Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время одной из актуальных тем для обсуждения в кругах современных экономистов является проблема государственного вмешательства в экономику. Конечно, нельзя отрицать решение государства об определенных функциях в области экономического развития. Стоит отметить, что такие вопросы, как соотношение рыночного и государственного регулирования и степень их вмешательства в экономику, привели к появлению довольно большого количества теоретических взглядов соответствующих практических направлений - от планового регулирования экономики государством как единственным монополистом до теории экономического развития. либерализм, который утверждает, что управление экономикой посредством неограниченного частного предпринимательства будет очень эффективным. Во многих странах существует промежуточный вариант, например, в Китае - рынок и государственные регулирующие органы, в Австрии и Германии - рыночная экономика, ориентированная на социальное обеспечение, в Швеции и других странах - модель смешанной экономики.
В нашей стране в советское время была создана командно-административная модель управления экономикой, которая предполагает существование единого аудитора - государства. Эта концепция была основана на централизованном планировании для решения вопросов о том, что производить, как производить, для кого производить и как эффективно использовать имеющиеся ресурсы, рабочую силу и капитал. В модели развития рынка говорить о государственном регулировании ничего не приходится. В плановом плане все многообразие форм собственности заменяется единой, государственной, а ответы на важнейшие вопросы экономики решаются путем строгой централизации и распределения. Спустя десятилетия этот метод организации хозяйственной жизни оказался неэффективным. Государство не могло решить насущные проблемы, находясь в рамках этой экономической системы. Пятилетние планы развития были малоподвижными, плохо приспособленными к изменениям.
Только путь развития рынка помог устранить эти проблемы. Государство не несет ответственности за производство и распределение ресурсов, товаров и услуг, но степень его вмешательства должна постоянно регулироваться. Следовательно, она не имеет права свободно распоряжаться капиталом, ресурсами и промышленными товарами, как в распределительной экономике.
Рыночная система характеризуется гибкостью и динамичностью в принятии решений производителями и покупателями. Государственная политика должна быть направлена на немедленное реагирование на изменения в рыночной экономике, чтобы быть эффективным стабилизатором, ускоряющим развитие экономики.
В данной курсовой работе освещаются и анализируются основные современные концепции и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений.
Глава 1. История развития роли государства в рыночной экономике
Сначала мы совершим исторический экскурс в прошлое, чтобы определить наши взгляды на функции и роль государства в развитии и существовании современной рыночной экономики.
По мере становления и развития экономики отношение к государственному регулированию в рыночной системе на разных этапах было разным. В период становления рыночных механизмов в XVII и XVIII веках доктрина меркантилизма получила широкую известность. Он был основан на идее, что государственное вмешательство необходимо для развития международной торговли и промышленности.
В начале XX века концепция меркантилизма была заменена идеей экономического либерализма, в связи с формированием рыночных отношений определенный класс предпринимателей стал рассматривать государственное регулирование как препятствие для своей экономической деятельности, поэтому новая теория сразу же нашла большое количество поклонников среди мыслителей того времени.
Идеи экономического либерализма наиболее полно раскрыты в работе выдающегося экономиста Адама Смита "Исследование природы и причин богатства народов" Адама Смита. Исследование природы и причин богатства народов. 2007. А. Смит утверждал, что рыночный механизм способен к саморегулированию, поскольку он опирается на "невидимую руку". Именно она выступает в качестве движущей силы развития. В учении Смита была сформулирована идея о том, что, исключив государственное регулирование, экономика будет функционировать более эффективно. Он считал, что у государства нет необходимости вмешиваться в экономику страны и, прежде всего, предоставлять рынку полную свободу действий.
Адама Смита и его последователей в экономической теории принято называть классической школой. А. Смит, Дж. Сэй, Д. Рикардо считали, что эффективность функционирования рынка зависит от степени государственного вмешательства в экономику.
Концепция классической модели типична для последних десятилетий, когда предположение о том, что только надежда на рыночную саморегуляцию может поставить под угрозу существование капиталистической системы, получило практическое подтверждение и теоретическое обоснование.
Взгляды на роль государства в рыночной структуре были революционизированы выдающимся английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом. Идеи, выдвинутые Кейнсом, вызвали бурю эмоций в классической концепции рыночной экономики. Они доказали, что невозможно исправить экономический спад самостоятельно, что необходимы механизмы государственного регулирования как инструмент баланса совокупного спроса и совокупного предложения, а также реализация плана антикризисного управления экономикой.
Стоит оценить широкое влияние кейнсианских идей на экономическую мысль. В теоретическом смысле Кейнс внес свой вклад в развитие нового раздела - макроэкономики. Макроэкономический анализ основан на инструменте, введенном Кейнсом. В области макроанализа было выдвинуто множество новых теорий, критикующих кейнсианство. Например, экономическая и управленческая теория уделяла особое внимание регулированию спроса.
После Второй мировой войны совокупный спрос во многих развитых странах регулировался с помощью соответствующих инструментов денежно-кредитной политики, а именно денежных и финансовых инструментов, которые смягчали циклические колебания.
Вторая половина 70-х годов была отмечена негативным влиянием этой политики на предложение (производство). Новые модели развития были предложены сторонниками монетаризма и теории экономики и менеджмента. Они обосновали идею не столько прямым вмешательством государства в рыночную экономику посредством макроэкономической фискальной политики, сколько идеей создания финансовых условий для нормального функционирования рынка.
Глава 2. Роль государства в современной рыночной экономике
Во-первых, необходимо определить, что именно включает в себя концепция государственного регулирования. Государство в рыночной экономике - это система государственного управления рыночной экономикой страны, основанная на необходимости государственного регулирования, препятствующего функционированию рыночной экономики. Кроме того, государственное регулирование экономики, по общему определению, представляет собой систему косвенного воздействия на поведение экономических субъектов и, следовательно, на экономику в целом путем изменения законов, налогов, тарифов, обменных курсов, использования других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации конкретного конкретные виды деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список Литературы
1. Базылев, Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2013. - 672 с.
2. Государственное и региональное управление - Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. М.: Юнити-Дана, 2007. - 264 с.
3. Нестерова, А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2011. - 63 с.
4. Никитин, С., Глазова Е. Государство и проблема монополии. //Мировая экономика и международные отношения, 2014, №7. - 54 с.
5. Шлафман А.И. Типы государственного регулирования и поддержки предпринимательства. // Мир экономики и права. - №11, 2010. - 54 с.
6. Плотницкий М.И. Экономическая теория (микро- и макроэкономика) Мн.: Интерпрессервис: Мисанта, 2013. - 541 с.
7.. Камаев В.Д. и др. Экономическая теория: Учебник - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 258 с.
8.Терентьева Н.А., Кривошеева И.В. Роль государства в современной рыночной экономике России: теоретические и прикладные аспекты. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 1 (45). - С. 73-78.