Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования личностной идентичности является одним из ключевых аспектов развития личности как в молодом, так и в зрелом возрасте. Она связана с процессами структурной и смысловой перестройки самосознания, что особенно важно для юношеского возраста.
Современная социальная среда, особенно в образовательной области, предъявляет новые требования к личности, такие как личностная стойкость, стремление к успеху и постоянное саморазвитие. С другой стороны, кризисы социального устройства общества могут привести к диффузии и размыванию ценностей, что также влияет на формирование личностной идентичности.
Изучение проблемы идентичности личности является актуальным в свете недостаточной ее изученности в зарубежной и отечественной психологии. В целом, формирование идентичности личности – это сложный процесс, и его изучение является важной задачей для психологии как научной дисциплины.
Данная тема имеет достаточно обширный научный фон, который представлен работами таких авторов, как Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. и других. Это свидетельствует о многолетнем интересе специалистов к проблеме формирования личностной идентичности.
Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как она является предметом изучения не только психологии, но и других наук, таких как социология, философия, педагогика и т.д. Этот актуальный и широкий спектр исследований свидетельствует о значимости проблемы формирования личностной идентичности в нашей постоянно меняющейся современной среде.
Цель данной работы заключается в рассмотрении возрастно-психологических особенностей личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте.
Объектом исследования являются составляющие личностной идентичности, которые помогут понять такие факторы, как самосознание, самооценка, социальные и ролевые позиции и другие характеристики.
Предметом исследования являются особенности личностной идентичности в разном возрасте, которые могут являться диагностическим критерием для понимания и анализа индивидуальных различий.
Базой исследования стали студенты-психологи третьего курса заочной формы обучения. В опросе приняли участие 40 человек, в возрасте от 20 до 40 лет. Исследование было проведено в период с 6 февраля по 26 февраля 2017 года. Данные данные позволят провести анализ возрастных изменений личностной идентичности и создать более объективную картину данного явления.
Для достижения цели работы будут решены следующие задачи:
1. Изучение теоретических и научных понятий, связанных с личностной идентичностью.
2. Рассмотрение сущности и специфики самоактуализации личности в различных возрастных группах, с учетом возрастных изменений.
3. Систематизация и обобщение научных подходов к проблеме формирования личностной идентичности, имеющихся в специальной литературе.
4. Определение особенностей личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте через анализ данных опроса студентов-психологов.
5. Представление собственного видения на данную проблему и разработка путей ее решения, учитывая возможности психологической помощи и поддержки.
Гипотеза, выдвинутая для исследования, заключается в том, что личностная идентичность может быть сформирована не у всех в молодом возрасте, но может достигнуть наивысшего уровня в зрелом возрасте.
Теоретическое значение проведенного исследования состоит в обобщении научного знания и существующих подходов к изучению проблемы личностной идентичности.
Оптимальный выбор методов исследования является важным фактором для успешного выполнения поставленных задач в работе.
Для проведения исследования личностной идентичности были использованы различные методы, включая сравнительно-сопоставительный анализ, анализ, синтез и дедукцию. Также были применены методы МИЛИ Л.Б. Шнейдер и методика «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд) для более точной и полной оценки составляющих личностной идентичности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕЙ ЮНОСТИ И ЗРЕЛОСТИ
1.1.Понятие личностной идентичности
Идентичность - это структура, воспринимаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства личности, которая проявляется при взаимодействии с другими людьми, которые признают эту идентичность. Чувство идентичности сопровождается ощущением направленности и смысла жизни, а также уверенностью в том, что окружающие одобряют личность.
Дж. Марсиа определяет идентичность как структуру эго - самосоздающуюся, динамичную организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории. Идентичность можно разделить на 2 аспекта: социальный и личностный. Социальный аспект является результатом внутренней интериоризации социальных позиций, а личностный аспект представляет собой результат сознательного выбора одной из множества альтернатив развития. Личностная идентичность - это результат использования понятий, выработанных в процессе социальной категоризации.
Идентичность является динамической структурой, развивающейся на протяжении всей жизни. Развитие идентичности проходит через кризисные периоды, когда структура идентичности перестает выполнять свои функции из-за изменения биологического или социального контекста существования личности. Важными сферами жизни, которые влияют на формирование идентичности являются: выбор профессии и профессионального пути, принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений, формирование политических взглядов и принятие социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.
В зарубежной психологии, идентификация является ключевым понятием, связанным с исследованием различных психологических процессов и феноменов, таких как "Я-концепция", "самоопределение", "самоуважение" и другие. З. Фрейд впервые ввел понятие идентификации и выделил различные типы этого процесса, отметив его противоречивость. Он считал, что идентификация является ранней формой эмоциональной связи с другими людьми, которая выражается в стремлении формировать свое "Я" по образу и подобию чужого "Я". К.Г. Юнг понимал идентификацию как отчуждение субъекта от самого себя в пользу объекта, в который он перемаскируется. Он также использовал это понятие для описания духовных движений, деловых предприятий и психологических функций, таких как мышление, чувство, ощущение и интуиция[1]
Дж. Тернер проводил исследования в области идентификации и идентичности в рамках когнитивной психологии. Он пришел к выводу, что личность может реализоваться через членство в группе и причисление себя к определенному полюсу - социальному или личностному. Г. Тэджфел утверждал, что поведение человека определяется как социальной, так и личностной идентичностью, и происходит постепенный процесс трансформации социально-групповых категорий в категории самосознания личности. Однако, в зарубежной и отечественной психологии проблема идентификации и идентичности остается недостаточно изученной, и требует дальнейших исследований. В работах различных авторов идентификация связывалась с принятием роли, следованием поведенческим или личностным характеристикам другого лица, а также рассматривалась как процесс социализации и индивидуализации.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 14-16.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2015. - 254 с.
3. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 368 с.
4. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2015. - № 3-4. - С. 25-28.
5. Ермолаева, М.В. Особенности внутренней позиции студентов-психологов / М.В. Ермолаева, Д.В. Лубовский // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 45.
6. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах / М.В. Ермолаева. - Воронеж: МОДЭК, 2016. - 420 с.
7. Калитеевская, Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Е.Р. Калитеевская // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 31-33.
8. Калитеевская, Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, И.В. Бородкина // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 45.
9. Леонтьев, Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения / Личностный потенциал: структура и диагностика / Д.А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 2015. - 125 с.
10. Леонтьев, Д.А. Личностное измерение человеческого развития / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 68.
11. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 258 с.
12. Леонтьев, Д.А. О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» / Д.А. Леонтьев // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 1. - С. 55-57.
13. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2014. - 452 с.
14. Леонтьев, Д.А. Траектории личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростков-сирот / Д.А. Леонтьев, О.В. Сулимина, А.С. Бастракова // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С.87.
15. Лукина, В.С. Развитие внутренней позиции профессионала в ходе профессионального обучения в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психологических наук: 19.00.13 / В.С. Лукина. - М., 2014.