Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В большинстве российских компаний существующая организационная структура развивается стихийно, а система управления, основанная на предыдущем опыте и мировоззрении лидера, не оптимальна.
Кроме того, до недавнего времени метод построения организационной структуры характеризовался недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу организационных форм, использовавшихся в прошлом. Исходные факторы формирования структуры часто интерпретируются слишком узко: количество сотрудников, а не цели организации; набор постоянных институтов, а не изменение их состава и состава в различных условиях.
Глава 1. Тенденции развития отрасли и движущие силы организационных изменений для компаний розничной и оптовой отрасли
1.1. Цифровизация как движущая сила изменения технологий и бизнес–процессов
Цифровизация неизбежна. На основе представленной темы управления изменения организаций в век информационных технологий и инноваций возникает вопрос: «Почему соучредитель lamoda присоединился к компании «Магнит»?»
Соучредитель интернет-магазина Lamoda станет генеральным директором сети «Магнит» и займет пост одного из трех заместителей управляющего директора компании [5, с. 162-187].
По словам ритейлера, новая команда возглавит процесс цифровой трансформации «Магнита». Обязанности Ф. Янсена в качестве генерального директора будут включать офис цифровой трансформации, проектный офис, ИТ и новые технологии, расширенный анализ и большие данные, маркетинг, включая цифровые продукты, лояльность и CRM, а также многоканальные сервисы и другие функции.
«До сих пор «Магнит» не проявлял активности в области цифровых технологий, онлайн-коммерции и инноваций. Мы фокусируемся на повышении эффективности традиционных форматов и общей работы компании, а также на улучшении услуг, которые мы предоставляем нашим клиентам. Нам еще предстоит пройти долгий путь, но пришло время сделать важный шаг в цифровую эпоху», - сказал Я. Даннинг, президент и главный исполнительный директор «Магнита» [12, с. 142-164].
1.2. Гуманизация как движущая сила организационных изменений компаний отрасли
Гуманизация - это часть цифровизация. 15 июля 2021 года «Магнит» объявил о создании отдельного подразделения по развитию проектов электронной коммерции и соответствующей инфраструктуры. Его возглавляет А.Лукашевич, бывший генеральный директор Delivery.
Как сообщает пресс-служба «Магнита», А. Лукашевич назначен директором по электронной коммерции. Он будет отвечать за развитие онлайн-каналов продаж ритейлера и будет подчиняться непосредственно управляющему директору Я. Даннингу [10, с. 23-64].
Комментарии директора по поводу реструктуризации компании заключаются в следующем: «У «Магнит» амбициозные планы по развитию своего основного офлайн-бизнеса и электронной коммерции. Мы продолжаем развивать множество успешных проектов в этих двух сферах бизнеса и надеемся быстрее продвигаться в этих направлениях. Это также относится к ИТ-инфраструктуре, которую необходимо быстро развивать и эффективно интегрировать в ключевые бизнес-процессы компании. Организационные изменения поддержат наш план».
Помимо электронной коммерции, в отдельном блоке «Магнит» уделяет особое внимание развитию IT-технологий и инфраструктуры, а также передовому анализу и BigData.
1.3. Партнерство бизнеса, органов государственной власти и некоммерческих организаций как движущая сила организационных изменений
«Магнит» является одной из ведущих розничных сетей в российской торговле продуктами питания и занимает лидирующие позиции по количеству магазинов и географическому расположению.
Компания представлена примерно в 4000 точках, а магазины компании ежедневно посещают почти 16 миллионов человек. «Магнит» подходит для многоформатных моделей, включая круглосуточные магазины, супермаркеты, аптеки и небольшие магазины. По состоянию на 30 июня 2022 года у компании 26 731 торговая точка в 67 регионах России. Межформатная программа лояльности сети насчитывает более 63 миллионов участников.
«Магнит» - уникальная компания среди российских ритейлеров. При продаже продуктов магазины розничной сети занимаются производством продуктов питания под собственными торговыми марками. Эта компания управляет несколькими овощеводческими, продуктовыми и кондитерскими предприятиями. Логистическая инфраструктура компании включает 45 распределительных центров и 5412 транспортных средств.
Глава 2. Анализ деятельности и диагностика необходимости организационных изменений компании «Магнит»
2.1. Характеристика направлений деятельности компании «Магнит»
«Магнит» — сеть розничных магазинов, третья по выручке частная компания России. Основана в 1997 году Сергеем Галицким, владевшим и управлявшим компанией на протяжении первых лет деятельности, с 2021 года крупнейший акционер — инвестиционная компания Marathon Group А. Винокурова [18, с. 184-197].
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
1.Оптовая торговля: молочными продуктами; пищевыми маслами и жирами; безалкогольными и алкогольными напитками; сахаром; сладкими кондитерскими изделиями; кофе; чаем; обработанными пищевыми продуктам; мука и макаронные изделия; крупы; соль; туалетное мыло и чистящие средства.
2.Розничная торговля: в основном продукты питания, включая напитки и табак; алкогольные напитки, за исключением пива; другие розничные товары.
3.Производство: мясопродукты и птицеводство; готовые изделия и консервы из мяса, птицы, мясных субпродуктов; мясо и пищевые субпродукты домашней птицы; переработка и консервирование рыбы и морепродуктов; переработка и консервирование картофеля; переработка и консервирование овощей; производство сушеных хлебобулочных изделий и конфет для длительного хранения муки.
4.Предоставление дополнительных услуг: термическая обработка и другие способы переработки мясопродуктов; изготовление кулинарных изделий и кондитерских изделий.
