Фрагмент для ознакомления
2
Клиническая картина менингита у детей может сильно отличаться от симптомов, присутствующих у взрослых, а также зависеть от возраста, этиологии и других факторов. В зависимости от возраста и других факторов, клиническая картина менингита у детей может варьироваться. Однако, некоторые признаки заболевания, как правило, появляются у всех пациентов. Наиболее распространенными симптомами и признаками менингита у детей являются:
Головная боль: сильная и устойчивая головная боль является одним из наиболее характерных симптомов менингита у детей. Головная боль, как правило, локализуется в затылочной области и усиливается при кашле, чихании, напряжении брюшных мышц.
Рвота и тошнота: тошнота и рвота могут быть связаны с повышенным внутричерепным давлением, вызванным воспалением мягких оболочек головного и спинального мозга.
Лихорадка: высокая температура тела является обычным сопутствующим явлением менингита у детей. Температура может достигать 39-40 градусов.
Нарушение сознания: у детей, страдающих от менингита, часто наблюдается ступор или кома. Дети, особенно младенцы, могут быть беспокойными и плаксивыми.
Жалобы на боль в шее и спине: боль в шее и спине может быть связана с воспалением мягких оболочек мозга, которые проходят вдоль позвоночника.
Судороги: у детей могут возникать судороги в результате повышенного внутричерепного давления.
Нарушения зрения и слуха: некоторые дети могут жаловаться на замутнение или двоение в глазах, а также на нарушение слуха.
Отсутствие аппетита: дети могут отказываться от пищи из-за тошноты и рвоты, а также из-за общих состояния.
Лихорадка, головная боль и рвота составляют характерную менингеальную триаду. Повышение внутричерепного давления приводит к появлению менингеальных симптомов, таких как ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига и Брудзинского. У грудничков наблюдается напряжение, отек и пульсация большого родничка. В тяжелых случаях больные менингитом принимают «менингеальную позу» (лежа на боку с запрокинутой головой и ногами, приведенными к животу). Повышенная чувствительность кожи, светобоязнь и гиперакузия являются типичными признаками менингита. [9]
Основные менингеальные симптомы.
1. Ригидность затылочных мышц: больной лежит горизонтально без подушки, руки вдоль туловища. Для проверки симптома подкладывают руки под затылок и сгибают шею больного. При отрицательном симптоме больной должен дотянуться подбородком к грудине. Нельзя сгибать колени.
2. Симптом Кернига: больной лежит горизонтально, ногу сгибают в коленном и тазобедренном суставах под прямым углом к туловищу; далее выпрямляют ногу – при отрицательном симптоме нога легко и почти полностью выпрямляется (до 180 градусов). Нога в тазобедренном суставе не должна быть разогнута более чем на 90 градусов при поиске симптома.
3. Симптомы Брудзинского - верхний (при проверке ригидности мышц затылка ноги сгибаются в коленях) и нижний (при проверке симптома Кернига с одной стороны вторая сгибается в коленях) .
4. Симптом Лессажа - проверяют у детей раннего возраста. Если ребенка с менингитом поднять за подмышки, при положительном симптоме он сгибает ноги к животу и удерживает их в таком положении в среднем 50-60 секунд, при отрицательном симптоме он будет подживать ноги, опускать, снова поджимать и опускать.
При прогрессировании менингита отмечается нарастание расстройств сознания вплоть до сопора и комы, рецидивирующие тонико-клонические судороги, нарушения дыхания и работы сердца.
Малая выраженность менингеальных симптомов в начальный период заболевания у части больных имеет большое практическое значение, что затрудняет постановку правильного раннего диагноза. Поэтому при малейших сомнениях, подозрении на менингит необходимо провести диагностическую люмбальную пункцию.
Особенно трудно оценить клинические проявления менингита у детей первого года жизни. Такой ребенок еще не может жаловаться на головные боли, однако рвота при отсутствии других признаков заболевания кишечника на фоне высокой интоксикации свидетельствует о внутричерепной гипертензии и требует проведения диагностической люмбальной пункции. Кроме того, у 25% детей до 2 лет гипертоническая болезнь и менингеальные синдромы отсутствуют.
1.3. Лечебно-диагностическая тактика при менингите
Диагностика менингита у детей является сложной процедурой, которая требует выполнения нескольких этапов, включая анамнез, физическое обследование, лабораторное и инструментальное исследование.
Анамнез
Врач должен подробно осмотреть медицинскую карту ребенка и узнать о наличии симптомов менингита, включая высокую температуру, рвоту, головную боль, изменения мышления и поведения, наличие судорог, отношение к свету и шумам, болезненность шеи и других симптомов. Важно выяснить, были ли недавно перенесены инфекционные заболевания.
Физическое обследование
При физическом обследовании врач оценивает состояние кожных покровов, состояние глаз, нервной системы, может проверить рефлексы, а также прослушать сердце и легкие. Измерение температуры тела, проверка частоты дыхания и пульса могут также дать важные данные для диагностики.
