Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая принимает и разрабатывает законы и другие правила, регулирующие общественную жизнь, контролирует и принимает государственный бюджет.
Законодательная власть выступает как возможность и право непосредственно народом и от его имени принимать важные государственные нормативные акты высшей юридической силы и общего характера. Такие нормативные акты регулируют основы социально значимой деятельности и действий государственных учреждений, юридических и физических лиц, государственных органов и государственных организаций .
Законодательная власть рассматривается как выражение национального суверенитета, воли народа и его интересов. Поэтому законы имеют приоритет и высшую юридическую силу перед государственными актами судебных, исполнительных и иных государственных органов. Акты Правительства, Президента и судов не могут противоречить закону. Напротив, они основывают свою деятельность на нормах права и применяют их. Только орган конституционного контроля может признать закон недействительным, не отменяя его юридически, на основании вывода о том, что закон не соответствует Основному закону, то есть Конституции, которая имеет высшую юридическую силу. В некоторых мусульманских странах (например, Пакистан, Иран) законы также могут быть признаны недействительными, если они противоречат Корану .
Законодательная власть несет ответственность за то, насколько эффективно она представляет народ. По этой причине важно учитывать тенденцию к более смешанным формам и размыванию границ классических форм правления, характерную для современной России.
Законодательный орган несет ответственность за то, насколько эффективно интересы общества представлены и проявлены в законах государства. Закон обязателен для всех, поскольку является высшим актом парламента, представляющим интересы всех социальных групп и слоев населения государства.
В современных обществах парламент является субъектом законодательной власти. Парламент является высшим законодательным и представительным органом государства. Именно от работы парламента, его целенаправленной деятельности и эффективности во многом зависит, какие законодательные акты и политические решения принимаются в государстве, какие ценности, идеи, взгляды, идеалы, нормы, принципы, модели поведения и убеждения преобладают. Представительные (законодательные) органы создают объективные условия для решения важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, формируют общественные идеалы и ценности.
Взаимоотношения между исполнительной и законодательной ветвями власти во многом определяются государственным строем и формой правления. При парламентской системе (парламентская монархия или парламентская республика) преобладает законодательная власть и формируется правительство, подотчетное парламенту, при этом роль главы государства не является существенной. В республиках с двойным представительством, абсолютных монархиях и президентских системах лидерство принадлежит главе государства, и правительство часто возглавляет глава государства. Парламент не формирует правительство и не может отстранить его от должности, а министры и главы государств могут быть отстранены от должности только парламентом через процедуру импичмента .
Совершенствование форм взаимодействия исполнительной и законодательной власти привело к появлению смешанных форм правления: республик парламента и президента (Венгрия) и президента и парламента (Франция, Россия). Поэтому важно учитывать, что тенденция к увеличению количества смешанных форм и размыванию границ между классическими формами правления характерна и для современной России.
Характеризуя российский парламент в свете принципа разделения властей, можно выделить три момента:
-употребление термина "парламент" подразумевает официальное принятие категории парламентаризма с учетом условий и особенностей России и цивилизованного опыта мира;
-отличительной особенностью является то, что он определяется как государственный представительный орган;
-Федеральное Собрание является законодательным органом РФ.
Однако Конституция 1993 года не основана на принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Вопросы недоверия Правительству, выраженные Государственной Думой, в конечном итоге решаются Президентом РФ.
Глава 7 Конституции РФ уделяет особое внимание судебной власти как третьей независимой ветви власти. Судебная власть и органы ее осуществления имеют значительную специфику, что отражено во ч.2 ст.118 Конституции РФ, где говорится, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция РФ четко определяет, что судебная власть в России осуществляется исключительно судами РФ. Подчеркивается независимость судов.
Рассмотрим основные функции парламента:
-контрольная функция;
-законотворческая функция;
-функция представительства.
В осуществлении этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания РФ, что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательных органов РФ. Осуществление функций происходит за счет конкретных полномочий каждой палаты.
Хотя полномочия Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ закреплены в Конституции РФ в виде закрытого перечня, совершенствование конституционных правоотношений пошло по пути увеличения конституционно закрепленных полномочий каждой в отраслевом (специальном) законодательстве.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре РФ " Совет Федерации РФ освобождает от должности и назначает на должность не только Генерального прокурора России, но и его заместителей. Совет Федерации РФ назначает председателей Верховного Суда РФ и их заместителей. В обоих случаях полномочия Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ нельзя считать неограниченными, полномочия каждого из них определены только законом, что не дает им права решать любой вопрос по своему усмотрению. Следует отметить, что Конституция РФ содержит не закрытый перечень всех полномочий каждой палаты Федерального Собрания РФ, а только те, которые являются исключительными.
Федеральное Собрание РФ предопределено Конституцией РФ в качестве не только представительного органа государственной власти, но и законодательного органа государственной власти.
Представительная функция Федерального Собрания РФ заключается в том, что каждая из его палат представляет:
-народа Федерации через депутатов Государственной Думы РФ (представляющих интересы различных политических сил и групп населения), которые избраны избирателями;
-народы России, проживающие в субъектах РФ, представлены через членов Совета Федерации, которые назначаются (избираются) региональными органами государственной власти.
Основная функция парламента заключается в предоставлении ему возможности контролировать деятельность других государственных должностных лиц и органов государственной власти .
Эта функция осуществляется в основном следующими полномочиями:
-Совет Федерации утверждает ряд указов Президента РФ;
-отзыв и назначение (или дача согласия на назначение) некоторых государственных должностных лиц: председателя Центрального банка РФ, судей Верховного суда РФ, председателя Правительства РФ, уполномоченного по правам человека в РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей и т.д.;
-случай выражения Государственной думой РФ недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии;
-отречение от должности Президента РФ и т.д.
Основной функцией парламента является законотворчество. Хотя в законодательном процессе участвуют многие субъекты, особую роль в законотворчестве играет Государственная дума РФ, нижняя палата парламента.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О прокуратуре РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 47. - Ст. 4472
3. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 52 (часть I). - Ст. 8973
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 11. - Ст. 1416
II. Основная и специальная литература
5. Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография. М.: Юстицинформ, 2022. 484 с.
6. Авакьян С.А. Разделение властей: для каких уровней применять / С.А. Авакьян // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 4 (123).
7. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. - С.147.
8. Епифанов И.О. Нормативное закрепление принципа разделения властей на законодательную и исполнительную в бюджетном законодательстве РФ // Современное право. 2018. № 12. С. 79 - 84.
9. Зеленцов А.Б. Административная власть как правовая категория // Административное право и процесс. 2021. № 2. С. 35 - 41.
10. Кабышев В.Т. 25 лет Конституции Российской Федерации: итоги конституционного диалога / В.Т. Кабышев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 2 (127).
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
12. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020.- С.254.
13. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
14. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
15. Корсаков Д.Н. О поправках в Конституцию РФ, регулирующих статус и полномочия органов судебной власти // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 55 - 58.
16. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
17. Миерхольд А.А. Конституционная эволюция порядка формирования и полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Lex russica. 2018. № 11. С. 134 - 144.
18. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
19. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. – С.201.
20. Селихов Н.В. Организация верховной власти в России: вопросы теории и практики // Российский юридический журнал. 2018. № 2. С. 19 - 31.
21. Ульбашев А.Х. Природа судейской деятельности в России // Российский судья. 2019. № 11. С. 58 - 64.