Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное образование является начальным звеном непрерывного образования ребенка и направлено на обеспечение условий для полноценного разностороннего развития детей. Важное место в этом процессе занимает работа по математическому развитию детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у детей математических представлений о форме, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, а также о счете.
Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать независимость числа от пространственно-качественных особенностей предметов.
Вклад в теорию и методику обучения счету детей дошкольного возраста внесли А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.В. Глаголева, Т.И. Ерофеева, A.M. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, Л.Г. Петерсон, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева, Е.И. Щербакова и многие другие педагоги. Но несмотря на теоретическую и практическую значимость представленных исследований, проблема обучения счету сегодня остается актуальной и требует изучения с точки зрения коррекционной педагогики.
Одной из категорий детей, у которых возникают проблемы в освоении счетных операций, являются дошкольники с задержкой психического развития. В результате снижения познавательных функций – мышления, внимания, памяти – у детей с задержкой психического развития возникают трудности в обучении, в формировании элементарных математических представлений вследствие замедленного темпа восприятия, трудностях осмысления сенсорной информации, ограниченности представлений об окружающем мире, эмоционально-волевой незрелости, недостаточной познавательной активности (В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Е.Е. Сухарева). Для формирования представлений о счете в работе с детьми с ЗПР необходимо использовать различные образовательные технологии, которые будут учитывать особенности детей и создавать условия для освоения счетных операций.
Актуальность данной проблемы и необходимость ее изучения обусловили выбор темы исследования: «Особенности счетных операций детей 5-6 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования – изучить особенности счетных операций детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс освоения счетных операций детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития счетных операций детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения счету детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности счетных операций детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Составить рекомендации по психокоррекционной работе по развитию счетных операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
– методы обработки и интерпретации результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с ЗПР в количестве 12 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
ГЛАВА I К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Ключевое понятие «счетные операции»: определение, классификация, виды, функции
По Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования обучение счету осуществляется в образовательной области «Познавательное развитие». Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, в том числе о счете, количестве и числе [22].
Счет – первая и основная математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств. Счетом является установление взаимооднозначного соответствия между двумя множествами. В истории развития человечества долгое время использовался дочисловой счет. Человек сравнивал множества, констатировал их равночисленность (равенство) или не равночисленность (столько же, меньше, больше...). С появлением натуральных чисел человек в качестве одного из множеств стал использовать числовой ряд.
Счет – это деятельность, которая состоит их ряда взаимосвязанных компонентов, каждым из которых ребенок должен овладеть:
– соотнесение слов-числительных, называемых по порядку, с предметами (порядковый счет);
– определение итогового числа (количественный счет).
В результате этой практической деятельности осваивается последовательность чисел.
Счетные операции – это операции по вычислению, определению каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел. Под влиянием овладения счетом у детей дошкольного возраста формируются четкие представления о месте, порядке следования, количественном значении числа, отношении его к другим числам (в пределах 10).
Виды счетных операций:
1. Определение количества предметов (сколько?).
2. Определение чисел в большем и меньшем на один от заданного их числа (какое число следующее? какое числе предыдущее?).
3. Прямой и обратный счет в пределах 10 (старший дошкольный возраст).
4. Определение порядка чисел [9].
Классификация счетных операций в соответствии с этапами развития счетной деятельности по А.М. Леушиной:
1. Выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один (дочисловой период, ранний возраст).
2. Сравнение смехных множеств поэлементно, множеств, отличающихся по количеству элементов на один (дочисловой этап, младший дошкольный возраст).
3. Образование числа – сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну – по два, по четыре и т. д.). Результат – итог счета, обозначенный числом. Ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат – число (числовой этап, средний дошкольный возраст).
4. Отношения между смежными числами натурального ряда. Результат – понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее – на единицу меньше последующего (шестой год жизни).
5. Счет группами по 2, по 3, по 5. Результат – подведение детей к пониманию десятичной системы счисления (седьмой год жизни).
6. Образование чисел второго десятка. Десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то получится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьною обучения [16].
