Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проявления нарушений речи у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «дизартрия» и нарушения речи
1.2 Особенности устной речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
1.3 Логопедические упражнения в системе контроля дизартрии у детей
Глава 2 Обследование детей старшего дошкольного возраста МБОУ ДОУ «Детский сад компенсирующего типа №7 (ДО № школы №121 «Ковчег»)»
2.1 Содержание обследования и методов обследования
2.2 Исследование особенностей произносительной стороны у детей с дизартрическими нарушениями
2.3 Технологии проведения коррекции у детей с дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена сложностями работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Нарушения речи у детей проблема постоянная и существенно не меняется на протяжении многих лет, когда логопеды работают с детьми.
Проблемы с речью и языком могут затруднить вашему ребенку понимание других людей и общение с ними, а также произнесение звуков речи. Они распространены повсеместно, поражая до одного из 12 детей и подростков в России. У детей с этими расстройствами часто возникают проблемы, когда они учатся читать и писать или когда они пытаются быть общительными и заводить друзей. Но лечение помогает большинству детей выздороветь, особенно если они начинают его рано.
Расстройство речи - это состояние, при котором у человека возникают проблемы с созданием или формированием звуков речи, необходимых для общения с другими. Это может затруднить понимание речи ребенка.
Распространенными нарушениями речи являются: нарушения артикуляции; фонологические нарушения; отсутствие текучести; нарушения голоса или резонансные расстройства. Речевые расстройства отличаются от языковых расстройств у детей. Языковые расстройства относятся к кому-то, испытывающему трудности с: донесением смысла или послания до других (выразительный язык), пониманием сообщения, исходящего от других (восприимчивый язык).
Речь - это один из основных способов, с помощью которого мы общаемся с окружающими нас людьми. Она развивается естественным путем, наряду с другими признаками нормального роста и развития. Нарушения речи часто встречаются у детей дошкольного возраста. Проблемы или изменения в структуре или форме мышц и костей, используемых для произнесения речевых звуков. Эти изменения могут включать волчью пасть и проблемы с зубами. Повреждение частей мозга или нервов (например, при церебральном параличе), которые контролируют совместную работу мышц для создания речи.
Объект исследования: воспитанники МБОУ ДОУ «Детский сад компенсирующего типа №763 (ДО №3 школы №1321 «Ковчег»)». Предмет исследования – методы коррекционной работы с детьми, страдающими дизартрией.
Целью исследования является анализ технологий обследования двигательной активности артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Задачи исследования:
1. Теоретические аспекты изучения проявлений нарушений речи у детей дошкольного возраста
2. Изучение практики лечения дизартрии и технологий обследования
3. Анализ состояния речевой активности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализа и синтеза информации, сравнения, коррекционной педагогики, логопедических технологий.
Теоретическая база исследования изложена в трудах авторов: Ахутина Т. В. ,Бегидова Т. П. ,Ворошнина Л. В. ,Ворошнина Л. В. ,Мисаренко Г. Г. ,Мамайчук И. И.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проявления нарушений речи у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие «дизартрия» и нарушения речи
Дизартрия - нарушение речи, возникающее из-за поражения центральной нервной системы (ЦНС). Дизартрия отличается от других речевых расстройств тем, что влияет не только на произношение звуков отдельно, но и на всю сторону произношения речи [5]. Е. Ф. Архипова относится к дизартрии все двигательные нарушения речи, не считая связанных с повреждением "кортикальной области мозга". Двигательные органы слова ", они выявляются в клинике двигательной афазии и апраксии [2].
Логопеды Бегидов Т.П. и Ворошилина Л.В. обращают внимание на важность локальной диагностической роли дисартрийных нарушений речи, нарушений артикуляции. Но описаны они туманно: авторы включают в себя различные нарушения темпа, ритма и интонации речи, невнятное произношение звуков. Авторы указывают эти нарушения только в селективных поражениях двигательных черепных нервов [4], [5].
Мирасенко Г.Г пишет, что дизартрия определяется индивидуальными синдромами соответствующих звуковых расстройств [14]. О. В. Правдина приводит следующее определение дизартрии - расстройства стороны произношения речи, при котором страдает просодическая сторона звукового потока.
Колесниква Г.И. и Мамайчук И.И. дают следующее определение дизартрии - нарушения координации речевого процесса, являющегося симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы. При этом ухудшается способность к артикуляции и артикуляции в целом [13], [15].
У взрослого человека речь уже формируется. У детей чаще всего страдает сторона произношения речи.
Когда ребенок начинает учиться читать и писать, возникают нарушения чтения и письма и страдает общее развитие речи [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Издательство Юрайт 2018. — 377 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
3. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина Т. А. Фотекова. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт 2019. — 157 с.
4. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт 2017. — 191 с
5. Ворошнина Л. В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в доу: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт 2016. — 291 с.
6. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт 2019. — 158 с.
7. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт 2019. — 291 с.
8. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт 2021. — 158 с.
9. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк Т. В. Шинина. — М.: Издательство Юрайт 2019. — 179 с.
10. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт 2019. — 295 с.
11. Завьялова Т. П. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся: учеб. пособие для СПО / Т. П. Завьялова. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт 2018. — 167 с.
12. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт 2019. — 176 с.
13. Колесникова Г. И. Девиантология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт 2021. — 175 с.
14. Мисаренко Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для СПО / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт 2019. — 314 с.
15. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 318 с.