Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях хозяйствования, основанных на определенных закономерностях и особенностях развития экономических взаимоотноше-ний, когда управление деятельностью напрямую зависит от качества и своевременности информации, ведение любого бизнеса невозможно успешно осуществлять в течение длительного периода без такой функции управления как контроль, являющейся важным элементом системы управ-ления, нацеленной на эффективность и успешность.
Для повышения качества управления любым хозяйствующим субъектом сегодня все более необходимы: постоянный мониторинг его деятельности, внедрение действенных системы управления и системы внутреннего кон-троля (СВК).
Экономическая категория «контроль» в той или иной мере всегда присут-ствовала там, где имело место ведение хозяйственной деятельности. По-явившись в начале XVIII века, понятие контроля в процессе эволюции и значительного расширения выполняемых функций и сферы приложения к началу XX столетия преобразовалось в понятие системы контроля, вклю-чающее в себя определенные элементы. Новые функции контроля и требо-вания времени стимулировали необходимость развития его концепций от так называемого «подтверждающего» к системно- и риск-ориентированному, с укреплением тесных взаимосвязей с управленческим учетом [4].
Исследованию теоретических и практических аспектов методологии и ме-тодики контроля и развитию СВК посвящены научные труды многих уче-ных: И.В. Аверчев, В.В. Бурцев, А.Д. Шеремет, В.П. Суйц, Б.Н. Соколов, В.В. Рукин, Ю.А. Ткаченко, И.А. Слабинская, Т.Н. Гущина, А.А. Шпиг, А.К. Солодов, Т.Д. Попова, А.А. Шмельцер, А.А. Чернова, В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко, М.Ф. Овсийчук, и других.
Анализ точек зрения на определение контроля ученых-экономистов дает возможность, основываясь на его характерном функциональном назначе-нии и, как следствие, участии на всех стадиях процесса управления, рас-сматривать контроль как функцию управления. Тесная связь с управленче-ским учетом и многоплановость системы управления позволяет обозначить роль и значение контроля в деятельности хозяйствующего субъекта наравне с ролью любой управленческой функцией: планирования, органи-зации, регулирования, учета и анализа [5, 8].
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследова-ния, целью которого является изучение принципов эффективного контроля деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность контроля деятельности предприятия;
- определить целевые аспекты и принципы внутреннего контроля;
- изучить модель системы внутреннего контроля;
- исследовать методы оценки эффективности контроля деятельности пред-приятия;
- предложить мероприятия по повышению эффективности контроля дея-тельности предприятия.
1. Теоретические аспекты контроля деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность контроля в деятельности предприятия
В отечественной науке и практике контроль имел определенное место и в условиях административно-командной (плановой) экономики, и в рыноч-ных условиях хозяйствования с принципиальным отличием в целевых установках данных экономических систем.
Если в директивной экономике, в общем понимании, система контроля бы-ла направлена на обеспечение выполнения централизованно «спущенных свыше» плановых показателей вышестоящих органов хозяйственного управления и носила скорее формальный, чем реальный характер, не спо-собствуя прогрессивному развитию, то в условиях рыночного хозяйство-вания система контроля, в первую очередь, в прямом смысле слова, долж-на контролировать и обеспечивать основные показатели эффективного функционирования в каждом конкретном случае хозяйствования [2].
И сегодня в условиях конкуренции и наличия неопределенности и риска в рыночной среде хозяйствования актуализируются вопросы повышения эффективности контроля и организации, развития и интеграции действен-ной СВК.
Контроль, как правило, характеризуется двойственной ролью в процессе управления: интегрируя с другими элементами процесса управления, он по сути постепенно приобрел характер основы, которая присутствует на всех направлениях, стадиях и уровнях управления. На практике действи-тельно невозможно достаточно четко разграничить функционал работни-ка, который относится только к какому-то одному элементу управления.
Являясь, с одной стороны, неотъемлемым элементом присущим каждой стадии процесса управления, контроль, с другой стороны, функционирует как самостоятельная стадия, направленная на обеспечение качества и эф-фективности процесса управления на всех его других стадиях [2].
Таким образом, организация процесса контрольных действий может осу-ществляться через, регламентировано организованные функциональные связи между структурно выделенными подразделениями и в виде формы прямого контроля, являющейся функцией организованных специализиро-ванных структур (отделов, служб).
Внутренний контроль, по мнению А. Д. Шеремет и В. П. Суйц, представ-ляет собой систему, направленную на выявление, предотвращение и свое-временную корректировку существенных ошибок на всех этап
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2015. 464 с.
2. Белик В.Д., Скакун Л.С. Развитие методических подходов к оценке качества деятельности субъектов внутреннего контроля: применение ква-лиметрических методов // Международный бухгалтерский учет. 2016. №42. С. 48-57.
3. Генералова Н.В., Карельская С.Н. Применение профессионального суждения в разные периоды развития нормативного регулирования бух-галтерского учета в России // Международный бухгалтерский учет. 2016. №33.
4. Городилов М.А. Международный стандарт аудита №610 «Исполь-зование результатов работы внутренних аудиторов»: новая редакция // Аудитор. 2016. №8. С. 56-63.
5. Губайдуллина А.Р. Принципы учета, определяющие применение профессионального суждения бухгалтера в условиях перехода к междуна-родным стандартам финансовой отчетности // Международный бухгалтер-ский учет. 2015. №28.
6. Концевая С.Р., Карасев В.А., Костенкова Н.К. Развитие внутреннего контроля в системе управления сельскохозяйственным производством // Международный бухгалтерский учет. 2014. №2.
7. Корпоративные финансы [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Никитина, В. В. Янов. - 2-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2014. - 512с. - (Бакалавриат)
8. Корпоративные финансы. Учебник для бакалавров / Под ред. Т.В. Теплова М.: Издательство Юрайт, 2015 – 655 с.
9. Корпоративные финансы. Бочаров В.В. , Леонтьев В.Е. Учебное по-собие. М.:Юрайт, 2015. – 592 с.
10. Котлячков О.В. Критерии и оценочные показатели в аудитеэффек-тивности использования инвестиционных средств // Вестник ИПБ. 2013. №4. С. 39-48.
11. Остаев Г.Я., Концевая С.Р., Галлямова Т.Р. Формирование и стан-дартизация внутреннего аудита в коммерческих организациях // Между-народный бухгалтерский учет. 2016. №45.
12. Ржавина Ю.Б. Система внутреннего контроля: концептувльные осно-вы // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 4. – С. 78-82;URL: http://science-economy.ru/ru/article/view?id=957 (дата обращения: 07.05.2018).
13. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Е.И.Шохина — М.: Кнорус, 2012.
14. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. И.Я.Лукасевича — М.: Национальное образование, 2016. – 768 с. 128
15. Широбоков В.Г., Кателикова Т.И. Направления ревизии снабженче-ско-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Бу-хучет в сельском хозяйстве. 2015. №4.
16. Хорохордин Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи // Аудиторские ведомости. 2017. №10.