Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения процессов формирования исторической памяти также связано с изученностью этой проблемы на уровне осуществления социологического анализа, определение доминирующих основные элементы, которые влияют на процессы формирования и восприятия исторической действительности.
Одной из важнейших социальных проблем российского общества в начале XXI века был поиск наилучшего социального механизма сохранения и обновления исторической памяти подрастающего поколения. Сохранение традиций и понимание традиционных культурных ценностей представляется одним из ключевых факторов консолидации и стабильности российского общества. В то же время существующие социальные и культурные практики общественной жизни являются мотивирующим фактором для формирования исторической памяти молодежи. Эта память отличается от исторической памяти старшего поколения. Она включает в себя не только уровень серии событий, но и оценки, стереотипы и системы ценностных ориентаций. В результате в современном обществе усилилось противоречие повышения уровня инновационности, и необходимо сохранять традиции в содержании исторической памяти современной молодежи.
На данном этапе некоторыми учеными предлагается исследование по формированию исторической памяти. Исследования в основном проводятся на стыке наук: социологии, истории и педагогики. Среди исследователей, уделявших внимание этой проблеме, необходимо отметить, М. Хальбвакса, И. В. Бестужев-Лада, М. В. Соколова и др.
На данном этапе некоторые ученые изучают формирование исторической памяти. Исследования в основном проводятся на стыке наук: социологии, истории и педагогики. Среди исследователей, обеспокоенных этим вопросом, следует отметить, что Е.В. Андрюшина, П. И. Бабочкин, А.В. Белоусов, А.В. Белоусов, И.И. Бурлакова и др.
Специфика функционирования исторической памяти и процессы ее формирования рассматривались в работах В.В. Кулиша, Т.П. Шилиной, В.Э. Бойко, К.Ю. Автайкиной, О.Л. Блохиной и пр.
Основными терминами, изучаемыми в исследовательском контексте данной работы, являются: социологические и культурные концепции социальных изменений; социологические концепции человеческой и социальной жизнеспособности; теория конструирования социальной реальности; теория социальной инерции образования; социально-философские теории сознания и памяти; психологические теории памяти; социологическая теория жизненного самоопределения молодежи.
Объектом изучения в данной работе является историческая память, как аспект сознания студенческой молодежи.
Предметом изучения в данной работе является процессы и составляющие формирования исторической памяти студенческой молодежи.
Цель исследования – рассмотреть историческую память студенческой молодёжи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать вопрос формирования исторической памяти в научных исследованиях;
рассмотреть понятие и составляющие исторической памяти студенческой молодежи;
определить организация и результаты исследования;
дать анализ результатов исследования.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и библиографический список.
Глава 1. Теоретические аспекты и понятия формирования исторической памяти студенческой молодежи
1.1. Вопрос формирования исторической памяти в научных исследованиях
На ниве изучения исторической, социальной, культурной, локальной, кибер- и прочей памяти работали и работают многие отечественные историки, социологи, философы, психологи. За последние несколько лет в свет вышло несколько новых изданий, посвящённых анализу исторической памяти, в частности, политики памяти, учебник по курсу «Историческая память», имеющий не только уже 2-е издание, но и положительные рецензии.
Всё это многообразие безусловно свидетельствует о том, что концепт исторической памяти сегодня весьма востребован и популярен. Начнём с основного определения памяти. «Память – это способ конструирования людьми своего прошлого», которая может изучаться как «память-свидетельство людей, переживших некий опыт», и напротив, как «репрезентации прошлого и его конструирования через медиа памяти – книги, фильмы, монументы, церемонии и т. д.».
Традиция критического отношения к термину «историческая память» восходит к основателю школы Анналов М. Блоку, который упрекал Хальбвакса, «пионера в исследованиях памяти», за то, что «коллективная память» – это метафора, поэтому не может использоваться в научном дискурсе.
В отечественной науке критическое отношение к концепту «историческая память» прослеживается в работах специалистов по теории и социологии исторического знания И. Савельевой и А. Полетаева. Как и многие современные исследователи, они противопоставляют историческое знание (науку) и «историческую память». Отмечая нечеткую концептуализацию понятия «историческая память» и критикуя неоправданное увлечение исследователей новым термином, авторы отмечают: «Знания запечатлены в текстах и других материальных носителях, а память – это способность индивидуальной психики» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрюшина, Е.В. Государственная молодежная политика в российском обществе: Этапы, основные направления, показатели результативности / Е.В. Андрюшина // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. – № 67. – С. 269-281.
