1978, - 118с.
6. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г.Развиваю мелкую моторику—СПб.: Издательство «Питер»,2000.–102с.
7. Дудьев, В.П. Психомоторика: слов.- справ. / В.П.Дудьев.—М.: Гуманитар. изд. центрВЛАДОС,2008—366с.—(Коррекционная педагогика).
8. Новиковская О. А, «Ум на кончиках пальцев», Москва, Россия: Сова, 2006
9. Нугаева Р. Р., «Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника», Молодой ученый, No 7,с. 401-404, 2013
10. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников – М: ТЦСфера,2001.- 48с
11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей [Текст]– М.: ВЛАДОС,2001.-256с
12. Сиваков, В.И. Планирование физической нагрузки в воспитании физических качеств у школьников и спортсменов в физкультурно-спортивной деятельности [Текст]: учебное пособие / В. И. Сиваков, Д. В. Сиваков, В. В.Сиваков.– Челябинск: Изд-воЧеляб.гос.пед.ун-та,2016 –121 с.
13. Бехтерев, В.М. и современная психология. Тезисы между народной научно-практической конференции. Казань,2003.
14. Сеченов, И.М. Избранные произведения [Текст]/И.М.Сеченов–Москва,1953.
15. Сеченов И. Пальчиковые упражнения: и польза, и забава [Текст] / И Сеченов Дошкольное воспитание, 2019, № 5. С. 26–27
16. Севастьянова О.А. Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности» 2017. URLhttps://dou8.siteedu.ru/media/sub/691/documents/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9E.%D0%90._i2Sdn9p.pdf (дата обращения15.03.2023).
17. Казакова Г.Р. рисование с детьми дошкольного возраста. М.: Творчий центр СФЕРА2004. 463с.
18. Казанова Г.Р. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Под ред.. Р. Г. Казаковой, М.: Творческий центрСфера,2005.
19. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ «Астрель»,2008.– 124с.
20. ЖуковаО.К.Развитиеруки:просто,интересно,эффективно.//Дошкольноевоспитание.– 2006.–№11.–С.34-37
21. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие./Е.А.Лобанова.– Балашов: Николаев,2005.–165 с
22. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. //Начальная школа.– 1994.– №8.– С.28-30.
23. Павлова Л. Н. Значение развития действий рук / Л. Н. Павлова// Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С. 27–29.
24. Казанова Г.Р. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Под ред.. Р. Г. Казаковой, М.: Творческий центрСфера,2005.
25. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А.Ткаченко. М. :ИздательствоЭКСМО,2013.48
26. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и родителей/СПб:КАРО,2008.
27. Программа воспитания и обучения детей от двух до семи лет «Ребенок» / наук.руководитель. проекта: В. А. Огневьюк; науч. ред. Н. В. Кудыкина, В. В. Кузьменко [и др.]. – 3–е изд., доопр. и доп. Киев: Киев. ун–т им. Б. Гринченко, 2012, 492 с.
28. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, планирование, конспекты занятий. / Учебник для воспитателей и родителей. СПб.:КАРО, 2010 р