Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Письменная речь выступает одним из важнейших средств общения, дает возможность выражения своих мыслей, возможность сохранения и передачи информации в графическом виде для современников и будущего поколения. Овладение письмом является важнейшим этапом для младших школьников, так как письмо и чтение являются необходимой основой для дальнейшего развития и получения знаний. Процесс письма является сложным психологическим актом, не зависимо будет ли это письмо под диктовку, свободное письменное изложение или даже списывание с текста. В процессе развития человека меняется и структура письма, включающая в свой состав различные элементы
Актуальность темы заключается в том, что проблема нарушения письма является наиболее распространенной проблемой среди младших школьников. Проблемы нарушения письма с научной точки зрения называются дисграфией. Дисгрофия представляет собой нарушение процесса письма, характеризующиеся в часто повторяющихся ошибках, устранение которых невозможно без целенаправленного обучения.
На сегодняшний день учеными-логопедами детально изучена проблема речевой патологии, в отечественной литературе освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры данного речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии.
Данная проблема освящена в работах таких ученых как Р.И. Лалаева, P.E. Левина, М.М. Безруких, Л.C. Выготский, А.Р. Лурия, И.Н.Садовникова, Л.С. Цветкова, Л.Г. Парамонова, Л.Г. Неволина.
Наличие дисграфических признаков препятствуют успешному обучению, эффективности школьной адаптации, способствуют отклонению в формировании личности школьников. Несвоевременное устранение проблемы нарушения письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. Поэтому с целью устранения данного расстройства необходимо своевременная, систематическая помощь.
В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии.
Объектом исследования является нарушение письменной речи у младших школьников.
Предметом исследования является процесс преодоления нарушений письма у младших школьников.
Целью исследования выступает теоретическое изучение и практическая разработка коррекционной работы по ее устранению у учащихся начальных классов.
Заключение
Целью данной работы являлось теоретическое изучение и практическая разработка коррекционной работы по ее устранению у учащихся начальных классов.
В ходе теоретического изучения проблема нарушения письма младших школьников с научной точки зрения называете дисграфией. Дисгрофия представляет собой нарушение процесса письма, характеризующиеся в часто повторяющихся ошибках, устранение которых невозможно без целенаправленного обучения.
В ходе анализа научной литературы мы выяснили что проблема нарушения письма является наиболее распространенной проблемой среди младших школьников.
Так же нами были выделены и подробно изучены некоторые методики, направленные на коррекцию дисграфии (метод схемы слова, метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой, метод Эббингауза, метод исправления ошибок (зрительный), метод звуко-буквенного анализа).
С целью выявления наличия дисграфических проявлений была провидена диагностика среди 14 учащихся 3 класса МБОУ Граховской СОШ им. А.В.Марченко. Исследование проводилось с применением методик И.Н.Садовниковой. По результатам эксперимента у 79% школьников были выявлены проявления дисгрофии и только у 21% отсутствует. Наиболее распространенным видом ошибок и младших школьников являются ошибки по кинетическому сходству (25%) и ошибки при отграничении речевых единиц (23%).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психофизиологические основы процесса письма
Известный современный психолог А.Р. Лурия в своей книге «Письмо и речь» раскрывает психологические основы письма. Автор утверждает, что процесс письма является сложным психологическим актом, не зависимо будет ли это письмо под диктовку, свободное письменное изложение или даже списывание с текста. В процессе развития человека меняется и структура письма, включающая в свой состав различные элементы [19].
При изучении алфавита и в дальнейшем при развитии навыка письма младшие школьники испытывают огромные трудности. Ученикам, имеющим трудности при освоении данного навыка, приходится прописывать по несколько строчек одинаковых букв и их элементов. Однообразная работа способствует мышечной и эмоциональной усталости, что приводит к перегрузке организма, наличию дидактогенных неврозов и фобий, к негативному отношению к урокам письма.
