Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Всякий рынок основывается на таких ключевых составляющих, как: цена, спрос, предложение и конкуренция. Они являются важнейшим инструментами в экономике. Изменение соотношения между спросом и предложением приводит к колебаниям рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Благодаря данным колебаниям устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Макроэкономическое равновесие на рынке является главной проблемой экономической теории и экономической политики любого государства, а значит имеет первоочередное значение как в теории, так и в практике. Все это обуславливает актуальность данного исследования.
Цель работы – организация изучения формирующегося спроса населения и пути его улучшения.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
изучить понятие и сущность формирующегося спроса населения;
раскрыть особенности влияния изменения покупательной способности населения на изменения спроса на товары и услуги на современном этапе;
рассмотреть потребительские ожидания населения;
предложить пути повышения покупательского спроса населения.
Методологическую основу составляет метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы, прежде всего системный, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных авторов таких как Галанов В.А., Дворецкая А.Е., Звонова Е.А., Колпакова Г.М., Кропин Ю.А., Кузнецова Е.И., Купцов М.М., Нешитой А и др.
Информационной базой исследования послужили официальные данные, представленные в сети интернет.
Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы организации изучения формирующегося спроса населения
1.1. Понятие и сущность формирующегося спроса населения
Потребительский спрос – это желание покупателей приобрести тот или иной товар, вызванное их нуждами и подкрепленное материальной возможностью оплатить его.
Потребительский спрос демонстрирует поведение фактических и потенциальных потребителей товаров / услуг и играет важную роль в бизнесе, поскольку обеспечивает его прибыльность. Он указывает производителям на потребность в тех или иных товарах в определенный период времени, являясь связующим звеном между сторонами рыночных отношений [11].
У потребительского спроса есть такие характеристики, как: величина спроса – определенное количество товаров, которое покупатели хотят приобрести за конкретный промежуток времени (день, месяц или год); объем спроса – соотношение между потребностями покупателей, вызванных различными факторами, и реальным потреблением, при котором происходит фактическое удовлетворение этих потребностей; цена спроса – максимум денежных средств, который покупатель готов заплатить за нужное ему количество данного товара. В условиях рыночной экономики все эти показатели нестабильны, подвержены колебаниям и изменяются в сторону увеличения и уменьшения. Более того, готовность приобрести товар по цене, сложившейся в данный момент, не всегда заканчивается реальной покупкой.
Для производителя и продавца важно понять, чем руководствуются покупатели, выбирая товары. Эти факторы помогут им сформировать предложение:
Цена – один из ключевых факторов. На нем построен закон спроса, который гласит: более высокая цена снижает спрос, ее падение – увеличивает. Причем речь идет как о цене на сам товар, так и на товары-заменители (чай-кофе, мясо-рыба) и сопутствующие продукты.
Доходы граждан определяют структуру их потребления. Появление дополнительных средств дает им возможность расширить спектр потребления. Если собственных источников недостаточно, фактором роста спроса выступает доступность потребительских кредитов. Совокупное количество покупателей, которых интересует данный продукт или услуга, фактор, указывающий на необходимость изучения целевой аудитории потребителей [2].
Предпочтения покупателей, определяемые модой, образом жизни, религиозными убеждениями, личными вкусами и интересами.
Экономическая ситуация, инфляционные ожидания могут стать причиной ажиотажного спроса. В качестве примера можно вспомнить ситуацию, возникшую несколько лет назад с искусственно высоким спросом на гречку, после информации о ее низком урожае, хотя в стране этой культуры было достаточно для удовлетворения потребностей населения. Для ряда товаров важен такой фактор как сезонность, спрос на которые меняется в зависимости от времени года. В зависимости от причин, вызывающих изменение спроса, все факторы можно условно разделить на экономические, природно-климатические, социально-психологические и технологические. В конкретный момент влияние на спрос оказывает не один фактор, а их совокупность в различном сочетании.
1.2. Особенности влияния изменения покупательной способности населения на изменения спроса на товары и услуги на современном этапе
Несмотря на различия в оценках глубины и прогнозируемой продолжительности нынешней рецессии в российской экономике, абсолютное большинство специалистов сходятся во мнении о неизбежности временного снижения покупательной способности населения. Это явление в том или ином масштабе уже имело место в современной российской истории, что позволяет использовать для выработки управленческих решений некоторые методологические подходы, базирующиеся на опыте развития и преодоления такого рода кризисных явлений за последние 30–35 лет.
