Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Основы государственной политики в сфере информационных технологий 6
1.1 Определение, сущность и содержание государственной политики в информационной сфере 6
1.2 Цели и задачи государственной информационной политики 13
Глава 2. Совершенствование механизма и методов повышения эффективности политики государства в сфере информационных технологий в Российской Федерации 23
2.1 Совершенствование политико-правового регулирования информационной деятельности в государственном управлении 23
2.2 Методы и способы модернизации механизмов осуществления политики государства в сфере информационных технологий 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Нынешняя эпоха отмечена широким внедрением информационных технологий во все сферы жизни общества. Использование и развитие информационных технологий является мировой тенденцией научно-технического прогресса. Новые информационные и коммуникационные технологии занимают особое место в современных государствах и характеризуются своей автономностью, интерактивностью, эффективностью, мультимедиа и экстерриториальностью, что делает их ценным инструментом формирования политики.
Применение информационных технологий имеет решающее значение для повышения экономической конкурентоспособности и повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Поэтому продвижение информатизации органов государственной и муниципальной власти стало ключевым приоритетом руководства нашей страны.
Одним из существенных факторов стабильности и развития страны является доверие общества к органам государственной власти. Однако общественное доверие, особенно политическое доверие, не может быть достигнуто без открытого, постоянного канала связи между властью и обществом. Сегодня новые информационные и коммуникационные технологии стали важнейшей платформой для такого диалога, учитывая их независимость, эффективность, интерактивность, мультимедиа, экстерриториальность и другие характерные особенности.
Несмотря на стремительное развитие информационных технологий за последнее десятилетие, России еще предстоит сократить отставание от промышленно развитых стран по уровню информатизации экономики и общества. Это несоответствие частично объясняется экономическим отставанием страны от развитых стран. Кроме того, недостаточное развитие России в этой области усугубляют несовершенство нормативно-правовой базы в области информатизации, низкий уровень подготовки к созданию и использованию информационных технологий и другие факторы.
Таким образом, назрела необходимость перехода к новым коммуникативным моделям демократии в России для укрепления доверия населения к власти за счет расширения политического участия граждан в управлении государством.
Государственные органы обязаны использовать имеющиеся ресурсы и устанавливать последовательную сетевую политику, которая удовлетворяет информационные потребности общества, одновременно защищая национальное информационное пространство от деструктивных внешних воздействий. В наше время практика использования новых информационных и коммуникационных технологий может служить средством достижения этого перехода. Эти технологии относятся к совокупности информационных процессов и методов коммуникации в обществе, которые используют передовые технические средства коммуникации и созданные на их основе инновационные методы социальной коммуникации для облегчения коммуникации между государством и обществом. Примерами таких технологий являются «Электронное правительство», социальные сети, интернет-портал «Российская общественная инициатива», прямые онлайн-конференции с главой государства. Внедрение информационных технологий потенциально способно поднять на новый уровень информационное обеспечение процессов принятия политических и управленческих решений в органах государственной власти с участием граждан и их институтов. Научная новизна исследования заключается в недостаточной правовой и организационной разработке вопросов государственной политики в области использования информационных технологий.
Цель данного исследования состоит в исследовании государственной политики в сфере использования информационных технологий.
Исходя из цели, в данной работе были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие, сущность и содержание государственной политики в информационной сфере;
изучить цели и задачи государственной информационной политики;
проанализировать совершенствование политико-правового регулирования информационной деятельности;
выявить основные перспективы дальнейшего развития информационной политики и становления нового типа экономического роста.
Объект исследования – государственная политика в сфере информационных технологий.
Предметом исследования являются особенности государственной политики.
Нормативно-правовую основу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, в том числе федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, отраслевые нормативные акты и методические документы министерств и ведомств России, региональные законодательные акты, постановления и другие нормативные и методические документы, регламентирующие отношения, связанные с реализацией полномочий органов исполнительной власти РФ, организацией и совершенствованием их информационной функции.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: текст с изм. и доп. на 1 июля 2020 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ — Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об электронной подписи: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О Концепции правовой информатизации России: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О мерах по ускорению создания центров правовой информации: Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477 — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы: Указ Президента Российской 31 Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 — Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2017 г. № 627. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература
16. Бутенко, А. Направления и перспективы развития электронного государственного управления в современной России/А. Бутенко//Власть. -2019. -№ 3. -С. 74-76.
17. Дубровина, М. А. Направления государственных программ в области развития информационной политики и технологий в муниципальном управлении / М. А. Дубровина, Л. А. Подноскова, Е. А. Соловьева // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2018. – № 3(33). – С. 42-46.
18. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / П. У. Кузнецов, А. А. Стрельцов, А. В. Морозов [и др.] ; под общ. ред. П. У. Кузнецова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. — 441 с. —
19. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / О. Э. Згадзай, С. Я. Казанцев, Н. М. Дубинина [и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 с.
20. Информационный суверенитет: материалы научной дискуссии / Н. П. Грибин, И. Н. Кохтюлина, Д. И. Седунов, Е. И. Соболев // Россия и мир: научный диалог. – 2022. – № 2(4). – С. 100-131
21. Комахин Б.Н. Административно-правовые особенности внедрения цифровизации в развитие общественных отношений в контексте национальной политики России // Актуальные проблемы административного права и процесса. - 2021. - № 1. - С. 70-75
22. Кузьмина, И. О. Особенности государственной политики в области информационных технологий / И. О. Кузьмина, Е. С. Гебель // Автоматизация, мехатроника, информационные технологии : Материалы V Международной научно-технической интернет-конференции молодых ученых, Омск, 19 мая 2015 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный технический университет", 2015. – С. 172-175.
23. Роль государственной политики в условиях формирования единого цифрового пространства / А.А. Алетдинова [и др.] // Инновационные кластеры цифровой экономики: теория и практика. - СПб., 2018. - С. 51-76.
24. Саак, А. Информатизация государственного управления/А. Саак, Е. Пахомов, В. Тюшняков//Муниципальная власть. -2018. -№ 2 -С. 64-77.
25. Сапожников А.А., Касиненко Ю.А. Современная технология административного управления: переходный этап развития // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 2 (24). С. 57-62.