Фрагмент для ознакомления
2
Человечество на протяжении многих веков пыталось найти способы к разрешению противоборств и противоречий. С развитием конфликтологической науки в 19 веке можно было предположить, что люди приближаются к выявлению путей разрешения конфликтов, однако с появлением нового технологического уклада многие достижения ученых отбрасываются назад в связи с образованием новой формы конфликтной ситуации – виртуальный конфликт.
Во время глобализации Интернета россияне не остались в стороне и присоединились к данному движению. Это в последствии привело нас к тому, что выраженная агрессия народа России стала проявляться не только в жизни, но и в сети, а также распространилась как на жителей других стран, так и на друг на друга, что не раз было замечено многими пользователями социальных сетей.
Актуальность заданной темы заключается в том, что в эпоху технического прогресса большое количество внимания СМИ и общества уделяется конфликтам, разворачивающимся на территории «Всемирной паутины». Данное явление изучается повсеместно, однако остается открытым вопрос о высоком уровне конфликтного поведения российского Интернет-сообщества.
Концепция социальных средств виртуального конфликта из-за своей новизны также требует более пристального внимания и строгого похода. Прежде всего, чтобы доказать его состоятельность, необходимо понять, чем именно социальные средства вещественных конфликтов отличаются от виртуальных, поддерживаемых через Интернет-пространство, и каковы конкретные отличия таких средств конфликта.
Средства виртуальных конфликтов, вероятно, являются первыми средствами, которыми человечество обладает и применяет, но все еще не полностью понимает и не контролирует. Это делает исследование конфликтов в Сети не просто вспомогательной частью в решении конфликтов, а ее важнейшей частью.
На сегодняшний день ни для кого не является секретом, что любой человек, начиная с начальной школы и заканчивая преклонным возрастом, проводит большую часть времени в Сети. Среднестатистический российский пользователь проводит около 8 часов в Интернете, что на один час больше среднего значения по всему миру. Данные временные рамки на много обходят такие популярные виды досуга, как телевизор или книги.
Вышеизложенное дает возможность выдвинуть проблему исследования. В связи с этим можно сказать, что человек оставляет часть своей жизни в Интернете. Этим может являться работа, личная жизнь, хобби и многое другое, поэтому под прицел кибератак попадают все сферы жизни. При этом «жертвой» может стать любой – от простого рабочего или школьника до государственного служащего и знаменитости.
Россия же, в свою очередь, являясь страной развитой и демократической, предоставляет пользователям открытую площадку для полемик, что, конечно же, не могло не привести к появлению конфликтов в Сети. Более того, происходящие в Интернете противоборства имеют свойства вытекать в реальную жизнь, создавая еще более проблемную ситуацию.
Для решения поставленной проблемы ставится цель – выявление причин повышенной конфликтогенности сетевого общества России. С учетомвыше упомянутой цели становится необходимым решение следующих задач:
- раскрыть определение и анализ ключевых терминов;
- рассмотреть особенности конфликтного поведения в Сети;
- изучить виды и формы конфликтов в Сети;
- провести анализ конфликтогенности на примере политического дискурса;
- дать общую характеристику и методы экспериментального исследования;
- осуществить проведение экспериментального исследования;
- провести анализ результатов экспериментального исследования .
Объектом исследования является конфликты в Интернете.
Предметом данной научной работы выступают особенности возникновения конфликтов в Интернет-пространстве России.
В качестве теоретической базы выбраны работы таких ученых, как Анцупов А.Я, Шипилов А.И., А. А. Напалков, Внебрачных Р. А, Ковальски Р., Лимбер С., П. Агатстон и других.
Для исследования применяются общие методы, включающие в себя сравнительно-сопоставительный метод, анализ и синтез литературы и научных источников, посвященных изучению конфликтному поведению российского общества, а также непосредственно конфликтам в Интернете. Использование подобных методов обеспечивают решение поставленных задач и, как следствие, достижение цели.
Вышеупомянутые методы отсылают к вторичному характеру исследовательской работы, достоверность которой будет доказана далее в работе.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список источников.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ В ИНТЕРНЕТЕ
1.1.Определение и анализ ключевых терминов
Исследование конфликта является задачей многих междисциплинарных наук. Это позволяет нам понять, что конфликт распространяется на все сферы жизни, включая Интернет-пространство.
Интернет является социальной средой, поскольку «Интернет образует особый социальный институт в системе средств массовой коммуникации и структуре общества в целом, имеющий внутреннюю организацию, позиции и роли, нормы и ценности, характерные для этого института, и выполняющий определенные функции по отношению к личности и обществу » - А.А. Напалков. Соответственно, Интернет, имея социальный характер, ни может не формировать в себе конфликты.
