Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время для более глубокого и всестороннего понимания структуры правового государства и его компонентов крайне важно изучить способ изложения правовых норм. Как на практике, так и в теории права часто возникает вопрос о том, как расположены правовые нормы в частях, разделах и статьях нормативных правовых актов и как структура правовых норм связана со структурой их статей.
Правовые нормы являются неотъемлемой частью жизни граждан, общества и государства. Издавна существуют единые правила поведения, законы, табу и другие нормативные акты, регулирующие гражданскую деятельность. Любая деятельность сопровождается актами и правилами, регулирующими наши правоотношения. Однако самым важным всегда остается верховенство закона. Взаимодействие с другими гражданами, службами, учреждениями и государством реализуется через верховенство права. Оно управляет обществом. Важным элементом в осознании гражданами своих прав является понимание и изучение элементов нормативно-правовой структуры. Все государственные службы, организующие соблюдение закона и правильное понимание людей, всегда используют элементы правовой нормативной структуры. Их взаимодействие отражено в таких законодательных актах, как Уголовный кодекс РФ , Гражданский кодекс РФ , КоАП РФ и т.д.
Глава 1. Теоретические аспекты сущности юридической нормы
1.1.Понятие юридической нормы права, её признаки
Правовые нормы являются разновидностью социальных норм. Правовые нормы регулируют общественные отношения, упорядочивают общественные отношения и обеспечивают социально полезные поведенческие преобразования, поддерживаемые средствами социального принуждения. Право как специфический регулятор общественных отношений выступает и как их дополнительный регулятор. То есть оно возникает тогда, когда другие регуляторы не в состоянии эффективно регулировать соответствующие отношения .
Правовая норма функционирует как особая мера равной меры, применяемая при оценке поведения разных людей. Она является критерием, используемым для оценки правомерности или неправомерности действий различных участников правоотношений. Правовая норма также служит своеобразным критерием для определения согласованности или несогласованности намерений законодателя относительно того, как следует поступать или вести себя по отношению к зачастую незнакомым людям в конкретной жизненной ситуации, предусмотренной нормой.
Степень общности правовых норм различна. В Российской Федерации наиболее общими являются Конституция РФ. Они распространяются на всех граждан Российской Федерации и, частично, на иностранцев и лиц без гражданства.
На уровне субъектов Федерации наиболее общие нормы распространяются на граждан, лиц без гражданства и иностранцев, проживающих на ее территории.
Законы основываются на моральных, религиозных, этических и этикетных нормах. Норма права может содержать те же запреты, что и нормы других нормативных систем, но как только запрет становится правомерным, его содержание приобретает форму соответствующего правила юридической техники и уже функционирует как правовая норма.
Теперь дадим определение термину "правовая норма".
Правовая норма - это общеобязательное правило поведения, регулируемое государством и исходящее от него. Именно такое понимание термина дается в учебниках и может считаться наиболее точным. Также стоит обратить внимание на определения, которые дают ученые-правоведы. Среди них нет единого понимания правовых норм. Правовые нормы - это общеобязательные положения, выраженные в форме государственных постановлений, регулирующих общественные отношения .
Общие правила поведения, установленные или санкционированные государством и охраняемые от нарушений государственными принудительными мерами.
Норма права - это общеобязательное правило, санкционированное и обеспечиваемое государством, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, поведение которых регулируется этой нормой, выраженные в виде образцов, стандартов и мер поведения.
Обобщение научных выводов ученых позволяет выделить следующие характеристики.
Представительность - ключевой особенностью правовых норм является их обязательный характер. Иными словами, регулируя общественные отношения, правовые нормы устанавливают права и полномочия участников этих отношений и налагают юридические обязанности на других лиц. Норма права в основном содержится внутри нее: все отношения одной правовой нормы в рамках правовой системы рассматриваются как реализация другой правовой нормы. Изолированная правовая норма сама по себе не может выполнить задачу регулирования общественных отношений, поэтому она должна быть частью системы.
1.2. Структура и характеристика юридической нормы
Структура правовой нормы - это объединение основных элементов, позволяющих ей самостоятельно функционировать, и именно внутреннее строение раскрывает ее состав, содержание необходимых элементов и способ их взаимосвязи .