Несмотря на то, что причины и механизмы возникновения кризисов в России (из которых крупнейшими были – всеобъемлющий кризис начала середины 1990-х годов, масштабные проявления мирового экономического кризиса 2008–2009 гг., секторальные проявления последствий экономических санкций, введенных в 2014–2015 гг. против России, и системные нарушения функционирования мировой экономической системы вследствие распространения пандемии коронавируса в 2020–2022 гг.) были различными, эти отличия сказывались, главным образом, на параметрах снижения покупательной способности населения и сроках ее восстановления, но не на модели поведенческой реакции потребителей. Каждый раз изменения покупательной способности вызывали изменения структуры потребления и состава потребляемых товаров, работ и услуг, причем происходило это с некоторым временным лагом – периодом, в течение которого население, в надежде на быстрое восстановление покупательной способности, сохраняло привычное потребление, несмотря на очевидное сокращение реальных собственных доходов.
Приведенные выше изменения становились предметом многочисленных исследований, выполняемых как системными аналитиками, интересующимися изменениями структуры потребительских расходов, так и узкими специалистами, занимающимися сугубо практическими аспектами, такими, как изменения объемов потребления конкретных групп и видов товаров, работ и услуг. Основное прикладное значение работ первой группы – обоснование параметров потребительской корзины, в том числе, в целях определения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Коновалов И.А, Найдис О.А., Найдис И.О., Хацкевич Г.А. и др.), в то время как публикации, относящиеся ко второй группе, чаще всего носили характер маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать изменение спроса на те или иные товары, работы и услуги (Гайсин Р.С., Ротенко Е.С., Туманянц К., Парамонов В.С., Шибаева А.В. и др.) [4].
Не умаляя ценности этих исследований, с одной стороны, для специалистов, обеспечивающих выработку и реализацию государственной политики социальной защиты и социального обеспечение отдельных слоев и групп населения, а, с другой стороны, для большого количества предприятий и организаций, осуществляющих производство и дистрибуцию самых разнообразных потребительских товаров, необходимо отметить, что эффективность соответствующих публикаций может быть увеличена кратно за счет экстраполяции их выводов для смежных отраслей народнохозяйственного комплекса, в первую очередь, для предприятий и организаций, осуществляющих производство и/или дистрибуцию средств производства, сырьевых ресурсов, используемых для производства различных групп потребительских товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В середине 1990-х годов одним из авторов представленной статьи впервые была предпринята попытка построения сквозной объемно-временной модели влияния кризисного изменения покупательного спроса в период с 1990 по 1993 годы на изменение спроса сначала на различные группы товаров, работ, услуг, а затем – и на соответствующие средства производства.
В ходе исследования установлена корреляционная зависимость между изменением спроса на различные потребительские товары и услуги и изменением спроса на технологическое оборудование, необходимое для производства различных групп потребительских товаров. По результатам выполненного анализа были сделаны два вывода, имеющие практическое значение:
Большой массив эмпирических данных подтвердил применительно к России теоретические выводы, содержащиеся в опубликованной незадолго до этого работе Хорста Энторфа, который, используя методы спектрального анализа и критериев причинности, поставил под сомнение несостоятельность положений теории Лонга-Плоссера о том, что сектора, связанные с выпуском потребительских товаров, должны оказываться в разряде запаздывающих процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2019. – 560 c.
2. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М.: Юрайт, 2021. - 154 c.
3. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким. – М.: Юрайт, 2021. – 154 c.
4. Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М.: Юрайт, 2019. – 521 c.
5. Антипина, О.Н. Макроэкономика: учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. – М.: ДиС, 2021. – 499 c.
6. Арбатов, А.А. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / В.К. Сенчагов, А.А. Арбатов, А.А. Ведев. – М.: БИНОМ. ЛЗ, 2020. – 815 c.
7. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 202 c.
8. Белокрылова, Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» / Е.А. Белокрылова. – М.: ГАРАНТ, 2021. – 154 с.
9. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2017. – 494 c.
10. Вершинин, П.С. Тенденции и проблемы обеспечения экономической безопасности региона / П.С. Вершинин // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2020. – № 4. – С.104-106.
11. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: учебное пособие / А.Ю. Воронин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 110 c.
12. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев. – М.: Юрайт, 2017. – 238 c.
13. Журавлева, Г.П. Макроэкономика: учебное пособие / Г.П. Журавлева. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 127 c.
14. Журавлева, Г.П. Микроэкономика: Уч. / Г.П. Журавлева, Г.П. Журавлева, Л.Г. Чередниченко. – М.: Инфра-М, 2021. – 448 c.
15. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 608 c.
16. Зороастрова, И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учебное пособие для преподавателей / А.В. Аносова, И.В. Зороастрова, А.А. Касаткина. – М.: Маркет ДС, 2020. – 384 c.
17. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / В.В. Любецкий. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 350 c.
18. Митяков, С.Н. Экономическая безопасность регионов / С.Н. Митяков, Е.С. Митяков, Н.А. Романова // Экономика региона. – 2020. – № 3. – С. 32-36.
19. Официальный сайт статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gsk.ru.