Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Владение речью является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и образования детей. Развитие языка наиболее тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира и развитием личности в целом. Развитие связной речи является центральной задачей языкового образования детей. Это связано, прежде всего, с его социальным значением и его ролью в формировании личности.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрыты в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина. Над этой проблемой работали преподаватели Л.А. Венгер, В.В. Гербова, А.В. Запорожец, Е.П. Короткова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, Г.М. Лямина, Н.Н. Подъякова. Методика обучения монологической речи была усовершенствована и дополнена исследованиями Е.П. Коротковой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой.
Одним из наиболее эффективных методов развития и формирования связного языка является ознакомление старших дошкольников с культурой, традициями и обычаями своего родного народа и народов ближайшего национального окружения. Для дошкольников, посещающих дошкольные образовательные учреждения, знакомство с национальной культурой является одним из важнейших методов развития связного языка и формирования личности ребенка. Приобщение детей к культуре родного народа и культуре народов непосредственного национального окружения позволяет ребенку познавать окружающий мир, развивать чувство привязанности и ответственности за свою родину, воспитывать свободного, творческого, толерантного человека, который ценит культуру родного народа и культуру народов ближнего зарубежья. Знает и уважает народы ближайшего национального окружения. Как отмечал академик Д.С. Лихачев: «Среда, созданная культурой его предков, важна для жизни человека... культурная среда... это необходимо для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к своей родине, для его моральной самодисциплине и его социальности. Именно традиции и обычаи народа являются богатейшим источником высоких чувств – моральных, интеллектуальных, эстетических. Знакомство с красотами родной земли, традициями и обычаями народа положительно сказывается на связной речи дошкольников. При знакомстве детей с обычаями и традициями народа активизируется их речь, пополняется словарный запас, развиваются образность и выразительность речи, обогащается художественный и языковой опыт.
Над этой проблемой работали Р.Л. Агишева, Ф.Г. Азнабаева, Р.Х. Гасанова, Г. Г. Галиева, Р.Г. Давлетбаева и З.Г. Нафикова.
В связи с вышеизложенным проблема развития связной речи у детей 4-5 лет в процессе знакомства с традициями и обычаями народа актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.
Тема исследования: использование игрушек при обучении детей в возрасте 4-5 лет для развития связной речи.
Целью исследования является выявление эффективных методов и средств работы педагога по использованию игрушек в качестве средства развития связной речи у детей 4-5 лет.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на развитие связной речи у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: методы использования игрушек как средства развития связной речи у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей среднего дошкольного возраста будет успешным, если:
- изучается содержание и специфика работы учителя по использованию игрушек;
- разрабатывается педагогическая технология обучения развитию связной речи у детей 4-5 лет с помощью игрушки.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятие и описать виды игрушки как средства развития связной речи у детей 4-5 лет.
3. Определить особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Проанализировать общеобразовательные программы дошкольных учреждений по развитию связной речи у детей в возрасте 4-5 лет.
5. Рассмотреть игровые методы и приемы с использованием игрушки в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
6. Изучить ценность игрушки-говорушки как средства по развитию речи ребенка.
7. Рассмотреть применение игрушки при обучении описательному рассказу с целью развития речи.
В этой работе были использованы следующие методы исследования:
теоретический - изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;
эмпирический - беседа и наблюдение;
статистика - обработка количественных данных.
Практическое значение: исследование заключается в разработке способов использования игрушек для детей в возрасте 4-5 лет для развития связной речи, которые могут использоваться студентами колледжей в производственной практике и воспитателями дошкольных учреждений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
1.1. Понятие и характеристика игрушки как средства развития
связной речи у детей 4-5 лет
Игрушки - это специально изготовленные предметы, предназначенные для игр как для детей, так и для взрослых. Главная особенность игрушки заключается в том, что она обобщает типичные черты, свойства предмета в зависимости от того, какой ребенок воспроизводит определенные действия во время игры.
Игрушка как особый объект игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества и является доступным культурным средством, которое с раннего возраста стало средством организации самостоятельной деятельности и определения зоны следующего развития, то есть перехода от совместной деятельности со взрослым к индивидуальной. Самостоятельная деятельность ребенка с игрушкой обычно называется игрой. Поэтому характеристики игрушек, которые даются детям и которыми взрослый демонстрирует игровые действия, имеют большое значение для развития игры.
Таким образом, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, которая рассматривается как особая форма передачи и развития культурного опыта, отражающего особенности жизни детей в обществе. Игрушка - это особый психологический инструмент, который конкретизирует задачи психологического и личностного развития в каждый возрастной период. Игрушка как культурный объект важна как для развития психических функций и когнитивных процессов, так и для формирования личности ребенка.
Игрушки и игровые принадлежности должны соответствовать возрасту ребенка и уровню его развития. Хорошо известно, что детям легче учиться на знакомых игрушках и игровых материалах. Почему? Только с ними ребенок всегда пытается придумать что-то новое, более сложное.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
4. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
5. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
6. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
7. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 c.
8. Грибова, О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи / О.Е. Грибова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
9. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
10. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
11. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
12. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
13. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.
14. Зикеев, А.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. - М.: Владос, 2013. - 143 c.
15. Зикеев, А.Г. Русский язык. 3 кл. В ч. Ч. 2. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. - М.: Владос, 2013. - 143 c.
16. Зиновьева, Л.А. Говорите по-английски! Speak English!: Развитие навыков устной речи / Л.А. Зиновьева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 239 c.
17. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
18. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
19. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
20. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
21. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.
22. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
23. Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 176 c.
24. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. - М.: Эксмо, 2012. - 112 c.
25. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c.
26. Кравченко, А.П. Говорите по-немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А.П. Кравченко. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 285 c.
27. Кравченко, А.П. Говорите по-немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А.П. Кравченко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 118 c.
28. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.
29. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
30. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.