Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (далее – Конституция Российской Федерации), провозглашает страну социальным государством. Фундаментальная цель государства всеобщего благосостояния состоит в том, чтобы создать среду, позволяющую реализовать социальные права, согласовывая практические условия жизни человека с его официально провозглашенными правами. Как социальное государство Российская Федерация взяла на себя обязательство по обеспечению благосостояния своих граждан, при этом центральным аспектом социальной защиты является обеспечение средств к существованию (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 20-П от 16 декабря 1997 г.). Таким образом, позиция Конституционного Суда более чем двадцатилетней давности подчеркивает необходимость предоставления основных средств к существованию по мере необходимости, поскольку их отсутствие ставит под угрозу человеческую жизнь.
Повышенное внимание государства к благополучию ветеранов Великой Отечественной войны привело к усилению мер социальной политики, направленных на их поддержку. Однако реализация мер социального обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны на практике вызывает проблемы, что подчеркивает значимость данного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу социальной поддержки ветеранов.
Предмет исследования включает в себя:
− нормы права социального обеспечения;
− судебную практику по вопросам социальной поддержки ветеранов;
− научные публикации по исследуемым вопросам.
Цель данной работы – правовой анализ социальной поддержки ветеранов.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
дать общую характеристику мер социальной поддержки ветеранов;
охарактеризовать вопрос правового регулирования социальной поддержки ветеранов;
в заключении сделать выводы по проведенному исследованию.
При написании настоящей работы в качестве базового использован традиционный для всех юридических наук диалектический, общелогический, исторический, системно-структурный методы и метод функционального анализа. В качестве частно-научных использован формально-юридический метод исследования. Кроме того, были задействованы сравнительно-правовой, а также метод конкретно-социологических исследований.
Теоретической базой исследования послужили труды Ю.В. Беляниновой, О.А. Гуриной, Н.А. Захаровой, А.Н. Евлаева, С.А. Зубкова, А.В. Ефремова, Н.А. Казибековой, О.А. Городова, А.К. Губаевой, М.Н. Долгополого, И.А. Слобцова, О.В. Шашковой, Н.В. Шашмуриной и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ
1.1. Понятие и категории ветеранов
В России понятие ветеранов относится к лицам, которые служили в вооруженных силах Российской Федерации или ее предшественника, Советского Союза, и впоследствии были демобилизованы или уволились с военной службы. В России существует несколько категорий ветеранов, в том числе:
Ветераны Великой Отечественной войны: это ветераны, служившие в советских вооруженных силах во время Второй мировой войны, которая в России известна как Великая Отечественная война. Эта категория ветеранов пользуется большим уважением в России, и для них доступно множество государственных программ и льгот.
Ветераны боевых действий: это ветераны, участвовавшие в боевых действиях, в том числе в военных конфликтах, таких как советско-афганская война, чеченские войны и конфликты на Кавказе.
Ветераны службы: это ветераны, служившие в вооруженных силах, но не участвовавшие в боевых действиях. Они могли выполнять административные или вспомогательные функции или пройти обязательную военную службу.
Инвалиды войны: это ветераны, получившие травмы или инвалидность в результате прохождения военной службы. Они могут иметь право на дополнительные льготы и поддержку.
Ветераны труда: в эту категорию входят лица, работавшие в отраслях или по профессиям, которые имели решающее значение для советского или российского государства, например, шахтеры, фабричные рабочие и сельскохозяйственные рабочие. Эти люди имеют право на определенные льготы и почести.
Понятие «ветеран» можно рассматривать, как общий статус гражданина, а отнесение его к определенной категории является его специальным статусом, определяющим юридические возможности, особенности и специфику правового положения конкретного гражданина в зависимости от его заслуг в различных сферах общественной деятельности .
