Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Славянское хореографическое искусство известно и высоко ценится во всем мире. Русский балетный театр, отечественные профессиональные и самодеятельные коллективы пользуются огромной популярностью, выступления русских артистов на конкурсах и фестивалях за рубежом, а также с сольными концертами получают высокие оценки жюри и признание зрителей, поражают великолепной хореографией и фантастическим исполнением солистов, а также их грандиозными, ни с чем не сравнимыми костюмами. Это спектакль необычайной красоты, восхищающий публику как музыкой, так и величием народа, создавшего ее.
На сегодняшний день культура хореографии недостаточно хорошо организована как объект для изучения. Современная хореографическая культура подвергается непрерывному процессу дальнейшего развития и изменения ее компонентов. Одной из тенденций ее развития является стремление к почти полному разрыву хореографической культуры с ее истоками (народными танцами), ее интернационализация, когда танец уже не отражает ту этническую уникальность, которую он создавал в самом начале ее зарождения [10].
В данной работе актуальность исследования состоит в необходимости изучения и сохранении особенностей хореографической славянской культуры, передаче богатства и красоты русского фольклора молодому поколению. Кроме того, на сегодняшний день все больше возрастает научный интерес к трансформациям хореографической культуры, происхождению новых танцевальных жанров, теоретической не разработанности историко-культурологического контекста хореографической культуры, отсутствию определения таких понятий, как «хореографическая культура», ее структура и основания.
Цель работы – изучить особенности возникновения хореографической культуры славян.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи работы:
1. Ознакомиться с историей возникновения славянских традиций и обрядов, выявить их роль и значение в жизни славян;
2. Изучить истоки хореографической культуры славян и славянские обрядовые танцы;
3. Представить характеристику повседневной славянской одежде, обрядовым костюмам и выявить их значение в русском танце.
Объект исследования – истоки хореографической культуры славян.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по хореографическому искусству и культурологии по проблеме исследования.
ГЛАВА 1. СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1. История возникновения славянских традиций и обрядов
Славяне – это родственные по происхождению народы, которые проживают на территории восточной и юго-западной Европы, северной и центральной Азии. К этому народу относятся: русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, чехи, сербы, хорваты, словаки, черногорцы и македонцы. Вопреки разным наречиям и другим региональным различиям, все славяне объединяются общими традициями, обычаями и верованиями.
Формирование обряда неразрывно связано со складыванием таких стержневых составляющих народной культуры, как культ, традиция. Вместе они образуют смыслосодержательную парадигму, сущность которой в целом и ее отдельных частей выявляется в сакрально-магическом объяснении космического, природного, социокультурного, унитарно-бытового начал.
Любую культуру и традиции основывает общность людей, которые объединены Верой, Родовыми правилами, Копой, общим языком. Копа – это общинные правила, общинный свод законов. Община – это объединение Родов. В связи с этим существует выражение: «Скопом все решаем».
Традиции славян зародились, основываясь на веру в силы природы и ее способность оберечь людей от злых духов. Тем более многие обычаи были приурочены именно к деятельности людей, и конкретно к сельскохозяйственным работам. Некоторые устои преобразовались и приобрели другой смысл. В дальнейшем возникло все больше традиций, как символ народного опыта [3].
Праздники старославян, их обычаи и традиции взяли свои истоки из мифологии и верования, во многом общую для всех индоевропейских народов.
Но в результате исторического развития обычаи и традиции славян приобрели особенные черты, которые присущи только им.
Проявляются данные новые аспекты в их менталитете, формирующийся в процессе разных ежедневных практик. Формирование жизненного порядка через праздники, обряды, обычаи, традиции в древнем обществе получает характер всеобщей нормы, неписаного закона, которому следует как отдельный человек, так и все сообщество.
Согласно кругу жизни человека и общества, праздники, традиции, обряды и обычаи древних славян можно разделить на несколько видов:
календарные;
свадебные;
погребальные.
Информация о данных группах уцелела во многих источниках. В некоторой степени славянские традиции и обычаи сохранились до сегодняшнего дня как раз как обычаи народные, а не религиозные. Частью же они были приняты христианством во время крещения Руси, и в современном мире их воспринимают как полностью христианские. Но большая часть из праздников, традиций, обрядов и обычаев древних славян на сегодняшний день не сохранились. Это относится ко всем вышеприведенным группам.
Характер обрядов был нескольких видов:
• бытовые – это в основном просьбы помощи о высоком урожае или здоровье скота;
• духовные или высшие, призывавшие волхвов для контакта с потусторонним миром.
В славянской языческой культуре каждый обычай был приурочен к определённому времени. Например, многие из них были связаны с солнечными циклами:
• весеннее и осеннее равноденствие;
• солнцестояние.
Древние славяне проживали большой семьей, как правило по три поколения в одном доме. Не сохранившиеся до сегодняшних дней, древнерусские обычаи оставили о себе помять в летописях, многочисленных археологических находках, народном фольклоре и в современных обрядовых практиках. К сожалению, не всегда получается верно понять их глубокий, зачастую странное для нас значение. Очень часто перед современными людьми они предстают предрассудками.
Традиционно в системе структуры обрядов выделяют обряды земледельческие (календарные), семейные (бытовые), религиозные. Но ограничить обрядность только этими циклами достаточно сложно. В связи с этим правильно выделение обрядов ситуативных.