Структура нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза - часть правовой нормы, содержащая указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. Может выражаться в указании на сроки вступления в действие правовой нормы на достижение определенного возраста гражданина - субъекта права, на время и место совершения того или иного события.
Диспозиция - составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон - участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является ядром, основой права.
Санкция - часть правовой нормы, в которой указаны последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей.
Систематика права непосредственно связана с систематикой его норм. Эта связь имеет как внутреннее, например, формирование микросистемы, так и внешнее выражение. Внутренняя системность данной правовой нормы заключается в ее структуре, качественно определенной структуре. Это структура, способная создавать и поддерживать связи между правовыми нормами и другими нормами внутри правовой системы, поддерживать стабильность правовых норм и влиять на быстрое и полное изменение нормативного содержания правовых подсистем и правовых институтов в целом; структура правовых норм направлена как на системное единство моделей поведения, так и на конкретные результаты регулирования. Иными словами, структура той или иной правовой нормы задает и отражает поведение субъектов права.
Изучение структуры правовой системы невозможно без рассмотрения структуры ее основных элементов. Современные подходы к пониманию организации социальных систем исходят из того, что необходимым звеном является структура, которая обеспечивает "связь структуры в системе". Отношения структуры в правовых нормах носят объективный характер, обусловлены государством и обществом, формируются в процессе реализации правовой политики и точно заданы логикой построения социальной нормы. Вопрос о структуре правовых норм приводит к ее рассмотрению в связи с институциональным характером права. Для дальнейшего изучения структуры правовых норм необходимо отметить следующие моменты - структура правовых норм показывает связи их строения, которые создают регулятивный эффект правовых норм как правил поведения, регулирующих типичные жизненные ситуации; - структура правовых норм является микросистемой в многоуровневой системе права; - структура правовых норм отражает логическую основу социальных норм и является проявлением правотворческой деятельности что - она имеет непосредственные последствия в практике правоприменения и толкования права; - она имеет непосредственные последствия в практике правоприменения и толкования права .
Наличие структуры в системе позволяет говорить о свойстве структурности, которое означает, что компоненты системы взаимодействуют друг с другом упорядоченным образом.
Единство составных элементов образует структуру любой правовой нормы. Характер, количество, расположение, назначение и связь этих элементов зависят от вида правовой нормы. Поэтому необходимо различать структуру исходных, основополагающих и поведенческих норм. Логическая структура норм предполагает, что поведенческие нормы реконструируются способами мышления. Например - помимо требований и правил логики, воспроизведение логической структуры требует хорошего понимания права, системных связей правовых норм и их операционных механизмов и юридической техники. Приведем пример правовой нормы: Если сделка совершается юридическим лицом (гипотетическим), то она должна соответствовать цели его деятельности, которая определенно установлена в его учредительном документе (диспозиция), иначе она может быть аннулирована судом (санкция).
Таким образом, выделяется структура правовых норм.
Гипотеза - элемент нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие . То есть гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению предписания правовой нормы, а также на субъектов, к которым данная норма адресована .
Гипотезы являются частью правовых норм, которые содержат условия для их реализации. Например, в уголовном праве общими характеристиками лица, совершившего преступление, являются определенный возраст и умственные способности.
Различают общие и конкретные гипотезы.
Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия применения правила с помощью общих грубых характеристик.
Конкретные (казуистические) гипотезы устанавливают специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы является норма Уголовно-процессуального кодекса РФ. В этой норме пункт за пунктом перечислены обстоятельства, при которых уголовное дело не может быть возбуждено или может быть прекращено.
Глава 2. Правоприменительная практика анализа гипотезы, диспозиции и санкции в квалифицированных составов
2.1. Юридический анализ гипотезы, диспозиции и санкции на примере квалифицированных составов административного правонарушения
Двенадцатого декабря 2018 г. на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации был внесен законопроект № 606596-7, в соответствии с которым предлагалось дополнить ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новеллой в следующей редакции:
"3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации (материалов), предназначенной (предназначенных) для неограниченного круга лиц, выражающей (выражающих) в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток" .