Лабораторное исследование
Лабораторное исследование включает проведение анализов крови, мочи и ликвора. Уровни белков и глюкозы в жидкости могут сигнализировать о варианте течения менингита.
Общий анализ крови. Для анализа периферической крови характерно наличие лейкоцитоза в пределах 15-25 х 109/л с нейтрофилией, сдвига лейкоцитарной формулы влево, ускорение СОЭ, анэозинофилии. В литературе имеются данные, что при относительно легких формах менингококкового менингита анализ крови может быть нормальным.
Исследование ликвора. Люмбальную пункцию проводят в стерильных условиях. Ликвор отбирают в 3 стерильные пробирки: пробирку 1 - для биохимических исследований (определение количества белка и глюкозы); пробирку 2 - для бактериологических исследований и пробирку 3 - для цитологических исследований (подсчет клеток). Все пробирки доставляются в лабораторию не позднее 2 часов после забора.
Цереброспинальная жидкость мутная, беловатого цвета, с высоким плеоцитозом, имеет вид разбавленного молока, течет под высоким давлением, плеоцитоз нейтрофилов достигает нескольких сотен и тысяч клеток в 1 мкл, содержание белка повышено, глюкозы снижено. При пункции, сделанной в первый день болезни, ликвор может быть еще прозрачным, плеоцитоз - умеренный, смешанный. При поздней диагностике (позднее 3-5-го дня болезни) или при гипотензивной форме менингита ликвор может не вытекать, а «стоять» в игле. В первом случае это связано с повышенной вязкостью и началом организации гноя с выпадением тяжей фибрина, во втором - с отсутствием ликворного давления. В этих случаях его необходимо аспирировать шприцем.
Инструментальное исследование
Инструментальное исследование может включать проведение компьютерной томографии или магнитного резонанса (КТ/МРТ). Данные методы позволяют подробно рассмотреть изменения в мозге и спинном мозге, а также обнаружить очаги менингита.
После завершения вышеописанных процедур могут потребоваться другие методы диагностики, включая рентген, ЭКГ, а также дополнительные пробы для идентификации определенных бактерий и вирусов.
Таким образом, диагностика менингите требует высокой компетенции и опыта врача. Лабораторные и инструментальные методы, используемые при диагностике менингита, достигли значительных успехов в последние годы благодаря новым технологическим разработкам и методам исследования, что позволяет врачам быстрее и точнее диагностировать заболевание. Однако, необходимо постоянно следить за тем, что находится на переднем крае науки в области диагностики менингита, чтобы улучшать практику и повышать качество медицинской помощи детям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анненкова, И.Д. Инфекционные болезни у детей: Учебник для педиатрических факультетов медицинских вузов / И.Д. Анненкова, И.В. Бабаченко, Е.В. Баракина . - СПб.: СпецЛит, 2012. - 623 c.
2. Белоусова, А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: Учебник / А.К. Белоусова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 364 c.
3. Белоусова, А. К. Практические навыки и умение медсестры инфекционного профиля / А.К. Белоусова, Л.А. Сербина. - М.: Феникс, 2021. - 128 c.
4. Бережнова, И.А. Инфекционные болезни: Уч. Пос / И.А. Бережнова. - М.: Риор, 2015. - 152 c.
5. Дифференциальная диагностика нейроинфекций у детей: метод. указ. для студентов V–VI курсов, врачей-интернов / О.Н. Ольховская, С.В. Кузнецов, Т.С. Копейченко и др. – Харьков: ХНМУ, 2014. – 36 с.
6. Качаровская, Е. В. Сестринское дело в педиатрии / Е.В. Качаровская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 128 c.
7. Королева И.С., Белошицкий Г.В., Королева М.А. Менингококковая инфекция и бактериальные гнойные менингиты в Российской Федерации: десятилетнее эпидемиологическое наблюдение // Эпидем и ифекц. болезни. Актуальн. вопросы. - 2013. - N 2. - с. 15 - 20.
8. Сестринское дело при инфекциях: сборник тестовых заданий, контрольные материалы для специалистов со средним медицинским образованием / Г. Г. Строкина, В. В. Миллер, Т. В. Фокина и др. – Красноярск, КГБОУ ДПО ККЦПК ССМО, 2018. – 114 с.
9. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии. Учебник / Т.В. Антонова и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 416 c.
10. Скрипченко Н.В., Вильниц А.А. Менингококковая инфекция у детей/Руководство для врачей. / СПб.-Тактик-Студио. - 2015. - 840 с.
11. Тимченко, В. Инфекционные болезни у детей: учебник / В. Тимченко. - СПб.: Спецлит, 2012. - 623 c.
12. Тульчинская, В. Д. Сестринское дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова. - М.: Феникс, 2019. - 384 c.
13. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни у детей. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2010. - 688 с.
14. Шувалова, Е.П. Инфекционные болезни / Е.П. Шувалова. - СПб.: Спецлит, 2019. - 575 c.