Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблематика художественного образа остается малоизученным аспектом российского искусствознания. Период демократического реализма в русском и зарубежном изобразительном искусстве, вызванный насущной потребностью символизации общественных процессов, представляет, в этой связи, уникальный материал.
Глубокие и разнообразные направления в исследованиях составляют в наши дни достаточно прочный фундамент, позволяющий перевести на качественно новый уровень представление о сложности и художественной культуры второй половины 19-начала 20 века. Они дают возможность переосмысления и расширения подходов к пониманию художественного образа.
В ситуации неоднозначности и кризисной остроты современного вектора развития общества, разрушения института традиционной семьи, возникает необходимость обращения к образцам исторически сложившегося гендерного уклада, ярче всего репрезентированного в произведениях художественной культуры.
Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.
Степень научной разработанности проблемы. Общие проблемы эстетики, стилистики символизма и модерна анализируются искусствоведами и культурологами: отечественными М. Т. Алпатов, Е.И. Кириченко, И.В. Клюева, Е.Н. Лазарев, Н. С. Степанян, Г. Ю. Стернин, В. С. Турчин, и зарубежными Г. Бар, М. Валлис, М. и Д. Герхардус.
Интерес к феномену портрета занял значительное место в работах отечественных исследователей Л. П. Новицкого, Е.А. Борисова, Г. Д. Филимонова которые заложили основы для дальнейшего изучения истории развития портретного жанра в русской культуре.
Объектом исследования является наследие отечественного и зарубежного портрета в живописи.
Предмет исследования - мужские и женские образы художников.
Цель курсовой работы – рассмотреть мужские и женские образы в зарубежной и русской живописи.
Задачи:
-исследовать образ женщины на картинах великих художников;
-рассмотреть идеал женской красоты на картинах известных художников;
-проанализировать историю мужского портрета;
-определить мужской образ в истории искусств.
Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование осуществляется на стыке нескольких научных областей: культурологии, искусствоведения, эстетики, социологии. Его методологической базой являются общетеоретические труды ведущих отечественных и зарубежных ученых: В. П. Бранского, К. Гилберт, Г. Зедльмайра, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, В. П. Шестакова.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ЖИВОПИСИ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ
1.1. Женщины на картинах великих художников
Известно, что художники - люди не только ранимые, но и чувственные. Именно это их свойство, более чуткого восприятия мира, позволяет им подмечать то, чего не замечаем мы. Если бы не было искусства и художников, мы бы, вероятно, знали о красоте гораздо меньше.
Художники не только видят красоту, но и нуждаются в ней. Наверное, поэтому в поисках вдохновения, художники обращались к своим музам, женам и любовницам. Увековеченные в полотнах великих художников, они украшают сегодня ведущие музеи мира и являются признанными шедеврами мировой художественной культуры. Большинство - этих картин, мы сегодня воспринимаем как священные объекты храма искусства, героини, на них изображенные, являются художественными образами, архетипами, которые уже невозможно вычеркнуть из сознания.
Живописцы во все времена использовали женский образ для создания красивых полотен, для выражения своего восхищения перед их красотой или даже для создания женского идеала .
Великолепные картины, которые вошли в историю мировой живописи и сегодня считаются настоящими шедеврами мирового значения, так много, что перечислить их все вряд ли вообще возможно. Художники во все времена писали своих жён, матерей, дочерей, знакомых, подруг, известных и влиятельных женщин. Портреты и жанровые сцены, картины на мифологические и религиозные темы.
Женская красота в картинах таких художников имеет некую глубинную составляющую. Великие художники пытались не просто передать внешние данные, но также пытались показать их эмоциональность, характер, душевную красоту.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ и интерпретация художественного произведения искусства. Учебное пособие для вузов/ Ред. Н.А. Яковлева. М.:»Высшая школа», 2005. -551 с.
2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: Просвещение, 2003. - 223 с.
3. Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. -М.: Прогресс-Традиция,2002. -752 с.
4. Бойко Н. Истории знаменитых полотен / Н. Бойко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 224 с.
5. Ветрова Г. Русское искусство: детская энциклопедия. - М.: Белый город, 2010. - 64 с.
6. Волков Н. Н. Композиция в живописи/ Н. Н. Волков. - М.: Искусство, 2008. – 263 с.
7. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учеб. пособие для студентов вузов/ Ю. Я. Герчук. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 317 с.
8. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века.- М.: Изд-во Московского университета, 2004. - 197 с.
9. Европейская живопись XXII-XX вв.: энциклопедический словарь. - М.: Искусство; NOTA BENE, 2009. - 527 с.
10. Ильина Т.В. Изобразительное искусство: от техники к образу. - СПб.: Методологический консультационный центр, 2006. - 280 с.
11. Стародуб К.И.: Рисунок и живопись. - Ростов н/Д: Феникс, 2011
12. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре/ В. А. Фаворский; сост. и вступ. ст. Е. С. Левитина. - М.:Книга,2006. - 240 с.
13. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы/ В. Хофман; пер. с нем. А. Белобратова; ред. И. Чечот и А. Лепорк. – Спб.: Академический проект, 2004 – 560 с.