Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы игры как средство воспитания интереса к окружающему миру у дошкольников 6
1.1 Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста 6
1.2 Игра как средство познавательного развития дошкольников 13
Выводы по 1 главе 17
2. Опытно экспериментальная работа по развитию познавательного интереса дошкольников средствами дидактической игры 18
2.1 Исследования уровней познавательного развития дошкольников 18
2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства познавательного развития дошкольников 25
Выводы по 2 главе 31
Заключение 32
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассмотрения данной темы обуславливается совокупностью следующих факторов. Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [22] в качестве одной из задач обозначается включение готовности и способности детей к саморазвитию, сформированности у них познавательной сферы, а также формирование мотивации к творческому труду, работе дошкольника на результат.
Во-вторых, несмотря на то, что практически каждый ребенок дошкольного возраста чаще всего стремится делать всё старательно и правильно, дети в данный период нередко показывают более низкие результаты усвоения знаний по причине низкого познавательного развития и не сформированного интереса к окружающему миру. Данный фактор негативным образом сказывается как на развитие ребенка в целом, так и на развитие и реализацию его внутреннего потенциала.
В-третьих, использование дидактических иго способно формировать интерес и мотивацию к познанию, следовательно, и развивать познавательную сферу.
Таким образом, необходимость познавательного развития ребенка дошкольного возраста, частота факторов его снижения по мере развития обучения ребенка, а также широкие возможности дидактической игры для вовлечения детей в познавательный процесс, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Игра как метод воспитания интереса к окружающему миру у дошкольников» актуальным.
Проблема исследования заключается в противоречии между значимостью дидактической игры для познавательного развития детей дошкольного возраста и недостаточно полной реализации данного средства на практике.
Целью данной работы является разработка практических рекомендаций по познавательному развитию детей дошкольного возраста средствами дидактической игры. Данная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- рассмотреть особенности познавательного развития детей дошкольного возраста;
- описать дидактическую игру как средство познавательного развития дошкольников;
- с помощью диагностических процедур определить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации для познавательного развития детей дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Объект исследования – познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет – возможности дидактической игры для познавательного развития детей дошкольного возраста.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Э.А. Баранов, Ю.Ю. Березина, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, Л.В. Демиденко, Н.В. Знаменщикова, О.В. Коновалова, А. Луконина, Е.А. Меньшикова, В. Миленко, К.М. Романова, П.Г. Сирбиладзе, И.Д. Сотникова, Е.Р. Танхаева, Н.А. Шинкарёва, А.М. Щетинина и др.
Базой практического исследования являлось МДОУ Детский сад № 44.
Выборку составили воспитанники средней группы. Общий объем выборки составил 24 ребенка.
Методы исследования включают в себя изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной практики, сравнение и сопоставление, педагогический эксперимент, диагностические методики:
1) дидактическая игра «Отгадай предмет»,
2) дидактическая игра «Два домика»,
3) диагностическое задание «Опиши картинку»), логическую систематизацию полученной информации.
Практическая значимость данной темы обусловлена тем, что предложенные практические рекомендации для познавательного развития детей дошкольного возраста средствами дидактических игр могут быть полезными для воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
Баранова, Э.А. Познавательная активность «почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? / Э.А. Баранов. – Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 78-99.
Березина, Ю.Ю. Анализ отношения взрослых к познавательным вопросам детей дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы дошкольного образования: материалы науч.-практич. конференции. – Москва, 2016. – С. 41-43.
Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения / Ф.Н. Блехер. – Москва: Просвещение, 2017. – 413 с. – Текст : непосредственный.
Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – Москва: Академ.Проект; Культура, 2015. – 240 с. – Текст : непосредственный.
Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – Москва: Юрайт, 2012. – 510 c. – Текст : непосредственный.
Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. – Текст : непосредственный // Психология развития. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – С. 56-79.
Давидчук, А.Н. Обучение и игра: метод. пособие / А.Н. Давидчук. – Москва: Мозаика-Синтез, 2016. – 276 с. – Текст : непосредственный.
Демиденко, Л.В. Значение дидактических игр в развитии детей / Л.В. Демиденко. – Текст : непосредственный // Проблемы педагогики. – 2020. – №1. – С. 32 – 34.
Знаменщикова, Н.В. Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Знаменщикова, Н.В. Шинкарева. – Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 2 (23). – С. 239-242.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: «Академия», 2017. – 416 с. – Текст : непосредственный.
Коновалова, О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О.В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – C. 65 – 67. – Текст : непосредственный.
Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий – Москва: Просвещение, 2015. – 386 с. – Текст : непосредственный.
Луконина, А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения задавать вопросы / А. Луконина. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/zolotoj-post-maaam-1.html (дата обращения: 05.03.2022). – Текст : электронный.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – Москва: Просвещение, 2016. – 256 с. – Текст : непосредственный.
Меньшикова, Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова. – Томск, 2006. – 122 с. – Текст : непосредственный.
Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» / В. Миленко. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 121-125.
Мухина, В.С. Психология дошкольника: учебное пособие / В.С Мухина. – Москва: «Академия», 2016. – 239 с. – Текст : непосредственный.
Рамонова, К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста / К.М. Романова. – Санкт-Петербург, 2007. – 187 с. – Текст : непосредственный.
Сирбиладзе, П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3 до 7 лет): автореф. дис... канд. пед. наук / П.Г. Сирбиладзе. – Тбилиси, 1966. – 24 с. – Текст : непосредственный.
Сотникова, И.Д. Исследование познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста / И.Д. Сотникова. – Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. – 2009. - №1. – С. 92-94.
Танхаева, Е.Р. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Е.Р. Танхаева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 596-599.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Норма 2018. – 44 с. – Текст : непосредственный.
Шинкарёва, Н.А. Организационно-педагогические условия и особенности развития любознательности у детей шестого года жизни в ДОО / Н.А. Шинкарёва, А.И. Андреева. – Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 20-32.
Щетинина, А.М. Формирование умственных действий у дошкольников : методическое пособие / А.М. Щетинина, Н.П. Смирнова -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 116 с. – Текст : непосредственный.