На основании изложенных положений можно сделать вывод, что статус ветерана и присвоенная ему категория, определяемые законодателем, определяют набор дополнительных прав, социальных гарантий и мер поддержки, предоставляемых государством отдельным группам граждан. Эти льготы направлены на обеспечение ветеранам достойного уровня жизни, признания их службы и уважения в обществе. Однако то, что представляет собой «достойный уровень жизни», является понятием субъективным и конкретно законодательством не определено. В этом контексте под «достойной жизнью» следует понимать материальную обеспеченность, отвечающую современным общественным стандартам, обеспечивающую доступ к социальным, культурным и материальным благам.
Закон признает заслуги ветеранов в деле защиты Отечества, безупречную военную службу, иную государственную службу и многолетний добросовестный труд путем их разделения на пять групп: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР. Российской Федерации и других государств, ветеранов военной службы, ветеранов гражданской службы и ветеранов труда.
В России социальная поддержка ветеранов является ключевым приоритетом для государства, и существуют различные программы и льготы для оказания им помощи. К числу основных форм социальной поддержки ветеранов в России относятся:
Пенсии: Ветераны имеют право на государственные пенсии, размер которых обычно зависит от стажа работы и звания.
Здравоохранение: Ветераны имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в государственных больницах и клиниках. Это включает как стационарное, так и амбулаторное лечение, а также доступ к лекарствам.
Жилье: Ветераны могут иметь право на жилищные льготы, включая субсидируемое или бесплатное жилье.
В целом, российское правительство придает большое значение поддержке ветеранов, и существует множество ресурсов для оказания им помощи в различных аспектах их жизни.
1.2. Понятие и классификация мер социальной поддержки ветеранов
Содержание социальной поддержки ветеранов, которая включает в себя комплексную систему мер, раскрыто в пункте 1 статьи 13 Закона о ветеранах. Эти меры включают:
Обеспечение пенсиями и пособиями
Ежемесячные денежные выплаты
Доступ и обслуживание жилых помещений
Оплата коммунальных услуг
Медицинские, протезно-ортопедические услуги
В российском законодательстве отсутствует общепринятое определение термина «социальная поддержка». Даже в нормативных правовых актах, в которых используется этот термин, четкое определение отсутствует. Например, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» термин «социальная поддержка» отождествляется с понятием «социальная защита». ." В тексте уточняется, что «дополнительные гарантии социальной поддержки» - это законодательно закрепленные дополнительные меры, направленные на обеспечение социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, получающих очное профессиональное образование (статья 1). Это понимание также очевидно в Законе о ветеранах. Глава II называется «Социальная защита ветеранов», но в тексте главы используется термин «социальная поддержка». Мы считаем, что социальную поддержку следует рассматривать как форму социальной защиты населения.
В большинстве нормативных правовых актов социальная поддержка не определяется, а лишь перечисляются ее основные меры. Например, в части 1 статьи 18 Закона об иммунопрофилактике (Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ) перечислены следующие меры: получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности.
– Социальная поддержка - термин, используемый для описания разовых или эпизодических мероприятий, помогающих людям в преодолении кратковременных трудных жизненных ситуаций, вызванных нарушениями здоровья, когда нет признаков социальной недостаточности. Его можно разделить на различные группы, в том числе материально-экономические, социально-бытовые, организационно-правовые, коммуникативно-психологические, профессионально-трудовые, в зависимости от содержания. В зависимости от характера деятельности социальная поддержка может быть постоянной, периодической или ситуативной. В основном он направлен на оказание помощи уязвимым социальным группам, испытывающим затруднения в силу таких объективных факторов, как возраст, инвалидность, сиротство и др. Однако термин распространяется и на другие категории, в том числе выполняющие общественно значимые функции или имеющие особые заслуги перед государством, такие как медицинские и фармацевтические работники, так и ветераны.
