Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государство гарантирует гражданам свободу выбора вида занятости, работы с различными режимами труда, защиту от необоснованного увольнения, возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) и так далее. Социально-правовое государство может в полной мере являться таковым только при условии соблюдения называемых прав.
Из этого следует актуальность темы исследования, заключающаяся в том, что в настоящее время происходит множество преобразований в обществе, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека и гражданина, и возможность обеспечивать свои потребности – одна из главных составляющих благополучной жизни, обеспечение которой должно гарантировать государство. Гарантиями трудовых прав являются условия, средства и способы обеспечения реального осуществления и защиты этих прав.
Цель исследования заключается в комплексном анализе теоретических и практических вопросов, связанных с государственными гарантиями реализации права на труд. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать нормы, регулирующие предоставление права на труд;
2. Рассмотреть основные термины и понятия, связанные с гарантиями реализации права на труд;
3. Проанализировать нормативно-правовые акты и научную литературу по вопросу реализации права на труд;
4. Провести статистический анализ по проблемным вопросам и обращениям граждан.
Предметом исследования является совокупность норм законодательства Российской Федерации о реализации права на труд посредством которых осуществляется его правовое регулирование.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе реализации гражданами конституционного права на труд.
Теоретической основой данного исследования послужили труды ученых-правоведов, внесших значительный вклад в общую теорию права и трудовое право. Использовались труды Давыдовой Е. Ю, Э.С. Бондаревой, В.А. Шавина, Е.А. Чершинцевой, М.Ю. Зенкова, Т.А. Бирюковой и других ученых.
Структура исследовательской работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих восемь параграфов и заключения со списком используемой литературы.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ТРУД
Во Всеобщей декларации прав человека закреплено право каждого на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 23). Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи.
Одной из важных целей и задач правового государства является организация соответствующих условий труда. В соответствии с Конституцией Российской Федерации , которая провозглашает нашу страну социальным государством, гражданам гарантируется право на труд в условиях безопасности и гигиены. Также права на труд касаются и иные нормативные правовые акты: Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ, в статье 2 которого закреплен принцип свободы труда, включающий право на труд ; федеральные законы; иные нормативные правовые акты Российской Федерации; законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Являясь одним из основных документов, именно Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет основные положения, направления и вопросы регулирования отношений в сфере занятости населения. Трудовой кодекс определяет положения, которые регулируют заключение трудовых договоров, а также гарантии, которые предоставляются работникам, их режим труда, порядок поступления на работу и увольнения и т.д. Федеральные законы регулируют некоторые более конкретные вопросы деятельности и полномочий государственных органов, например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет порядок участия органов службы занятости в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также их содействия трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства (ст. 19). Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты, принятые федеральными органами исполнительной власти по вопросам занятости населения, относят к иным нормативно-правовым актам Российской Федерации. К ним относятся такие документы, как:
- Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ";
- Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы";
- Приказ Минтруда России от 29 июня 2012 г. N 10н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
Нормативно-правовые акты, освещающие вопросы, связанные с занятостью населения, также принимаются на уровне субъектов РФ, например,
Закон Свердловской области от 25 марта 2013 г. N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области". Ещё одну часть законодательной базы в этой сфере являются постановления, приказы и иные подзаконные нормативные правовые акты, которые принимаются органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования правоотношений занятости населения и контролирующие отдельные вопросы, входящие в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ.
Так как именно Конституция РФ является главенствующим документом, рассмотрим, в каком именно виде ею регулируются нормы, связанные с реализацией права на труд.
Статья 7 гласит:
«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Неспроста в одной статье упоминается социальное государство и непосредственно то, что связано с трудовой деятельностью, ведь для достижения того уровня развития общества, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности невозможно при нарушении права на труд. Конституция вкладывает в понятие социального государства такое его понимание, при котором государство неукоснительно движется к наиболее возможному равному распределению благ и жизненных тягот своих граждан, а также стремление к обеспечению достойного прожиточного минимума.
Статья 37 Конституции содержит следующие нормы:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».
Данные нормы перечисляют основные права и свободы, некоторыми из которых обладает все население, несмотря на различия в виде деятельности, а некоторые относятся только к физическим лицам, работающим по трудовому договору у конкретного работодателя. Сфера трудовых отношений относится к ряду социально-экономических прав человека, не принадлежащих ему по праву рождения, и приобретаемых со временем – при вступлении в правоотношения по поводу использования своих способностей к труду, например, посредством заключения трудового договора.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гласит о том, что конкретный перечень социально-экономических прав гражданина формируется каждым государством самостоятельно, в индивидуальном порядке, на основе учета максимальных пределов имеющихся у него ресурсов (ч. 1 ст. 2) . Общее количество социально-экономических прав граждан в развитых государствах, как правило, больше, чем в менее развитых. Но в связи с тем, что международное право
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с поправками, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Российская газета. 2023. № 144.
3. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года N 1032-1// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30 декабря 2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
5. Адова И. Б. Социально-экономическая сущность вознаграждения персонала как предмета управления в организации // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2010. № 2. С. 30–41.
6. Анисимов А. Л. Основание возникновения трудовых отношений и их юридическое толкование // Ленинградский юридический журнал. 2010. № 4. С. 80–90.
7. Анишина В.И., Попонов Ю.Г. Свобода труда или право на труд? // Журнал российского права. -2007. - № 4. - С. 86-96.
8. Бондарева Э.С., Шавин В.А., Чершинцева Е.А., Зенков М.Ю., Бирюкова Т.А., Богатырева Н.В., Слесарев С.А., Тишин Р.В. Комментарий к Закону РФ от 19 апреля 1991 г. n 1032-1 "О занятости населения в российской федерации" с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2017 года // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
9. Гусов К. Н., Крылов К. Д., Лушников А. М. и др.; под ред. К. Н. Гусова. Договоры о труде в сфере действия трудового права: Учебн. пос. // М.: Проспект, 2010 (цит. по: СПС Консультант Плюс).
10. Давыдова Е. Ю., Безяева О. И. Проблема безработицы в современной России // Территория науки. 2014. № 1. С. 69–74.
11. Дмитриева А. В. Реализация права на труд в Российской Федерации // Всероссийский государственный университет юстиции, Москва. 2019. С. 316- 321.
12. Загайнова Г.Г., Калдашова Е.В. Конституционные нормы о свободе труда и защите трудовых прав // Теория и практика общественного развития. - 2014г. - №15. - С. 123-125.
13. Канакова А.Е. К вопросу соотношения категорий свобода труда и право на труд в конституционной доктрине и решениях конституционного суда Российской Федерации // Пробелы в юридическом законодательстве. Юридический журнал. - 2015 г. - №5. - С. 40-44.
14. Лютов Н. Л., Герасимова Е. С. Дискриминация в сфере труда: вопросы эффективности норм и правоприменительной практики // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3.С. 100–108.
15. Маринкин Д. Н., Пашоян Р. О. К вопросу о современных проблемах реализации права на труд в Российской Федерации // Вестник Прикамского социального нститута. 2018. № 3 (81). С. 14–17.
16. Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д. Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е, 2014 год.
17. Трофимова Г.А. Право на труд и свобода труда: проблемы соотношения // Трудовое право в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 24-26.
18. Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде Российской
19. Занятость и безработица в Российской Федерации в 2022 году (по итогам обследования рабочей силы) // Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/
20. Информирование о положении на рынке труда в Свердловской области // Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения: офиц. сайт. URL: https://www.szn-ural.ru/