Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Таможенные вопросы многомерны и многогранны. Поскольку таможенное дело само по себе является неоднородным и сложным явлением, в настоящее время его можно выделить по тому или иному аспекту, выбранному автором. Ведь даже если проанализировать действующий Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ и другие законодательные акты, имея в виду только правовые аспекты, сразу становится ясно, что таможенная тематика имеет конституционно-правовые и административно-процессуальные основы и аспекты, гражданско-правовые и уголовно-правовые аспекты, элементы финансового и налогового права и многие другие отрасли права. Сразу становится понятно, что новизна и неизученность самого таможенного права, его особенностей, институционального подхода, дифференцированного анализа, основных и конкретных институтов таможенной деятельности и, в частности, таможенного права, только начинается и в этом отношении предстоит большая кропотливая работа. Поэтому в качестве темы исследования был выбран такой важный аспект, как система органов Федеральной таможенной службы РФ и их полномочия.
Глава 1. Федеральная таможенная служба в системе правоохранительных органов России
1.1.Система таможенных органов
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Таможенными органами являются:
-федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
-региональные таможенные управления;
-таможни;
-таможенные посты.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможенных органов и таможенных постов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Функции таможенных органов и их способность выполнять конкретные таможенные задачи, предусмотренные частями 2-4 ст. 253 Федерального закона ФЗ 289-ФЗ, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела.
1.2.Функции таможенных органов
Таможенные органы в пределах своих полномочий обеспечивают выполнение на территории РФ обязанностей и функций, установленных ст.351 ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ, а также осуществляют следующие функции:
-обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в области таможенного дела и взаимодействует с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам таможенного дела;
-обобщает таможенную статистику РФ;
-в пределах своей компетенции лицензирует валютные операции, осуществляемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Федерации, ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, а также валютные операции, осуществляемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Федерации, ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ и контролировать соблюдение условий лицензии;
-проверять маркировку товаров при таможенном контроле в отношении товаров, имеющих обязательную маркировку, предусмотренную международными конвенциями РФ или законодательством РФ;
-выявлять, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов;
-осуществлять оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, противодействие коррупции и обеспечение собственной безопасности в соответствии с законодательством РФ;
-оказывать содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, противодействовать незаконному обороту товаров, в том числе интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и других, при их перемещении через таможенные границы Федерации и (или) государственные границы РФ;
-бороться с коррупцией и коррупционными проявлениями в таможенных органах, некоммерческих организациях и государственных унитарных предприятиях, указанных в ч.1 ст.274 ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ;
-в пределах своей компетенции обеспечивает соблюдение прав и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенные границы Союза и создает условия для ускоренного перемещения товаров через таможенные границы Союза;
Глава 2. Назначение Федеральной таможенной службы Российской Федерации
2.1. Полномочия Федеральной таможенной службы России
В соответствии с ст.1 Постановления Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти и в соответствии с законодательством РФ осуществляет административные и контрольные функции в области таможенного дела (таможенного контроля), функции органа денежного контроля, функции по защите прав интеллектуальной собственности, меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, обеспечение соблюдения мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, функции по реализации функций (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2021 № 938).
Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов РФ. В своей деятельности Федеральная таможенная служба руководствуется Конституцией РФ, Федеральной конституцией, актами, составляющими международные договоры РФ и право Евразийского экономического союза (международные договоры и акты таможенного регулирования), федеральным законодательством, актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными актами Министерства финансов РФ, нормативными актами Центрального банка РФ.
Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов РФ, Центральным банком РФ, государственными органами и иными организациями, через территориальные органы Федеральной таможенной службы и представительства (агентов) в иностранных государствах.
Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия:
Контроль и надзор в установленной сфере деятельности, в том числе:
Соблюдение международных договоров и законов, регулирующих таможенные правоотношения в сфере таможенного регулирования в пределах установленной компетенции Федеральной таможенной службы, законов РФ о таможенном регулировании и принятых на их основе нормативных правовых актов.
Внешнеторговые бартерные операции.
Соблюдение порядка осуществления международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через государственные границы РФ.
Международных договоров и законодательства в области таможенного регулирования, ветеринарного, санитарно-эпидемиологического благополучия, качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, фитосанитарии, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в части полномочий таможенных органов, установленных законодательством РФ, Правительством РФ, пунктами пропуска через государственную границу РФ. Соблюдение требований законодательства.
2.2.Эффективность работы Федеральной таможенной службы России в условиях цифровизации и внедрении новых электронных технологий
Следует отметить, что эффективное выполнение возложенных на таможенные органы задач возможно только при дальнейшей цифровизации и внедрении новых электронных технологий во всех сферах деятельности таможенных органов. В ближайшее десятилетие таможенные органы должны перейти от цифровых к интеллектуальным таможням. Это потребует внедрения искусственного интеллекта и цифрового взаимодействия между таможенными органами ЕАЭС.
Это также требует создания единой цифровой платформы как основы для функционирования совершенно новой модели пунктов пропуска, которая позволит автоматизировать все возможные процедуры. При этом необходимо обеспечить тесное взаимодействие баз данных различных видов национального контроля перемещаемых через границу товаров и таможенных органов стран ЕАЭС.
Новые процедуры не только повысят эффективность таможенных операций, но и создадут барьеры против недобросовестных участников внешней торговли. Напротив, более быстрые и дешевые таможенные процедуры привлекут представителей бизнес-сообщества, которые раньше не решались заниматься внешней торговлей.
Заключение
Изучив выбранные для анализа вопросы, составляющие содержание данной курсовой работы, можно сделать некоторые обобщенные выводы:
Во-первых, вопрос о таможенной системе является основным и важным вопросом функционирования всей таможенной системы в целом, в современную эпоху. От состояния системы и ее постоянного поступательного развития во многом зависит оптимизация общей организации таможенного дела, эффективность деятельности различных таможенных органов и, соответственно, совершенствование таможенной системы в целом.