– Конституционные основы социальной поддержки ветеранов заложены в статье 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей страну социальным государством. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует всем гражданам социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других случаях, установленных законом. Он также предусматривает законодательное установление государственных пенсий и пособий, поощряет добровольное социальное страхование, способствует созданию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
1.3. Система государственных органов и иных организаций, обеспечивающих социальную защиту ветеранов
В общем плане под реализацией государственной политики понимаются конкретные действия, предпринимаемые для достижения поставленных целей, осуществляемые как органами государственной власти, так и обществом в целом. Чтобы углубиться в реализацию государственной политики в отношении ветеранов, полезно рассмотреть роль различных органов и организаций, участвующих в ней.
Одной из таких организаций является Комиссия по делам ветеранов, созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1200. На данную Комиссию возложена задача реализации государственной политики в отношении ветеранов.
Другой важной организацией является Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Этот центр был создан Постановлением Правительства Российской Федерации № 317 от 14 марта 1997 года после преобразования Российского государственного морского историко-культурного центра (Морской центр). На Государственный военный историко-культурный центр возложены задачи по разработке и реализации военно-исторических, мемориальных, культурно-просветительских программ и планов мероприятий. Он также поддерживает и консолидирует движения ветеранов войны, военной службы и правоохранительных органов, уделяя особое внимание военно-патриотическому воспитанию молодежи и повышению обороноспособности страны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Еще одним органом, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отношении ветеранов, является Российский оргкомитет «Победа».
Этот комитет создан Указом Президента Российской Федерации № 1441 от 5 августа 2000 г. и занимается решением вопросов, связанных с делом ветеранов . На комитет возложены различные задачи, в том числе рассмотрение заявок на присвоение почетного звания «Город воинской славы» городам России, разработка предложений по приоритетным направлениям государственной политики в области патриотического воспитания, участие в экспертизе проектов законов и подзаконных актов, касающихся патриотического воспитания. образования и ветеранского дела, а также участие в разработке федеральных целевых программ патриотического воспитания.
Департамент демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации также играет важнейшую роль в разработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в отношении ветеранов. Данный отдел действует на основании Положения, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 октября 2012 г. № 323 . Департамент курирует комплекс вопросов, связанных с социальной поддержкой ветеранов и их семей, а также социальным обслуживанием ветеранов. В его основные задачи входит содействие взаимодействию с региональными властями по вопросам социальной защиты населения, в частности ветеранов, социального обслуживания и предоставления социальных услуг. Департамент готовит предложения по нормативно-правовому регулированию мер социальной поддержки ветеранов и членов их семей в пределах своей компетенции.
Кроме того, Департамент взаимодействует с другими подразделениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации по разработке проектов нормативных документов, в том числе касающихся социальной поддержки ветеранов и их семей.
Также обеспечивается выполнение функций Министерства по улучшению социально-экономического положения ветеранов в памятные даты военной истории страны.
Реализация государственной политики в отношении ветеранов Вооруженных Сил России имеет большое воспитательное значение и играет существенную роль.
В приказе Министра обороны РФ от 31 августа 2005 года №365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации с общественными объединениями ветеранов» отмечена недооценка степени влияния общественных объединений ветеранов на социально-политическую ситуацию в регионах дислокации войск (сил), их роли в работе по патриотическому воспитанию молодежи, укреплению авторитета Вооруженных Сил, повышению престижа военной службы, а также указано на недостаточное внимание решению социальных проблем ветеранов и их семей. Для устранения этих недостатков реализованы следующие полномочия:
Анализ вопросов взаимодействия с ветеранскими объединениями для определения приоритетных направлений деятельности военного управления и совершенствования патриотического воспитания военнослужащих.
Использование высокого духовного потенциала и боевого опыта участников Великой Отечественной войны, в том числе в воинских частях и соединениях, укомплектованных на контрактной основе.
Привлечение лидеров ветеранских объединений к обсуждению вопросов патриотического воспитания в Российской Федерации.
Противодействие попыткам фальсификации истории Второй мировой войны и умалению значения победы над фашизмом.
