Фрагмент для ознакомления
2
Обучение грамоте делится на 2 периода: дописьменный и буквенный периоды.
Цель дошкольного периода - включение ребенка с умственной отсталостью в систематическую образовательную деятельность. В начале учебного года учитель проводит педагогическое обследование учащихся: выявляет особенности ориентировки школьников в ближайшем окружении; изучает готовность студентов к звуковому анализу и синтезу; исследует готовность к обучению письму.
Задачи предквартального периода:
1) формирование навыков речевого общения у школьников;
2) развитие произносительной стороны речи;
3) формирование слухового восприятия, развитие фонематического слуха;
4) развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
5) развитие всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической;
6) подготовка к обучению письму.
Целью письменного периода является формирование у учащихся первоначальных навыков письма и чтения. Обучение в этот период делится на 4 этапа. Первый этап. Учащиеся учат гласные [а], [у], [о] и согласные [м], [с], [х]. Это звуки с самым коротким фонематическим рядом, они могут произноситься долго (утрированно), легко объединяются в слог.
Прочитанные на этом этапе слова анализируются по звуковому составу, уточняется значение слов. Для закрепления навыков чтения и письма используются различные задания. Сложность этапа: учащиеся с трудом сливают звуки в слог, пропускают буквы на букве, звуки которой находятся в слабой позиции. Второй этап. Учащиеся знакомятся с согласными [ш], [л], [н], [р] и гласной [с]. Они учатся читать слова, состоящие из прямого и обратного слога. Сложность этапа: учащиеся сталкиваются с акустически близкими звуками (звонкими), с близкими по месту образования ([ц] и [ш]), с близкими по очертаниям ([л] и [м]). 249 УИК БГПУ Третий этап. Учащиеся изучают согласные звуки [к], [н], [т], [з], [в], [ш], [б], [д], [д], [у], гласный [и] и мягкий знак. Сложность этапа: парные согласные ([б]–[р]) появляются за счет звучности и глухоты, что вызывает ошибки при чтении; гласный звук [i] указывает на мягкость предшествующего согласного; появляется согласный звук [у], с которым связано не так много слов, чтобы показать его в сильной позиции. Четвертый этап. Учащиеся осваивают йотированные гласные [э], [и], [у], [э], гласный [э], согласные [ц], [ч], [щ], [ф].
Сложность этапа: учащиеся читают слова со сцеплением согласных; длительное время формируется усвоение буквенного обозначения двух звуков одной буквой (поскольку на предыдущих этапах каждый из этих звуков обозначался отдельной буквой). На третьем и четвертом этапах учащиеся читают не только слова и предложения, но и тексты, в которых встречаются сходные графические знаки и сходные акустические звуки. Изучение русского языка в 1 классе похоже на обучение чтению и письму. Изучаются три учебных предмета: русский язык, чтение, речевая практика [2]. Учащиеся работают с буквенной тетрадью. Ведущим видом деятельности остается игра с элементами обучения. К концу 1 класса учебная деятельность должна стать ведущей.
Глава 2. Экспериментальное изучение методов и приёмов организации работы при обучении умственно отсталых школьников на уроках чтения и письма
2.1. Описание программы констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе казенного общеобразовательного учреждения ??? области ??? школы №??? реализующей основные адаптированные общеобразовательные программы. В школе, на базе которой проводился эксперимент, используется программа В.В. Воронковой.
В нем участвовали:
Алина А. - легкая умственная отсталость;
Виктория А. - умеренная умственная отсталость;
Владимир А. - легкая умственная отсталость;
Данил С. - легкая умственная отсталость;
Роман К. - легкая умственная отсталость;
Тимур Я. - умеренная умственная отсталость;
Ульяна Ч. - легкая умственная отсталость;
Татьяна М. - легкая умственная отсталость;
Никита Р. - легкая умственная отсталость;
Тимур Д. - умеренная умственная отсталость.
Для исследования особенностей словарного запаса учащихся с умственной отсталостью можно использовать следующие методики: Урунтаевой Е.А., рассказ по сюжетной картинке.
1) Урунтаева Е.А. « Изучение словаря детей».
Цель: выявить уровень развития связного высказывания, наличие мимического и пантомимического сопровождения речи.
Подготовка исследования. Подбираются хорошо знакомые детям изображенные на картинках предметы: мяч, ложка, чашка, рукавицы, зонтик.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку предлагают взять картинку и внимательно рассмотреть то, что на ней изображено. В ходе ознакомления задают вопросы: « Что это? Для чего это нужно?» Затем у ребенка спрашивают: « Какой…?», чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать.
Обработка данных. Подсчитывают правильность называния детьми предметов, их частей и свойств. Данные оформляют в таблицу.
2) Методика «Изучение словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи» (рассказ по сюжетной картинке)
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенка просят составить рассказ по сюжетной картинке (см. Приложение 1). Речь ребенка точно фиксируют в протоколе. Кроме того, отмечают выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений.
Обработка данных. Данные протоколов заносят в таблицы. Подсчитывают количество однотипных грамматических и синтаксических ошибок в процентах, а также количество восклицательных, вопросительных предложений и предложений с прямой речью. Особо отмечают наличие в речи детей предложений с однородными членами. Анализируют выразительность речи, мимических и пантомимических движений, сопровождающих её.
Оценка результатов: Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение задания, равно 10, минимальное - 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком из определения всех 10 слов из набора.
Выводы об уровне развития словарного запаса:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
4-7 баллов – средний;
2-3 балла – низкий;
0-1 балл - очень низкий.
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Констатирующий этап экспериментального исследования позволил получить результаты сформированности словаря у группы обучающихся 3 «А» класса. При проведении констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на определение уровня сформированности словаря у обучающихся с умственной отсталостью по заданной теме, были проанализированы результаты тестирования с количественной и качественной стороны. Результаты представлены в таблице 1.