В результате невозможности постепенной качественной отработки написания сложных букв по степени нарастания их трудности, характерной для букварного периода, нередки случаи закрепления у учащихся неверного начертания буквенных знаков и порядка их написания. Такие ошибки обычно исправляют в послебукварный период, затрачивая на это больше усилий.
В своих исследованиях советский психолог М.М. Безруких доказала, что трудности при письме не заканчиваются в начальной школе, а с развитием ребенка данная проблема лишь модернизируется и часто сохраняется даже после окончания учебы [4].
Проблема обучения письма во все времена являлась и остается актуальной. Данной проблеме посвящено огромное количество работ ученых-логопедов. Рассмотри подробно этапы развития навыка письма.
На первом этапе процесс письма включает в себя анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию. Данный этап состоит из нескольких операции:
Первый этап выделение серии звучаний - первоначально те, с которых начинается нужное слово, а затем и последующих. Выделение последовательности звуков, составляющих слово, является первой операцией в расчленении речевого потока, иначе говоря, в превращении его в серию членораздельных звуков.
На втором этапе необходимо уточнить звуки, превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – в фонемы. Эта задача не так проста, как это можно было бы думать. Ученые данной области отмечают, что детям сложно различать звуки от близких по звучанию и выделять их отдельные элементы, которые входят в сложные звуковые комплексы. Для решения этой проблемы необходима плодотворная и постоянная работа с учащимися. Нередко даже после нескольких месяцев работы ребенок продолжает лишь с очень большим трудом выделять отдельные звуки из таких сочетаний, как ксн,, лнщ и т.п.
1.2 Общие подходы к коррекции письма у младших школьников
При изучении психофизиологической основы процесса письма было выявлено, что данный процесс является сложным, энергетически затратным, требующий точного внимания к деталям, а также задействующий многие процессы организма. Если у ребенка наблюдается несформированность какой-нибудь функции, отвечающей за процесс овладения письмом, то данный процесс имеет определенные трудности.
На сегодняшний день с научной точки зрения, нарушения процесса письма у младших школьников называется дисграфией. У ученых в данной области отсутствует единое мнение относительно терминологии и классификации данного нарушения. Поэтому сформируем свое определение.
Дисграфией является частичное расстройство процесса письма, в результате недостаточной сформированности психических функций, которые участвуют в процессе письменной речи, проявляется в стойкости и повторяющихся ошибках на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Поэтому с детьми, имеющими проблемы в нарушении письма, необходимо проводить систематическую работу по их устранению. Рассмотрим подробно общие подходы к коррекции письма у младших школьников.
Доктор педагогических наук, профессор Лалаева Раиса Ивановна в своих работах к традиционным направлениям, направленные на преодоление дисграфии у детей младшего школьного возраста относит, прежде всего, устранение недостатков и недоразвития устной речи детей. Так же Лалаева Р.И. отмечает, что логопидечкая работа, направленная на преодоление нарушения письма у детей школьного возраста, должна осуществляться в нескольких методологических подходах [17].
Первый подход базируется на необходимости проведения диагностики детей с признаками дисграфии. В основу этого подхода положен принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование их с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных эталонов.
Проведение диагностики должно быть направлено на:
1) развитие фонематической дифференциации звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме - коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания (или акустической);
2) коррекцию дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме - при коррекции акустико-артикуляторной дисграфии;
3) совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений - при коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
4) совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова - при коррекции аграмматической дисграфии;
5) совершенствование зрительного восприятия, памяти; пространственных представлений; зрительного анализа и синтеза; уточнение речевого обозначения пространственных соотношений – при коррекции оптической дисграфии.
В своих работах Е.А. Логинова, говорит о том, что при несформированности функций программирования, саморегуляции и контроля в письменной деятельности в одних случаях является самостоятельной причиной расстройства письма, а в других – усугубляет уже имеющуюся симптоматику дисграфии. Поэтому, формирование операций контроля за собственной письменной продукцией может выступать либо как основное, либо как параллельное средство при коррекции дисграфии [20].