В работах многих ученых не находится определение понятию «конфликт в Интернете», поэтому в первую очередь необходимо определить значение данному термину в контексте этого исследования. По определению А. Я. Анцупова и А.И. Шапилова конфликт – борьба между отдельными людьми или группами, а также конфликтом они называют наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон .
Данное понимание конфликта помогает понять социологическую сторону конфликта, однако исключает его психологические характеристики. В то же время по В.В. Скворцову конфликт - активное столкновение тенденций, оценок, принципов, мыслей, характеров, воззрений, эталонов поведения . Таким образом, мы понимаем обе стороны понятия «конфликт».
Исходя из приведенных выше терминов можно выделить собственнопонятие конфликту в Сети – это борьба между индивидами или группами лиц за свои интересы и ценности на виртуальной площадке, преимущественно происходящие словесно, а также в аудио или видео формате. Субъекты конфликта при этом в течение самого конфликта чаще всего не встречаются в реальной жизни.
Говоря о термине виртуального конфликта нельзя не упомянуть о понятии «конфликтогенность». В значении одного человека под конфликтогенностью понимают его предрасположенность к созданию конфликтных ситуаций, грубое поведение и отрицательные качества характера, в числе которых бестактность, недоброжелательность, самовлюбленность и тому подобное.
Подобное восприятие слову «конфликтогенность» применимо и к большой толпе людей, однако более точным будет определить термин, относящийся конкретно к социуму. Итак, согласно словарю, под конфликтогенностью социума понимают деструктивный потенциал общества, связанный с нарушением сложившихся связей и отношений, ростом социальной напряженности, нарастающих противоречий в экономической и политической сферах, деградацией социальных отношений .
Конфликтогенность процессов изменения социальной структуры российского населения означает возможность формирования конфликтных ситуаций, которые при определенных условиях могут перейти в конфликты. Формирование конфликтных детерминант увеличивает возможность такого перехода.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахренова Н.А. Теоретические основы Интернет-лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. - 2019. - № 10 (28). - C. 22-26.
2. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации / А.Н. Баранов. - М.: Знание, 2021. - 64 с.
3. Белозерова Н.Н. Мир реальный и мир виртуальный: две экологические системы / Н.Н. Белозерова. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. университета, 2020. - 252 с.
4. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокуль-турологический аспект. – 2020. - С. 63-67.
5. Галичкина Е.Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство / Е.Н. Галичкина. -Волгоград: Парадигма, 2019. - 322 с.
6. Городецкий Б.Ю. К типологии коммуникативных неудач // Диалоговое взаимодействие и представление знаний. – 2020. - С. 64-80.
7. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. – 2021. - С. 217-237.
8. Ермакова О.Н., Земская Е.А. К построению типологии коммуникативных неудач // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. – 2020. - С. 30-63.
9. Кузьменкова Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде / Ю.Б. Кузьменкова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2019. - 48 с.
10. Лазарева Э.А., Горина Е.В. Теория защит А. А. Реформатского в современных средствах массовой коммуникации // Проблемы образования, науки и культуры. - 2020. - № 4. - С. 135-143.
11. Лазуткина Е. М. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы // Культура русской речи: учебник для вузов. – 2019. – С. 52-59.
12. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие / Н.И. Леонов. - СПб.: Питер, 2019. - 240 с.
13. Мазилов В. А. Методология отечественной психологической науки: основные направления исследований и разработок // Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). - 2020. - С. 174-191.
14. Нагорняк А.А. Виды коммуникативных неудач в ситуациях межкультурного общения // Международный журнал экспериментального образования. Филологические науки. - 2018. - № 7. - С. 95-99.
15. Пушина Н.И., Маханькова Н.В., Широких Е.А. Речевая конфликтология: коммуникативные неудачи в межкультурной коммуникации: учебное пособие / Н.И. Пушина. - Ижевск: Удмуртский университет, 2019. - 164 с.
16. Рыжков М.С. К вопросу об онтологии транспарентных речевых стратегий участников интернет-дискурса // Вестник Башкирского университета. Сер. «Филология и искусствоведение». - 2019. - Т. 14, № 2. - С. 467-470.
17. Чудинов А.П. Политическая лингвистика / А.П. Чудинов. - М.: Флинта Наука, 2019. - 256 с.
18. Crystal D. Language and the Internet. - Cambridge: University Press, 2019. - 304 p.
19. Lakoff R. Logic or Politeness: or minding your P's and Q's // Papers from the 9th Regional Meeting, Chicago Linguistic Society. – 2020. - P. 292-305.
20. Samovar L.A., Porter R.E. Intercultural Communication. A Reader. 10th edition. - Wadsworth, 2020. - 484 p.