5.Профессиональные и непрофессиональные автомобильные грузоперевозки; аренда автомобильных грузоперевозок с водителями.
2.2. Анализ организационно-экономических показателей деятельности компании «Магнит»
Глава 3. Проект организационных изменений повышения рентабельности компании «Магнит»
3.1. Препятствия и риски на пути осуществления организационных изменений повышения рентабельности компании «Магнит»
Ситуация, сложившаяся в нашей стране к 2023 году, безусловно, влияет на деятельность всех предприятий и оказывает воздействие на их конкурентные возможности. Наибольшее влияние на предприятие оказывают экономические и политические факторы. Сюда относится неразвитость ресурсов, плохие взаимоотношения с центром, отсутствие инвесторов, готовые вкладывать деньги в развитие бизнеса, а также низкий уровень жизни населения, который с каждым годом идёт на убыль [1, с. 15-47].
К угрозам и рискам «Магнит» следует отнести дефицит государственного бюджета, сложности в привлечении финансовых ресурсов, высокие налоговые ставки, неплатежи. При задолженности в бюджет и жесткой налоговой политике фирма теряет значительную часть прибыли. При этом все зависит от покупательской способности населения [8, с. 12-35].
К возможностям можно отнести допустимость свободного выбора сферы и направлений хозяйственной деятельности, применение новых технологий, производство новых видов продукции. Основные факторы изменений непосредственного окружения и их влияние на предприятие представлены в таблице 7.
Была поставлена задача - производство и реализация качественной продукции, установление надежных деловых длительных связей со всеми контрагентами рынка, что позволяет предприятию динамично развиваться, оставаться финансово независимым и устойчивым и обеспечивать справедливую максимальную прибыль [18, с. 184-197].
Для того, чтобы разработать стратегию компании, проанализируем модель пяти сил М. Портера. Как известно из теории стратегического менеджмента, теория Портера используется для возможных неблагоприятных событий, которые могут оказать влияние на бизнес в будущем (см. табл. 8) [3, с. 44-67].
3.3. Экономическая оценка предложенных в рамках модели мероприятий
Благодаря научному подходу в решении любых проблем, опираясь на инициативную, с высокой отдачей работу менеджеров, специалистов и рабочих всех трудовых коллективов, компания проводит режим жесткой экономии, рачительного расходования всех видов ресурсов и добивается рентабельности производства [5, с. 162-187].
Таким образом, услуги, уже предлагаемые услуги «Магнит» нуждаются лишь в поддержании спроса. В противном случае они могут перейти в категорию «дойных коров» или «собак», что ознаменует их недееспособность[3, с. 44-67].
Заключение
В завершении отметим, что цель исследования была достигнута.
В рамках первой главы приведем следующее:
В настоящее время большая часть данных «Магнита» находится во внутренних и внешних центрах обработки данных. Компания надеется постепенно перейти на облако. К концу первой половины 2023 года «Магнит» надеется перевести две критически важные системы в российское облако и перенести до 20% сервисов компании к концу года.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агафонов, В.А. Управленческие концепции и бизнес-модели в России / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2021. - 350 c.
2. Акмаева, Р.И. Управленческие решения в рамках организационных изменений и их роль / Р.И. Акмаева. - М.: Русайнс, 2021. - 189 c.
3. Бараненко, С.П. Стратегическое управление и его использование в менеджменте / С.П. Бараненко. - М.: Центрполиграф, 2019. - 480 c.
4. Белкин, В. Г. Проблемы использования ресурсной теории в стратегическом управлении // Менеджмент в России и за рубежом. - 2020. - № 2. - С. 13-27.
5. Веселков, С.Н. Управление бизнесом в России в 21 веке / С.Н. Веселков. - М.: Юнити, 2019. - 606 c.
6. Волкогонова, О.Д. Теоретические основы стратегического менеджмента / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: Форум, 2020. - 240 c.
7. Гуськов, Ю.В. Управление бизнесом в рыночных условиях / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, 2019. - 448 c.
8. Дамодаран, А. Методика управления стратегическим риск-менеджментом / А. Дамодаран. - М.: Вильямс И.Д., 2021. - 496 c.
9. Зайцев, Л.Г. Исследование стратегического управления / Л.Г. Зайцев. - М.: Магистр, 2019. - 960 c.
10. Котлер, Ф. Теория Котлера в анализе стратегического менеджмента / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 132 c.
11. Купцов, М.М. Основы стратегического менеджмента и маркетинга / М.М. Купцов. - М.: Риор, 2019. - 640 c.
12. Немадин, А. О французском опыте создания полюсов конкурентоспособности // Общество и экономика. - 2019. - № 5. - С. 129-134.
13. Носова, С.С. Роль менеджмента в современных фирмах / С.С. Носова. - М.: Русайнс, 2021. - 176 c.
14. Парахина, В.Н. Структура менеджмента в современных розничных компаниях / В.Н. Парахина. - М.: КноРус, 2019. - 416 c.
15. Родионова, В.Н. Применение эффективных изменений в фирме / В.Н. Родионова. - М.: Риор, 2020. - 256 c.
16. Савченко, А.Б. Менеджмент в компании розничных услуг / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
17. Сидоров, М.Н. Теоретические основы менеджмента: учебник / М.Н. Сидоров. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 145 c.
18. Фомичев, А.Н. Управление изменениями в организации на практике / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 468 c.
19. Чудновский, А.Д. Менеджмент в индустрии бизнеса / А.Д. Чудновский. - М.: КноРус, 2020. - 256 c.
Электронные источники
20. Официальный сайт «Магнит» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.magnit.ru