2. Бабочкин, П. И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия / П. И. Бабочкин // Соц.-гуманит. знания. – 2019. – № 1 – С. 28.
3. Белоусов, А.В. Зарубежный опыт в управлении государственной молодежной политикой / А.В. Белоусов // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 9 (26). – С. 85-87.
4. Белоусов, А.В. Молодежный парламентаризм как способ развития системы управления молодежной политикой / А.В. Белоусов // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.4 (25). – С. 47-50.
5. Бурлакова, И.И. Патриотическое воспитание: от слов к делу: учебно-методическое пособие. / И.И. Бурлакова. – М.: 2019. – С. 22.
6. Володин О.Н. Воспитание исторической памяти в мемориальных произведениях Н.М. Рубцова // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2023. № 01 (10). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scipress.ru/fai/ articles/vospitanie-istoricheskoj-pamyati-v-memorialnykh-proizvedeniyakh-nm-rubtsova.html
7. Глущенко, Г.Ю. История versus память: к проблеме взаимосвязи истории и памяти / Г.Ю. Глущенко // Философская мысль. – 2018. - № 1. - С.37-50.
8. Кормильцева, Е.А. Методика развития креативности у студентов. Учет особенностей психологии молодости / Е.А. 4. Кормильцева // Наука и общество: Проблемы современных исследований: XIII Международная научно-практическая конференция: сборник статей в 3-х ч. Омск: Изд-во ОмГА, 2019. Ч.3. С.12-16.
9. Лебедев, С.Д. Социальная травма и ценности поколений: Великая Отечественная война в исторической памяти студенческой молодёжи / С.Д. Лебедев // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 2.
10. Полежаев, Д.В. Воспитание патриотизма – общее дело: деятельность ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания. Учебный год, 2(55). 2021 – С.14–19.
11. Постникова, Е.А. Современная государственная молодежная политика в России: цели, задачи, направления, обеспечение прав / Е.А. Постникова // Научная палитра. – 2019. – № 1 (23). – С. 22.
12. Портнова, А.А. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики в РФ / А.А. Портнова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 12 (29). – С. 725-728.
13. Сафронова, Ю.А. Историческая память: введение : учебное пособие / Ю. А. Сафронова. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. – 220 с.
14. Старостин, В.П. Проблемы и перспективы реализации российской молодежной политики / В.П. Старостин // Научные горизонты. – 2019. – № 2 (18). – С. 120-126.
15. Событие в истории, памяти и нарративах идентичности. / Под общ. ред. Л.П. Репиной. М.: «Аквилон», 2017. – 400 с.
16. Стожко, К.П. Историческая память как социокультурный феномен // Наука, образование, культура: межвузовский сборник научных статей. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ГАУ, 2023. – Выпуск 5. – 376 с.
17. Танина, М.А. Теоретико-методологические аспекты анализа исторической памяти российской молодежи / М.А. Танина // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №7. – С.24-27.
18. Танина, М.А. Особенности исторической памяти студентов российской провинции / М.А. Танина // Теория и практика общественного развития. 2021. № 10. – С. 77-82.
19. Тесницкая, Е.И. Анализ основных тенденций в государственной молодежной политики РФ / Е.И. Тесницкая // Наука и Образование. – 2019. – № 2. – С. 367.
20. Тульчинский, Г.Л. Философия истории и нарративы исторической памяти / Г.Л. Тульчинский // Философский журнал. 2019. – Т.12. № 1. – С.117 – 129.
21. Шестакова, О. Е. Формирование у молодежи патриотического сознания, исторической памяти через изучение истории Великой Отечественной войны / О. Е. Шестакова. // Молодой ученый. – 2020. – № 8 (298). – С. 252-254.
22. Шнирельман, В.А. Социальная память: вопросы теории // Историческая память и российская идентичность / под. ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М.: РАН, 2018. – 508 с.
23. Юлаева, Н.М. Понятие молодежной политики / Н.М. Юлаева // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4 . – С. 68.
24. Ярмак, О.В. Коллективная память о Великой Отечественной войне как сеть в понимании акторно-сетевой теории. MODERN SCIENCE (7), / О.В. Ярмак. – 2021. – С.269-271.
25. Ярмак, О.В. Севастополь в конструкции коллективной исторической памяти: анализ информационных потоков Рунета с использованием bigdata. Журнал «Кант» (2)(39). / О.В. Ярмак. – 2021. – С.285-292.