Анализ результатов опроса по данной методике показал следующие результаты: дети данной девиационной группы испытывают трудности в назывании предметов. С заданием справились только 7 детей - все 5 предметов были названы правильно. 2 ребенка назвали только 4 предмета из 5 предложенных, 1 ребенок правильно назвал 3 предмета из 5.
Это свидетельствует о слабом уровне развития детской бытовой лексики. Дети не умеют оперировать понятиями, трудно отличить один предмет от другого (варежки путали с перчатками: «Там еще и пальчики нужны, чтобы руки не мерзли»). Способность различать свойства предметов развита слабо. С заданием справились только 6 детей. 2 ребенка различают свойства при использовании посторонней помощи. 2 ребенка отказались от выполнения задания.
Дети называли основные цвета спектра (красный, синий, зеленый), некоторые дети выделяли вспомогательные цвета (коричневый, сиреневый). Затруднения проявлялись в выделении формы предмета, его размеров. У детей часто отсутствует дифференциация этих понятий друг от друга. Выявлены определенные трудности и при выборе частей объектов. С этим заданием справились 6 детей. 2 ребенка затруднились с ответом и 2 ребенка отказались от выполнения задания. Чаще всего дети выделяют хорошо заметные и знакомые части предмета (ручку зонта, ручку кружки). Некоторые дети также отметили цветы на кружке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипанова Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №2. - С. 24-27.
2. Болдырева, В. Э. Методы и приемы формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников с умственной отсталостью / В. Э. Болдырева, Т. И. Хохрякова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ялта, 16–18 мая 2019 года. Том Часть 1. – Ялта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. – С. 66-69. – EDN SMACTL.
3. Возный, Д. С. Формирование социального интеллекта младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Д. С. Возный // Консолидация интеллектуальных ресурсов как фундамент развития современной науки : Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 декабря 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. – С. 182-189. – EDN FTMVAW.
4. Волкова А.А. Изучение словесно-логического мышления умственно отсталых младших школьников // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 31-36.
5. Воронкова В. В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка: монография. – М. : АСОУ, 2018. – 200 с
6. Гонина О.О., Васильева Ю.С. развитие мыслительной деятельности младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка // Вестник экспериментального образования. 2022. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-myslitelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 18.04.2023).
7. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас [Текст] : метод. пособие / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. — М : АРКТИ, 2019.
8. Грошенкова, В. А. Лингвометодические и психологические основы создания связных письменных высказываний обучающимися с нарушениями интеллектуального развития / В. А. Грошенкова, И. И. Мельникова // Коррекционная педагогика. – 2019. – № 2 (80). – С. 36-44.
9. Дапыян А. М-О. Применение коррекционно-развивающей программы для формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка // Интерактивная наука. 2020. №8 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-korrektsionno-razvivayuschey-programmy-dlya-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-u-mladshih-shkolnikov-s-umstvennoy (дата обращения: 18.04.2023).
10. Дворцова И.Н. Влияние дидактической игры на усвоение знаний по русскому языку учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-usvoenie-znaniy-po-russkomu-yazyku-uchaschimisya-spetsialnoy-korrektsionnoy-shkoly-viii-vida/viewer (дата обращения: 17.04.2023)
11. Дугаева О.А. Изучение и развитие словесно-логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта // Постулат. 2021. № 1 (15). С. 50-57.
12. Емельянова И.А. Экспериментальное исследование словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / И.А. Емельянова, К.В. Шелудченкова // Постулат. 2019. № 6 (20). С. 34-39.
13. Запорожец, А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А. В. Запорожец // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. – М., 2021. – С. 32-36.
14. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи : пособие для педагогов, логопедов и психологов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб. : КАРО, 2018. – 432 с.
15. Коррекционная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / И. А. Зайцева [и др.] ; под ред. В. С. Кукушина. – Ростов-н/Д. : МарТ : Феникс, 2018. – 352 с.
16. Королькова, О. О. Использование мнемотехнических приемов в обучении школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью написанию словарных слов / О. О. Королькова // служение педагогическому делу : сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 31 октября 2021 года. Том Часть 2. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. – С. 11-21. – EDN OYUBGV.
17. Королькова О.О. Педагогический проект "Разработка модели преемственной реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ" // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции, 20-22 мая 2021 года. / Под науч. ред. Ю.В. Богинской. - Симферополь: ИТ "АРИАЛ", 2021. - С. 96-101.
18. Кравцова, С. В. Непрерывное профессионально ориентированное образование как механизм реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / С. В. Кравцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 4. – С. 39- 44.
19. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2019 – 704 с.
20. Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. — М.: Редкая птица, 2020. — 160 с.
21. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / А. В. Ястребова [и др.] ; под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2019. – 240 с.
22. Рафейчик, Т. С. Особенности сформированности синтаксических умений у школьников с умственной отсталостью / Т. С. Рафейчик // Формирование и развитие новой парадигмы науки в условиях постиндустриального общества : сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Киров, 22 ноября 2019 года. – Киров: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. – С. 32-35. – EDN AAMSGV.
23. Шарафутдинова М.Д. Особенности подготовки старших школьников с умственной отсталостью к написанию письменных, творческих работ // Форум молодых ученых. 2020. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-starshih-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu-k-napisaniyu-pismennyh-tvorcheskih-rabot (дата обращения: 17.04.2023).
24. Шатровская В.В., Щербакова О.С. Особенности обучения русскому языку учащихся с нарушениями интеллекта // НИР/S&R. 2021. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-russkomu-yazyku-uchaschihsya-s-narusheniyami-intellekta (дата обращения: 18.04.2023).
25. Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб. : Союз, 2019. – 336 с