Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Более 75 лет назад завершилась Вторая мировая война – шесть лет кровопролития, страха и разрушений, разделивших мировую историю на «до» и «после». Нацистская Германия потерпела поражение, что означало неминуемые изменения в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Союзниками по антигитлеровской коалиции Германия была разделена на четыре зоны влияния, начавших своё развитие в совершенно разных направлениях. Так, в 1949 году на территории некогда единой страны было создано два государства – Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика. В ФРГ чётко ощущалось влияние политических, экономических и культурных идей США и Западной Европы, тогда как в ГДР началось становление социалистического государства по образу и подобию СССР.
Прошло всего 40 лет с момента раскола, пала Берлинская стена, нация, казалось бы, воссоединилась. Но на фоне такого значимого исторического события возник один из важнейших вопросов мировой истории: может ли действительно воссоединиться народ, который несколько десятков лет был разделён физически и психологически? Как влияют различия в политике, экономике и культуре на коммуникацию двух регионов одной страны?
Актуальность исследования заключается в необходимости подробного анализа социокультурных особенностей и различий между ФРГ и ГДР с целью выявления степени их влияния на процесс коммуникации восточных и западных немцев.
Цель работы – выявление и анализ особенностей национальной культуры ГДР и ФРГ, а также характеристика процесса коммуникации двух регионов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить процесс политического, экономического и социального раскола Германии;
2. Охарактеризовать предпосылки и процесс объединения Германии в единое государство;
3. Проанализировать причины и особенности различий в национальной культуре ГДР и ФРГ;
4. Дать характеристику процессу коммуникации двух регионов, обозначить проблемы и перспективы их взаимодействия.
Источниковая база исследования опирается на источники отечественных и зарубежных исследователей. Среди отечественных авторов следует отметить А. М. Бетмакаева, Ю. В. Галактионов, Л. В. Колотилову и др. Среди зарубежных авторов нужно выделить К. Шмидта, О. У. Бенсон, Д. Корбин и др.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ научной литературы и нормативных документов в современном научном пространстве свидетельствует о возрастании интереса учёных к вопросам национальной культуры Восточной и Западной Германии с точки зрения современных реалий жизни в стране. Так, тема межкультурной коммуникации жителей восточных и западных регионов Германии освещена в трудах многих исследователей, в число которых вошли А. М. Бетмакаев, З. Р. Битиева, Ю. В. Галактионов, В. Н. Морозова, А. А. Трохименко, А. М. Филитов, О. У. Бенсон, Д. Корбин, К. Шмидт и др.
Хронологические рамки исследования определяются целью и задачами исследования. Они охватывают период с 1945 году, когда Германия потерпела поражение во Второй мировой войне, до 2021, когда в стране отмечалось 30-летие объединения ФРГ и ГДР. В отдельных случаях затрагиваются события, выходящие за заявленные хронологические рамки, что необходимо для целостного раскрытия изучаемой проблемы.
Основными методами исследования стали анализ, классификация, сравнение и обобщение.
Объектом исследования выступает социальная и культурная жизнь ГДР и ФРГ, а предметом являются особенности национальной культуры и коммуникации двух государств.
Научная новизна исследования заключается в ранее не проводившемся комплексном анализе особенностей национальной культуры и коммуникации ФРГ и ГДР.
Научно-практическая ценность исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных пособий и написании научных работ. Результаты проведённого исследования могут быть использованы в преподавании таких дисциплин как «Культурология», «Зарубежное регионоведение» и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАСКОЛА И ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ
1.1 Образование ФРГ и ГДР
В сентябре 1945 года закончилась одна из самых крупных и кровопролитных войн в истории человечества – Вторая мировая война. Долгие шесть лет ожесточённых боёв, бомбардировок и оккупации завершились поражением гитлеровской Германии, что поставило под вопрос пути развития страны и перспективы её будущего государственного устройства.