В таком же виде сначала формируется и само действие контроля. Затем его переводят в идеальный план и доводят до сокращённого и автоматизированного выполнения. То есть, важным моментом процесса формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериоризации и свёртывания действия контроля обязанность использования такой карточки исчезает [20].
Таким образом, данная методика способствует развитию у младших школьников рациональных приёмов работы: умения вычленять отдельные этапы деятельности, обдумывать и планировать действия, регулировать деятельность с помощью речи; оценивать результаты деятельности.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что причины нарушения письма у детей младшего школьного возраста множественны, и, как правило, сочетаются друг с другом, поэтому коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых составляющих развития, предполагать разностороннее воздействие на личность ребенка, что в свою очередь, дает построить коррекционную программу, создать оптимальную последовательность привлечения специальных средств, методов и различных упражнений по коррекции дисграфии или иных развивающих или коррекционных воздействий.
Таким образом, изучив психологическую литературу по проблеме нарушения письма у младших школьников можно сделать вывод о, том что процесс письма является сложным психологическим актом, не зависимо будет ли это письмо под диктовку, свободное письменное изложение или даже списывание с текста. В процессе развития человека меняется и структура письма, включающая в свой состав различные элементы.
При несформированности какой-нибудь функции, отвечающей за процесс овладения письмом, то данный процесс имеет определенные трудности. Например, при изучении алфавита и в дальнейшем при развитии навыка письма младшие школьники испытывают огромные трудности. Ученикам, имеющим трудности при освоении данного навыка, приходится прописывать по несколько строчек одинаковых букв и их элементов. Однообразная работа способствует мышечной и эмоциональной усталости, что приводит к перегрузке организма, наличию дидактогенных неврозов и фобий, к негативному отношению к урокам письма.
На сегодняшний день с научной точки зрения, нарушения процесса письма у младших школьников называется дисграфией. У ученых в данной области отсутствует единое мнение относительно терминологии и классификации данного нарушения. Поэтому сформируем свое определение.
Дисграфией является частичное расстройство процесса письма, в результате недостаточной сформированности психических функций, которые участвуют в процессе письменной речи, проявляется в стойкости и повторяющихся ошибках на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Поэтому с детьми, имеющими проблемы в нарушении письма, необходимо проводить систематическую работу по их устранению.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Ахутина Т. В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции/ М., Сфера, 2015.
2) Барская, Н.М. Методика русского языка во вспомогательной школе / Н.М. Барская, Л.А. Нисневич. - М.: Просвещение, 2020.
3) Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма/М., Просвещение, 2018.
4) Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр/ Вопрос психологии. 2013. № 6.
5) Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи/М., 2000.
6) Боскис P.M., Левина Р.Е. Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции// М., Известия АПН РСФСР, 2001
7) Волкова Л.С. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия /М.: Педагогика, 2015.
8) Выготский, Л.С. Психология / Л.С.Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2018.
9) Безруких, М. М, Ефимова, С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Новая школа, 2014.
10) Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихолгом/СПб., 2018.
11) Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы со школьниками / М., МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2012.
12) Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество /М., Лабиринт 2013.
13) Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации/Сб. научн. тр. – Л.: ЛГПИ, 2019
14) Колесникова Е.В. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет / Е. В. Колесникова, Е. П.Телышева/ М., Сфера, 2018.
15) Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей/ СПб., Речь, 2013.
16) Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. 2019. № 2.
17) Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / СПб., МиМ, 2016.
18) Левина, Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей / Р.Е.Левина //Хрестоматия по логопедии - М.: ВЛАДОС, 2011.
19) Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма /АР.Лурия. - М.:Просвещение, 2011.
20) Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития. СПб., 2020.
21) Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма/ СПб.,2015.
22) Парамонова, Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии детей
/ Л.Г.Парамонова. - СПб.: Союз, 2001.
23) Садовникова, И.Н. Нарушения письма и их преодоление у младших школьников / И.Н.Садовникова. - М., 2018.
24) Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление /Л.С.Цветкова. - М., 2015.
25) Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи/ А.В.Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова; Изд. 2-е, - М.: АРКТИ, 2017.