Обряды календарно-земледельческого цикла связаны с хозяйственной деятельностью человека. В своих истоках они восходят к периоду, переходному от собирательства работы к постоянной. Данный обрядовый цикл окончательно оформился с формированием перечня основных сельскохозяйственных культур, которые выращивались селянином, и видов трудовых занятий, которые и составляют функциональное содержание трудовой деятельности земледельца.
Семейная обрядность получила свою завершенность с оформлением такого важного общественного института, как семья. В своих истоках она восходит к периоду, когда индивид начинает осознавать себя личностью, когда начинает формироваться его самосознание. Данная обрядность обусловлена самим ходом жизни человека и приурочена к таким ее основным событиям, как рождение ребенка, вступление в брак и смерть человека [15].
1.2. Роль и значение традиций и обрядов в жизни славян
Славянскими ритуалами интересуются и на сегодняшний день, ведь все обычаи несут в себе важное значение и глубокую тайну взаимоотношений земного и духовного миров. Многих традиций люди придерживаются и до сих пор, полностью не осознавая их смысл. Однако каждый ритуал таит в себе мудрость и опыт предков, которые передаются из поколения в поколение.
Чаще всего ритуал относился к знаменательным моментам в жизни человека, например, свадьба, похороны, сбор урожая, новоселье и др. Проводя ритуалы, славяне обращались к природным стихиям, богам и собственным предкам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапкина, Т. А. Символика и обрядовые функции танца и хоровода в традиционной культуре славян / Т. А. Агапкина // Славяноведение. – 2011. – № 2. – С. 56-70.
2. Ахметова, Л. А. Славянский костюм как сценическое воплощение в современном танце / Л. А. Ахметова // Калейдоскоп культур в национальных костюмах: Материалы международной научно-практической конференции, Уфа, 24 июня 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Инеш", 2022. – С. 38-41.
3. Банников, Е. Славянские праздники и обряды: православный календарь / Е. Банников; Евгений Банников. – Москва: Гелеос, 2008.
4. Богород, А. В. Ритуальный танец в системе общеславянской религиозной культуры / А. В. Богород // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. – 2014. – № 7-8. – С. 199-202.
5. Борзова, Л. А. Славянские обрядовые танцы, существующие в народной художественной культуре в настоящее время / Л. А. Борзова // Студенческий форум. – 2019. – № 41-1(92). – С. 10-13.
6. Галиуллина, О. Ю. Обереги в традиционном русском костюме / О. Ю. Галиуллина // Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского конкурса AR/VR "Хакатон в сфере культуры", Казань, 12 октября 2020 года. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2021. – С. 31-33.
7. Гребенькова, А. С. Культура старославянских костюмов / А. С. Гребенькова // STUDENT RESEARCH: сборник статей XII Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 10 февраля 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 111-115.
8. Гросбах, Л. Е. Психологические аспекты русского танца / Л. Е. Гросбах, О. Б. Буксикова // Культурные тренды 2.0: Россия и Германия: Сборник докладов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Белгород, 27 октября 2020 года / Отв. редакторы Н.В. Бараниченко [и др.]. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. – С. 371-376.
9. Исмагилова, Р. А. Традиционный славянский костюм в современности: как сохранить традиционный костюм, шагая в ногу со временем? / Р. А. Исмагилова // Калейдоскоп культур в национальных костюмах: Материалы международной научно-практической конференции, Уфа, 24 июня 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Инеш", 2022. – С. 47-55.
10. История культур славянских народов: В 3 т / К. Аврамов (Болгария), М. Н. Громов и др.; редкол.: Г. П. Мельников (отв. ред.) и др. – Москва: ГАСК, 2008. – 504 с.
11. Карпенко, И. А. Народный танец: исток хореографической культуры / И. А. Карпенко, В. А. Аршинин // Культурная жизнь Юга России. – 2018. – № 1(68). – С. 72-76.
12. Корч, Е. А. Славянские боги и языческие обряды / Е. А. Корч //
Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей международной научно-практической конференции: в 6 частях, Казань, 20 декабря 2016 года. Том Часть 2. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2016. – С. 23-26.
13. Лившиц, В. В. Обрядово-ритуальные истоки русского народного танца / В. В. Лившиц, Е. А. Лившиц // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 томах, Белгород, 08 февраля 2019 года. Том 1. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019. – С. 228-233.
14. Мир славянской культуры / М. В. Юдин, О. А. Запека, А. К. Коненкова [и др.]. – Санкт- Петербург: Типография Любавич, 2022. – 136 с.
15. Свиридова, В. П. История, культура и религия славянского народа / В. П. Свиридова, А. В. Головина // 2015. – № 55. – С. 15-16.
16. Чистякова, А. А. Русская традиционная танцевальная культура: истоки и современность / А. А. Чистякова // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2015. – № 5. – С. 7.
17. Шуклова, Л. Г. О древних традициях славянской культуры (Киевская Русь) / Л. Г. Шуклова // "…где дух Господень, там свобода" (2 кор. 3:17): Материалы ХI Международного форума "Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения", Липецк - Задонск, 11–12 декабря 2015 года. – Липецк - Задонск: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2016. – С. 158-160.