Функции счетных операций заключаются в том, что дети осваивают основные понятия «счет», «число», учатся определять количество предметов, вести прямой и обратный счет (образовательные функции). В процессе счетных операций у детей формируется мышление, развивается речь, осваиваются новые понятия и термины (развивающая функция). Счетная деятельность воспитывает интерес к математике, стимулирует познавательную активность (воспитательная функция).
Таким образом, работа по формированию у детей понятия числа и счета ведется на протяжении всего дошкольного возраста. Представление о числе формируется, во-первых, в результате сравнения множеств, а, во-вторых, при измерении величин и отмеривании (воспроизведении) величин, равных данной величине. В старшем дошкольном возрасте количественные представления в процессе обучения формируются под влиянием овладения счетной и измерительной деятельностью. Счетные операции – это операции по вычислению, определению каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел.
1.2 Особенности счетных операций у детей старшего дошкольного возраста в норме
Дошкольное детство – особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, возникает внутренняя регуляция поведения. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В дошкольном детстве
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баряева Л.Б. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 121 с.
2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) / Л.Б. Баряева. – СПб.: СОЮЗ, 2002. – 479 с.
3. Бедарева И.А. Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация / И.А. Бедарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. – Горно-Алтайск, 2019. – С. 273-278.
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
5. Болотникова Е.С. Профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е.С. Болотникова // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей / под общей редакцией Т.М. Сигитова. – Пермь, 2016. – С. 190-193.
6. Бусырева Л.П. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников / Л.П. Бусырева, Л.С. Летягина, Ю.С. Кочура // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 8. – С. 22-26.
7. Гудиева И.З. Особенности обучения и развития детей с задержкой психического развития / И.З. Гудиева // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Орехово-Зуево, 2022. – С. 190-194.
8. Емелина Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2018. – № 1. – С. 4-12.
9. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
10. Игралочка: практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2010. – 224 с.
11. Кодратьева С.Ю. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «группы риска» / С.Ю. Кондратьева // Специальное образование. – 2011. – № 1 (21). – С. 42-49.
12. Кондратьева С.Ю. Вопросы профилактики графической дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Кондратьева // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 1 (69). – С. 70-77.
13. Кондратьева С.Ю. Профилактика дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации / С.Ю. Кондратьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 22-34.
14. Коршуневская Н.И. Задержка психического развития: понятие и основные разновидности. Особенности диагностики / Н.И. Коршуневская // Научное образование. – 2020. – № 2 (7). – С. 108-110.
15. Кретнева Е.В. Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития / Е.В. Кретнева, И.Г. Сытенко, О.О. Гура // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 10 (37). – С. 50-51.
16. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
17. Матвеева О.С. Особенности дошкольников с задержкой психического развития: клинические классификации / О.С. Матвеева // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 4 (12). – С. 41-44.
18. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: учебное пособие / З.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 384 с.
19. Новикова Е.Ю. Психолого-педагогические характеристики и особенности детей с ЗПР / Е.Ю. Новикова, М.П. Григорюк // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. – Уфа, 2018. – С. 110-112.
20. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
21. Павалаки И.Ф. Классификации задержки психического развития и перспективы обучения / И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1 (16). – С. 175-183.
22. Профилактика и коррекция дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста: монография / С.Ю. Кондратьева. – М.: Парадигма, 2017. – 264 с.
23. Семенова Н.Г. Развивающие занятия с использованием игры «Математический планшет» / Н.Г. Семенова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 6. – С. 14-17.
24. Судакова С.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития по адаптированным основным образовательным программам / С.В. Судакова // Научный Лидер. – 2021. – № 22 (24). – С. 34-38.
25. Фукалова Ю.Ю. История изучения формирования количественных представлений и навыков счета у дошкольниов с ЗПР / Ю.Ю. Фукалова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 116-119.
26. Хаимская Е.В. Особенности логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.В. Хаимская, В.Н. Зиновьева // Научный аспект. – 2021. – Т. 6. № 1. – С. 649-660.
27. Шуваева Д.О. Классификация ЗПР как итог научной деятельности К.С. Лебединской / Д.О. Шуваева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – Новосибирск, 2018. – С. 201-202.
28. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.