Этого можно добиться за счет более активного использования военных средств массовой информации и других имеющихся ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168. 2000. № 2. Ст. 161. 2004. № 35. Ст. 3607. Российская газета. № 1-3. 05.01.2000.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» //Российская газета. № 234. 02.12.1995.
3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с посл. изм. 20г.) // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 19.07.1999. № 29. Ст. 3699. Российская газета. № 142. 23.07.1999.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4831. Российская газета. № 247. 20.12.2001.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
7. Федеральный закон от 01.11.2007 № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» // СЗ РФ. 05.11.2007. № 45. Ст. 5421.
8. Постановление Правительства РФ от 17.11.2004 № 646 «Об утверждении правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Федеральных учреждениях здравоохранения» // СЗ РФ. 22.11.2004.
9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 7. 14.02.2005. Российская газета. № 31. 16.02.2005.
Научная и учебная литература
10. Белянинова, Ю.В., Гурина, О.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (постатейный) [Текст] / Под ред. Т.С. Гусевой // Система «Гарант», 2013.
11. Белянинова, Ю.В., Гурина, О.А., Захарова, Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (постатейный) [Текст] / Под ред. Т.С. Гусевой // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
12. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. С. 219-235.
13. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 2017. С. 16.
14. Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. № 10. 2018. С. 6-16.
15. Евлаев, А.Н., Зубков, С.А. Поддержка ветеранов ВОВ механизмами социального партнерства [Текст] / А.Н. Евлаев, С.А. Зубков // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. -2016. - №1. – С. 136-146.
16. Ефремов, А.В. О некоторых актуальных правовых вопросах, связанных с выдачей гражданам удостоверений ветерана Великой Отечественной войны [Текст] / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах. - 2012. - №6. – С. 68-71.
17. Зверева В.А. Проблемы взыскания с казны субъекта Российской федерации // Финансовое право. 2019. № 12. С. 31.
18. Исайчева Е.А. Право социального обеспечения. Ответы на экзаменационные вопросы. –М.: Экзамен, 2020. С. 286.
19. Казибекова, Н.А. Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации [Текст] / Н.А. Казибекова // Транспортное дело России. - 2019. - №2. – С. 15-17.
20. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М.: Экономика, 2020. С. 69, 129-130.
21. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2019. № 2. С. 46.
22. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / О.А. Городов, А.К. Губаева, М.Н. Долгополый и др.; под ред. О.А. Городова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
23. Корякин В.М. О правах и льготах ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. № 4. 2019. С. 21.
24. Корякин В.М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации // За права военнослужащих. 2020. С. 12.
25. Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. - М., 2019. С. 25-34.
26. Льготы. Систематизированный перечень: Условия и порядок предоставления. Категории граждан. Нормативные акты. // Авторы-сост. Е.Е. Иванова, М.В. Кузнецов, С.Г.Ляпунов и др.– М.: Право и Закон, 2016. С. 460.
27. Мартышин, О.В. Идея социального государства и ее противники [Текст] / О.В. Мартышин // Государство и право. - 2021. - №12. – С. 5-15.
28. Мачульская, Е.Е., Добромыслов, К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум [Текст] / Е.Е. Мачульская, К.В. Добромыслов. – М.: Книжный мир, 2020. – 416 с.
29. Мидонова Е.А. Формы защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. 2019. № 8. С. 52.
30. Право социального обеспечения России: учебник [Текст] / Отв. ред. К.Н. Гусов. – М.: Проспект, 2020. – 640 с.
31. Слобцов, И.А., Шашкова, О.В., Шашмурина, Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (постатейный) [Текст] / И.А. Слобцов, О.В. Шашкова, Н.В. Шамшурина // СПС «КонсультантПлюс», 2020.
32. Элланский, Ю.Г., Меметов, С.Я. Организация социальной защиты населения [Текст] / Ю.Г. Элланский, С.Я. Меметов. – М.: Норма, 2015. – 272 с.