«Германским вопросом» занимались представители трёх мощнейших держав 1940-х годов – СССР, США и Великобритании. Важнейшие соглашения, касающиеся судьбы Германии были приняты на конференции в Потсдаме летом 1945 года. Повестку конференции составили остро стоящие вопросы переустройства политической жизни жителей Германии на основе миролюбия и демократии, военно-экономического разоружения страны, возмещения материального ущерба пострадавшим от фашистской агрессии странам, а также наказания военных преступников, деятельность которых стала причиной миллионов смертей и разрушения тысяч городов. Не менее важными для рассмотрения и решения оказались проблемы урегулирования мирным путём отношений с воевавшими на стороне нацистской Германии странами, в число которых вошли Италия, Венгрия, Болгария, Румыния и Финляндия. Помимо данных вопросов во время конференции требовалось обсудить вопрос восстановления суверенитета Австрии, а также помощи в возрождении и развитии союзных стран Югославии и Польши [1, c.38].
Одним из ключевых решений Потсдамской конференции стало введение в Германии временного оккупационного режима. Территория страны была разделена между четырьмя державами на зоны влияния: британскую, советскую, американскую и французскую. Запад страны (южные части Вюртемберга, Бадена и Рейнской области, Пфальц) стал зоной оккупации Франции, северо-запад (северная часть Рейнской области, Вестфалия, Ганновер, Брауншвейг, Ольденбург, Шаумбург-Липпе) стал британской зоной, а зоны влияния СССР (территории Саксонии, Галле-Мерзебурга, Магдебурга, Анхальта, Тюрингии, Бранденбурга, Мекленбурга и Передней Померании) и США (территории Баварии, Гессена, северной части Бадена и северной части Вюртемберга) стали самыми влиятельными и масштабными, что позже переросло в разделение страны на два государства: Германскую Демократическую Республику и Федеративную Республику Германия [5].
Изначально целями Потсдамского соглашения стали демилитаризация (включающая ликвидацию генштаба, роспуск вооружённых сил, суд над военными преступниками), денацификация (полный запрет на создание и ведение деятельности фашистских организаций), декартелизация экономики (запрет на монополии, в первую очередь это должно было коснуться военной промышленности), демократизация общества Германии. Полномочиями Союзного контрольного совета стал контроль за реализацией всех положений, принятых в ходе переговоров представителей главенствующих держав; решения совета должны были приниматься на основе консенсуса глав военных администраций союзников.
Такая динамика взаимоотношений союзных стран сохранялась до 1946 года, пока не началось сепаратное управление зонами влияния США, Великобритании и Франции. В декабре 1946 года на западе Германии образовалась территория, названная Бизонией (после присоединения к коалиции Франции она стала носить название Тризония), объединившая оккупационные зоны трёх держав. В 1949 году из Тризонии образовалась Федеративная Республика Германии [11, c. 7].
Раздел единой Германии начался с формирования сепаратных органов власти на территориях, находящихся под контролем западных союзников. Вместе с тем и экономические системы запада и востока страны начали своё расхождение, в конечном итоге сделав раскол Германии неизбежным. В мае 1947 года представителями земских парламентов (ландтагов) западной зоны был создан Экономический совет, законодательные полномочия которого касались сфер, не закреплённых за оккупационными властями. Следом за Экономическим советом был создан Директорат, который выполнял роль правительства Германии. Уже через год после образования Экономического совета диапазон его функций заметно расширился, в особенности это коснулось сферы налогов. Изменениям подвергся и Директорат, который отныне стал именоваться Исполнительным советом. В период с 1946 по 1948 год в землях западного сектора активно создавались центральные банки земель, а в марте 1948 года во Франкфурте-на-Майне был основан Банк немецких земель, в обязанности которого входило проведение самостоятельной денежно-финансовой политики и осуществление контроля за эмиссией (выпуском ценных бумаг и бумажных денег). В 1948 году западные территории Германии затронула сепаратная денежная реформа (переход от рейхсмарок к новым немецким маркам), которая положила конец единой денежной системе страны. Также западную часть страны затронул «план Маршалла», целью которого была помощь в послевоенном восстановлении экономики пострадавших стран, устранении торговых барьеров и модернизации промышленности в Европе. Руководство СССР отказалось от любых форм помощи в рамках данного плана, что ещё больше увеличило разрыв между Западной и Восточной Германией.