В средствах массовой информации законопроект получил широкую известность под названием "ответственность за оскорбление власти" и был встречен шквальной критикой. Существенные дискуссии законопроект вызывал и среди представителей депутатского корпуса. При его рассмотрении в первом чтении были высказаны замечания и рекомендации относительно расширения юрисдикционных полномочий по вводимому составу, а также об исключении административного ареста из перечня возможных административных наказаний. Спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко также отмечала неоднозначность редакции уже принятого на тот момент закона и указывала на необходимость уточнения содержащихся в нем "оценочных понятий" .
Законопроект имел рекордные темпы принятия. В первом чтении он был рассмотрен 23 января 2019 г., во втором и третьем - 6 и 7 марта, а уже 13 марта был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Семнадцатого марта законопроект был подписан Президентом России, а на следующий день был опубликован Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", дополнивший ст. 20.1 КоАП РФ "Мелкое хулиганство" тремя частями.
Гипотеза данных новелл заключается в общественной вредности и недопустимости оскорбительной риторики в отношении общества, государства, официальных государственных символов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) и органов, осуществляющих государственную власть в России. В связи с этим хотелось бы высказать базовые идеи, на которых будут строиться дальнейшие рассуждения.
Во-первых, не имеющее прямых конституционных оснований ограничение государством свободы слова и информации может показаться целесообразным в тактической перспективе, но будет иметь деструктивные последствия в перспективе стратегической. Память о социальных потрясениях в России конца прошлого века, обусловленных в том числе несвободой средств массовой информации и государственной цензурой, еще свежа в массовом сознании населения страны. Недальновидным и заведомо социально конфликтным решением была бы попытка реставрации подобных правовых атавизмов в век цифровой экономики и бурного развития информационно-телекоммуникационных технологий.
2.2. Проблемы толкования юридической нормы
Толкование закона является основой юриспруденции, имеет решающее значение для правоприменительного процесса и является необходимым условием не только для правильного применения закона, но и для правоприменения. Без толкования процесс правоприменения становится трудным и сложным. Важность толкования нормы права исторически подтверждается юридической практикой и правовым опытом. В демократических обществах толкование правовых норм служит для разъяснения их смысла, чтобы обеспечить их эффективное и правильное применение .
Можно привести несколько примеров толкования правовых норм. Процесс применения норм гражданского права невозможен вне процесса толкования, из которого видно, что этот процесс обусловлен, как минимум, необходимостью прочитать нормы гражданского права, понять их содержание и на этой основе создать модель поведения экономических агентов, предлагаемую конкретным государством, и адаптировать ее к существующим общественным отношениям. Как видно, это именно тот случай. Кроме того, можно привести следующие примеры Основным содержанием профессиональной деятельности сотрудников организаций внутренних дел является правоприменение, но предпосылкой правоприменительного процесса является толкование норм права. Это означает, что сотрудникам необходимо знать теоретическую часть данного вопроса и уметь применять ее в своей профессиональной деятельности.
Сущность толкования нормы права - это процесс познавательной деятельности человека, направленный на уяснение сути нормы права, заложенной законодателем, применение методологии толкования и, в некоторых случаях, разъяснение смысла нормы права участникам гражданских правоотношений. Раскрытие сущности нормы права осуществляется путем изучения средств ее толкования. Эти средства можно трактовать как правила, приемы и инструменты распознавания смысла нормы права, которые используются интуитивно или сознательно для понимания правовых положений. Установление смысла, основной цели, направленности и предполагаемого результата - все это происходит в процессе толкования нормы права. Как мы понимаем, норма права - это общеобязательное правило поведения, установленное или одобренное государством. Норма права превращается в практическую деятельность, когда она становится известна обеим сторонам правоотношения и заинтересованным лицам. Толкование - это процесс понимания нормы права .
Толкование правовых норм - это деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, практиков или ученых, направленная на установление содержания правовых норм и выявление выраженной в них воли законодателя.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, были сделаны выводы о том, что:
- правовые нормы обладают признаками единой и целостной системы, но в то же время они могут быть представлены как самостоятельные элементы права. Правовые нормы создаются в процессе коллективной работы. Над созданием норм работали как ученые, так и общество. Более того, по мере развития общества и общественных отношений развиваются и интегрируются сами правовые нормы. Как и другие предметы, правовые нормы также имеют свою структуру, несколько компонентов.
-структура правовой нормы - это важный и жизненно важный компонент правовой системы. Она четко показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Гипотезы, диспозиции и санкции также являются важными элементами структуры правовых норм.