Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Самооценка является важным свойством личности, поскольку играет роль регулятора деятельности, обеспечивая, тем самым, наилучшую ее адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни. В связи с этим большинство авторов, исследующих данный психический феномен, называют его наиболее значимой частью самосознания и «Я»- концепции личности.
В рамках первой главы отметим, что самооценка - это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности. Самооценка это некий процесс сравнения себя с идеализированной моделью. Самооценка, несомненно, оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на развитие его личности. Это субъективное личностное образование нашей психики.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми, а также она непосредственно связана с уровнем притязаний личности. Существуют различные виды самооценки: адекватная и неадекватная, низкая, средняя, высокая, завышенная и заниженная и другие.
В психологии обучения вопрос о роли самооценки в достижении поставленных целей и задач также активно изучается. Умственная усталость, сопутствующая значительной нагрузке во время обучения, преодолевается путем волевых усилий, мотивации и стремлению к реализации ближайших и перспективных целей.
В этом процессе самооценка собственных возможностей имеет главное связующее значение между целью, уровнем притязаний и мотивацией. Именно самооценка является в процессе обучения наиболее уязвимым компонентом, поскольку подвергается воздействию, как со стороны личности, так и со стороны внешней оценки достижений среди других учеников.
Противоречие. В то же время учебная деятельность, как никакая другая, создает благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Показанные результаты являются и условиями, и причиной коррекции самооценки, которые могут быт совершенно различными в зависимости от психологических характеристик человека.
Объект исследования: самооценка как способ представления человека о самом себе.
Предмет исследования: активные методы обучения как средство развития самооценки учащихся.
Цель исследования: проанализировать существующие к настоящему времени активные методы обучения как средство развития самооценки учащихся. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть содержание понятия «самооценка»;
2. Изучить способы диагностики самооценки;
3. Раскрыть общую характеристику методов, этапов и выборки исследования;
4. Осуществить проведение исследования и его интерпретация;
5. Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, что развить самооценки учащихся детских садов и школ можно посредством применения активных методов обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование способов применения активных методов обучения в аспекте развития самооценки учащихся. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей просветительской и практической работе педагогов.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
База исследования: 50 респондентов 11 «А» и 11 «Б» классы МОУ «СОШ № 30» г. Вологда.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты развития самооценки.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование применения активных методов обучения как средства развития самооценки учащихся.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список использованных источников содержит 20 наименований.
Глава 1. Теоретические основы развития самооценки
1.1. Содержание понятия «самооценка»
Анализ научных работ указывает, что содержание понятия «самооценка» в понимании некоторых авторов во многом совпадает. В большинстве исследований самооценка представлена как особая область психического, как центральная область «Я», с которым отождествляет себя личность. Самооценка связана с уровнем притязания и включается в структуру потребностей человека. Это саморегуляция, которая определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, людей, самого себя и, в конечном итоге, вершина его достижения (Л. Хьелл , Д. Зиглер).
Ученые выделяют несколько аспектов анализа самооценки:
Историко-философский аспект. Человеческое «Я» - явление историческое. Все понятия и термины, которыми человек себя определяет, как и критерии его самооценки соответствуют конкретной культуре. По мнению И. Кон, «понятие «самооценка» является вариантом представлений о человеке, присущих данной культуре» [5; 162-187].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности / К.А. Абульханова-Славская - М.: Воронеж, 2019. – 243 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов — М.: Просвещение, 2020. – 501 с.
3. Божович, Л.И. Личность и формирование самооценки в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2019. - 464 с.
4. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные труды / Л.С. Выготский. − М.: Юрайт, 2019. − 302 с.
5. Гинзбург, М.Ф. Личностная самооценка как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 2018. - № 2. – С. 19-26.
6. Горский, В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития самооценки учащихся // Доп. образование. - 2018. - № 2. - С. 4 – 6.
7. Егорова, А.В. Социально-педагогические условия развития самооценки / А.В. Егорова. - М.: Наука, 2020. – 578 с.
8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Климов. − 4-е изд. стер.− М.: Академия, 2019.− 301 с.
9. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 47 с.
10. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 2021. – 95 с.
11. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2019. – 199 с.
12. Нечаев, М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды / М.П. Нечаев. – М.: Наука, 2019. – 370 с.
13. Подпасный, И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов: уч. пособие для высш. уч. Заведений / И.П. Подпасный – М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. - 368 с.
14. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ю. Пряжникова.− 5-е изд. испр. и доп.− М.: Академия, 2019. − 488 с.
15. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение и самооценка личности. Теория и практика / Н.С. Пряжников – М.: Академия, 2019. –320 с.
16. Реан, А.А. Психология личности: учеб. пособие/ А.А. Реан. — СПб: Питер, 2019 –288 с.
17. Родичев, Н.Ф. Формирование профессионального самоопределения и самооценки школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика: науч. - теорет. журн. Рос. Акад. образования. – 2012. – №9.– с.16 – 24 .
18. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – М.: ТАНДЕМ, 2020. – 258 с.
19. Фролова, С.В. Психолого - педагогическое сопровождение современных старшеклассников // Профильная школа. – 2019. – № 5. – с. 25-28.
20. Чистякова, С. Н. Проблемы становления самооценки студенческой молодежи в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – С. 52-67.